Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.02. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» Общеобразовательного цикла» Программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); 35.02.03 «Технология деревообработки»;10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем»; 400201 «Право и организация социального обеспечения». I курс Абакан, 2016
Составитель: Мартынова А.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ РХ ХПК. Эксперты: Внутренняя экспертиза Техническая экспертиза: Шувалова Л.В., старший методист ГБПОУ РХ ХПК. Содержательная экспертиза:Бесчастных Е.В., преподаватель высшей категории ГБПОУ РХ ХПК. Внешняя экспертиза Содержательная экспертиза: Залевская Л.В., доцент кафедры ГД ГБОУ ХТИ – филиал СФУ. Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля и социально-экономического профиля:
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); 35.02.03 «Технология деревообработки»; 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 400201 Право и организация социального обеспечения». Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).Рабочая программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259). Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………4
общая характеристика учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»…………………………………………………………………………………………….5 Место учебной дисциплины в учебном плане………………………………………….7
ТЕматическое планирование………………………………………………………………......8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………..12 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ………..30 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ ОСТАВЛЯЮЩЕЙ.............................................................................32 учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»..........................33 результаты освоения учебной дисциплины.....................................................................36 КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................................39 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК..................................................................................................42 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ.................................................................................................44
Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения в ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей: · воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; · освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; · совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности. Общая характеристика учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и националь- ного самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Лите- ратура» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучаю- щиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широ- ком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художе- ственный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской ком- петенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реа- лизующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особен- ности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования она изучается более углубленно. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятель- ной работы студентов. Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку сообщений, докладов, рефератов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы, написание
рефератов, сочинений и др. Большое внимание уделяется участию обучающихся в научно– исследовательской работе, включающей работу над индивидуальными проектами с применением информационных техноогий. Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении бо- лее глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности. В содер- жании учебной дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения выделен курсивом. Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уров- ней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру. В процессе изучения литературы предполагается проведение практических за- нятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий ис- следовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучаю- щихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, разви- вают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя». Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения. Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть об- зорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.). Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность ото- брать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала. Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изуче- нием теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литератур- ных критиков и т.п. Изучение литературы завершается подведением итогов в форме комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего об- разования (ППССЗ).
Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обя- зательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего обще- го образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литера- тура. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего обра- зования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. Учебная дисциплина «Русский язык и литера- тура. В ГБПОУ РХ ХПКна изучение дисциплины "Русский язык и Литература. Литература" по специальностям технического профиля среднего профессионального образования отводится 176 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ППССЗ среднего профессионального образования. Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Литература» формирует и развивает универсальные учебные действия, проектные и исследовательские действия, имеет большой потенциал в решении задач воспитания и социализации обучающихся на ступени получения среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ. Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение учебной дисциплины " Русский язык и Литература. Литература" при овладении студентами специальностями технического профиля. Резерв времени – 1 час – направлен на изучение: Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа (рассчитана на 59 часов), включающая анализ и заучивание стихов, филологический анализ отрывков художественных произведений, написание рефератов, докладов, творческих работ, индивидуального проекта с использованием информационных технологий. Контроль качества освоения дисциплины „ Русский язык и литература. Литература“ проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по итогам изучения дисциплины в конце учебного года. тематическое планирование тематический (поурочный) план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|