Содержательные теории мотивации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мотивация – это внутреннее побуждение себя и других к деятельности для достижения поставленных целей. а)Маслоу – каждый человек в 1 очередь стремится удовлетворить первичные потребности. 3 – предусмотрение времени для общения с подчинённым, создание команды, создание неформальных групп, приглашать на собрания рабочих, стимулирование социальной активности 4 – обеспечить обратную связь, поощрять за результаты, продвигать по служебной лестнице, диллигировать полномочия. 5 – обеспечить повышение квалификации, дать самовыразиться, самоутвердиться, дать более сложную работу. б)Маклеланда – потребности работников сводятся к стремлению и успеху, которые определяются высокой степенью решать более сложные задачи, стремлением к власти определяется высокой степенью руководительной деятельности, стремление к признанию. в)Макгрегори – дополнительная ось Z, когда каждый работник имеет свободы, работает без надзора, а это возможно когда совпадают личные и коллективные условия, взаимопонимание.
Порцессуальнае теории мотивации. Мотивация – это внутреннее побуждение себя и других к деятельности для достижения поставленных целей. а) Рума (ожидание) – предполагает что выбранный тип поведения приведёт к заданному результату. б) Адамса (справедливость) – работник сравнивает соотноше-ние затрат труда своего и результатов других работников. в) Портера-Лоулера – объединяет 2 предыдущие теории и учитывает 5 факторов: затр усилия, восприятие, результат, вознаграждение, степень удовлетворения. 26. сущность контроля как ф-ии менеджмента и виды его. Контроль - определение отклонений от заплонир хода деят-ти и выявление причин, кот это вызвали.
Цель контроля: создание условий, при кот нарушения и отклонения будут невозможны. Контроль бывает: 1.предварительный (до нач пр-ва работ) 2.текущий (во время пр-ва работ в соотв с сущ стандартами) 3.заключительный (после пр-ва работ, проводится анализ, что получ, что не получ, что нужно сделать в след раз) Контроль позволяет: выявить отклон от заплонир хода деят-ти. Собрать информ о текущем состоянии, что сделать в след раз, какое влияние оказал контроль на принятие решения, для установл обратн связи.
27. Содержание процесса контроля :1. Установление нормативов (установление стандартов деятельности организации, подлежащих контролю) - установление критериев эффективности работы в виде количественных и качественных целей. На данном этапе происходит определение параметров функционирования и развития организации, которые впоследствии необходимо контролировать, и источников информации о них. Параметры бывают в виде различных стандартов и нормативов, соответствующих целям организации. К нормативам предъявляют следующие требования:- научная обоснованность;- надежность;- гибкость;- выполнимость в нормальном режиме работы;- адекватность. Не все, что нужно контролировать, можно выразить в количественных показателях. Это усложняет контроль, поэтому иногда его осуществляют ориентируясь на различные реакции людей. Создается модель системы управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных и конечных результатов, а так же места для осуществления контрольных действий (точки контроля). Сопоставление фактических результатов с нормативами (измерение и анализ результатов деятельности организации). Заключается в снятии информации о реально достигнутых результатах и сопоставлении с существующими нормативами, то есть выявление отклонения от стандартов и принятие решения о возможной корректировке нормативов.
4. Реагирование менеджера на результаты проверки (корректировка хозяйственных, технологических процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями). Состоит в корректировке деятельности организации, ее целей, пересмотре планов, перераспределении заданий, в совершенствовании технологий и всего процесса управления. Если процесс управления протекает нормально, то есть поставленные цели, в основном, достигаются и лучше не вносить изменения. Необходимо определить допустимую степень отклонения от нормативов, которые не должны вызывать волнения у менеджера. Корректировку осуществляют только при реальной опасности для деятельности организации. 28. Методы управления на предприятии,их хар-ки 1.эвристические методы. В основе их аналитич способности, опыт и интуиция лиц, кот принимают реш-я. Эти решения принимаются наиболее часто и оперативно (метод платежной матрицы, метод «дерево решений») 2.коллективные методы – приглашение подчин-ых принимать решения с пом совещаний, дискуссий, планерки, использование методов экспертного опроса, метод дельфи, мозговой атаки; 3.количественные методы основываются на сборе и обработке массивов информации(матем. статист.) 29. Принципы менеджмента на предприятии. Принципы - это основополагающие идеи, закономерности, правила, которые использует менеджер для повышения эффективности. 1.сочетание централизации и децентрализации. Централизация - это принятие решения одним лицом, а децентрал- это коллективность. 2.плановость - предполагает наличие цели и основных направл по их достижению (план, целев програм) 3.научной обособленности - любое решение должно быть обособлено. 4.экономичности - любое решен должно приносить эконом или соц эффект. 5.равномерн распред прав, обязаност и ответствен - каждый работник должен знать свои права и обязанности и периодически за них отчитываться. 6.демократиз управл - предполагает привлечен подчиненных к управлению и поддержке их инициатив. 7. иерархичности и обратн связи- предполагает установл соподчиненности и получ инф-ции о трудовых коллек-вах.
30. управление персоналом на предприятии. Упр-ние персоналом - это комплексн, целенаправл процесс, по созданию благопр условий, по создан творчес, инициатив труда. Цели управлен персоналом: 1.направленность на потребителя 2.ориентация на прибыль 3.ориентация на развитие 4.ответственность перед обществом 5.ориентация на работника. Схема упр-ния персоналом: 1.Орг-ция упр-ния: 1)структура персонала: -опред-ние квалификации работников, -сложность труда, -кол-во работников в основн, вспомог пр-ве, -кол-во инженерных работников и т.п.. 2)технология и стиль упр-ния: -распредел-ся фун-ции упр-ния, -опред-ся методы пр-ва работ, -опред-ся стиль упр-ния 3)орг-ция труда: -необходимо предусмотреть меры по совершенствованию орг-ции производственных процессов - ~ по ликвидации простоя - ~ по опред-нию режима труда и отдыха - ~ по орг-ции бизнес-процесса как в производств подразделе-ниях, так и в аппарате упр-ния 2.Руководство персоналом: 4)планирование потребностей: -выбор методов, опред-щих потребности работников в зависимости от выработки на 1-го рабоч - ~ исходя из площади помещ - ~ исходя из паспорт данных оборудования 5)подбор кадров: -опред-ся методы подбора -опред-ся методы расстановки и планирования карьер 6)адаптация кадров: помощь приспособиться новому работнику в новом коллективе 7)мотивация: исп-ть различ методы для мотивации и стимулир труда сотрудников 8)оценка персонала: предусматр-ть оценку труда сотрудников 9)инф-ция о персонале: обеспечить обратн связь о персонале 31. руководство персоналом и организация управления персоналом Руководство (и мотивация) – это побуждение себя и других к деят-ти для достижения поставленных целей. Менеджеру необходимо выявить те потребности, кот наиболее сильно влияют на поведение сотрудников, и создать среду, способствующую мотивации. Правила поведения руководителя при упр-нии людьми: 1.если вы хотите обратить внимание на ошибки подчиненных, то сначала отметьте «+» качества в его работе. 2.не говорите в приказном тоне, а представьте дело так, что это нужно для фирмы
3.чтобы лучше понять позицию оппонента, постарайтесь взглянуть на проблему с его точки зрения и оценить ситуацию 4.в беседе не перебивайте партнера, высказывайте дружеское отношение к нему 5.не следует полагать, что если вы шеф, то вы знаете работу лучше других. Считается обычным делом обращаться за консультациями к подчиненным, а не поучать их 6.менеджеру не следует выполнять работу за других. Его основная задача – планировать, орг-ть и контрол работу других 7.не следует все задачи решать одновременно; надо выделить 2-3 основные задачи, а остальные – делегировать подчиненным 8.критикуя, критикуем мнение, а не автора. Орг-ция – это объединение ср-тв труда и людей; процесс взаимодействия людей для достижения поставленных целей. Орг-ция включает: 1.построение организационной структуры упр-ния 2.подбор работников 3.опред-ние прав, обязанностей и ответственности 4.заключение контрактов и договоров 5.распределение работ м/у работниками 6.группировка заданий 7.создание взаимосвязей м/у работниками и отдельными службами 8.опред-ние подчиненности 9.распределение ресурсов 32. Преимущ и недостат различных источников подбора кадров. Источники подбора кадров: внешний и внутренний. 1.Ввнутренние источники(внутри орг-ции): +min затраты +быстрое замещение должности +хорошие возможности для продвиж по службе +знание сотрудника +знание пр-ва -маленький выбор -появл-ся затраты на повышение квалифик -производственная слепота (привыкаешь к недостаткам) -разочарование коллег -трудно сказать «нет» своим сотрудникам 2.Внешние источники (вне орг-ции) +прием на работу непосред удовлетв спрос в кадрах +большие возможн для выбора +перенос знаний из другого предприятия. -большие расходы на подбор -медленное замещение должности -отриц воздействие на климат в коллективе -нет знаний данного пр-ва - длительный испытательный срок 33. Необходим оценки сотрудников на фирме, методы оценки. Оценка персонала- это целенаправ процесс установления соотв-вия деловых и личн качеств личности требованиям должности. С пом оценки решаются след задачи: -выбор места в орагизац структуре -разработка возможных путей совершенствования -опред-ние степени соов-вия заданным критериям -установление обратной связи -удовлетв потребности работника в оценке собственного труда Методы оценки персонала: 1.прогностический: исп-ся анкетные данные, хар-ки, мнения и отзывы с прежнего места работы, личные беседы, психол тесты 2.практический: проверяется пригодн работника к выполн служебн обязанност на основе результатов его практ деят-ти. Исп-ся техника пробных перемещений.
3.имитационный: претенденту предлагают решить конкретн ситуацию. В конечном итоге провод экспертн оценка св-в и делов кач-в личности 4.балльный: отдельные критерии работника оцениваются его коллегами с пом анкет, и опред-ся средняя оценка по каждому критерию и суммарная оценка в целом 5.оценка сильных и слабых сторон Оценка работника служит 3-м основным целям: -админ (повыш по службе, перевод, прекращ труд догов) -инфор (работн узнает сильн и слаб сторон своей труд деят-ти) -мотивацион (определ сильн работн их можно вознаградить) 34.Необход-ть и цели повышения квалиф и переподготовки персонала. Причины, кот вызывают необходимость повышен квалификац: 1.нехватка квалифицир рабоч кадров 2.увеличение стоимости рабоч силы 3.давление конкурентов 4.новые постоянно меняющиеся технологии 5.стремление занять более высокую должность 6.соц ответственность за своих работников. Повышение квалификации - это получение новых знаний по полученной специальности. Переподготовка - мероприятие по освоению новых профессий.. Цели повышения квалификации: 1.индивид: сохранение рабоч места, улучшен условий труда, рост по службе, формирование авторитета 2.цели фирмы: обучение новых работн, внедр новых технологий 3.общественные: реализ различных общеобразоват программ. Формы повышения квалиф: 1.внутри орг-ции и вне её. 2.при участии преподавателей и без них 3. с отрывом от пр-ва и без отрыва 4.активная (тренинги, деловые игры) и пассивная форма (прослушивание) 35. Необх самообраз-ния менеджера. План карьеры менеджера. На предприят менеджеру необходимо создать условия для обу-чения и саморазвития своих работников. Можно исп-ть метод активного самоанализа и контроля (метод МАСАК): Его суть: 1.на 1-м этапе провод-ся диагностика личност и деловых кач-в работника 2.на 2-м этапе: опред-ся отклонение от желаемого уровня 3.на 3-м этап: сост-ся план мероприятий по устранению недостатков, отклонений. Менеджеру необходимо помочь работнику опред-ть его будущие перспективы роста. В рамках сомообраз-ния желательно исп-ть личный план карьеры, кот должен включать: 1.работа 2.хоз-во(эконом полож) 3.физическое состояние 4.соц положение 5.семейная жизнь
36. Стили упр-ния в менеджменте, хар-ка управленческой решетки Стиль упр-ния - это почерк менеджера, это устойч система методов, которые исп-ет менеджер, управляя коллективом. Для опред стилей упр-ния исп-ся спец решетка: 1.1.(А) - нищета управления. Такой руков не проявл заботы ни о людях, ни о произ-ве. Он предприн min усилия, только чтобы орг-ция осталась на плаву. 1.9(В) – упр-ние загородным клубом. Такой руков не заботится о пр-ве, прилагает усилия только для создания благопр дружеской атмосферы в коллективе. Он приятен в общен, внимательн, часто хвалит, ищет такие решения, кот удовлет бы коллектив. 5.5(С) - компромиссный стиль. Такому руков хар-на философия золотой середины, в ее основе система допущений, обеспечивающих мирное сосуществ руковод с подчинеными. 9.1.(Д) – режим подчинен (авторитарности). Такой руков отдает предпочт max-ции произ результов, диктуя подчиненным, что и когда им следует делать. 9.9 (F) – коллективное упр-ние.Такой руков в max-ной степени заботится о людях и о пр-ве.У него нет расхождений между личными целями и целями предприятия. Дополнительные стили упр-ния: 1.патернализм- это сочетание подходов 9.1 и 1.9. Это метод кнута и пряника. 2.оппортунизский стиль–исп-ет сочетание любых подходов, кот способны укрепить его положение и дать ему опред дивиденды. 3.фасадизский стиль – создает иллюзию того, что на предприя-тии все в порядке, хотя на самом деле проблем на предприятии предостаточно, пользуется доверием человека против него самого 37. Особенности авторитарн и компромиссного стиля упр-ния Авторитарный: в нем сочетается max забота об эффект произ-ва с min заботой о людях. Он полагает, что произв-ные задачи можно решить только в том случае, если люди находятся под контролем. Уверенность руководителя такого типа в своих силах базируется на ощущении собств значимости, когда он сосредот власть в своих руках и ожидает безусловного подчинения персонала. Руковод подобного типа обходится без рекомендаций, советов или др помощи со стороны. В противном случае он бы дал понять подчинен, что находится в проблем ситуации, а это свидетельствует о его слабости или недостаточно высокой компетентности Компромиссный: степень забоды о произ-ве сочетается с умеренной заботой о людях. Этот тип упр-ния предполагает наличие противоречий м/у потребностями произ-ва и потребн работников. Решение дилемм состоит в нахождении компромисса. Главн идея менеджера состоит в том, что крайности порождают конфликты и их следует всячески избегать. О руковод такого типа говорят, что они очень общительны, открыты, легко сходятся с людьми, имеют классич тип. Все, что отвергается в фирме другими, отвергается и им. Свуою цель он видит в том, чтобы все фун-ции выполнялись разумно и не противоречили принятому порядку способом.
38. Демократический и дополнительный стиль упр-ния. Демократический стиль управления наз-ют коллегиальным, товарищеским. Его черта — активное общение м/у начальником и его сотрудниками. Решения приним-ся на общем собрании. Этот стиль способствует распространению инф-ции и облегчает принятие решений, однако при авторитарном стиле решения все же принимаются быстрее. Демократ стиль упр-ния оказался преобладающим в коммерческой сфере деят-ти – около 65%. Этот стиль опирается на материальные стимулы, "боксерскую" реакцию руководителя, на меняющуюся рыночную конъюнкту-ру. Такой руководитель - хороший дипломат, умеет договари-ваться с самыми разными деловыми партнерами. Иначе «не купишь подешевле и не продашь подороже». С подчиненными он общителен, дружелюбен, ровен в отношениях, т.к. всегда помнит о самоконтроле. Перед принятием решения советуется с сотрудниками. Ответственность распред-ся с учетом передавае-мых коллегам полномочий. Поощряет инициативу, умело исп-ет ее в интересах дела. К людям подходит дифференцированно, хорошо их изучив. Новых работников принимает придирчиво, ценя в первую очередь перспективу дальнейшего роста, надежность. Сторонник дисциплины, но в разумных пределах. Демократ стиль упр-ния наиболее эффективен при работе с персоналом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|