Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 9 Глава




В прикладной социологии существует еще один срез типо­логии личности, имеющий существенное значение для понимания особенностей взаимодействия каждого конкретного человека с ок­ружающей средой и другими людьми. Каждый из нас в своей жиз­недеятельности сталкивается с широкой сферой вещей и явлений, в той или иной степени затрагивающих наши жизненные интере­сы. Сюда входят здоровье, дети, удовлетворенность учебой или работой, материальное благополучие, личная безопасность, разви­тие культуры, спорт, честь и достоинство, политика и т.п. Некото­рые из них имеют очень большое значение для нас, другие- го­раздо меньшее, а есть и такие вещи, которые не имеют для той или иной личности никакого значения. Например, футбол для одного человека очень значим, а для другого он может вообще не сущест­вовать, поскольку никакого значения для него не представляет. Те вещи, явления, процессы, которые влияют на нашу жизнь, без осо­бого труда можно отделить от тех, которые никак на ней не сказы­ваются, и поместить первые из них в сферу значимости. Если эти вещи и явления проанализировать, то легко заметить, что среди них есть такие, которые подконтрольны нам, и мы можем оказы­вать на них влияние, а есть такие, над которыми мы не властны. Первые из них составляют сферу нашего влияния. При некотором размышлении мы убедимся в том, что сфера влияния у нас мень­ше, чем сфера значимости, поскольку есть немало вещей очень значимых для нас, но мы не в состоянии оказать на них нужное


нам влияние. Более того, мы придем к выводу, согласно которому у одних людей сфера влияния на других людей и на обстоятельст­ва жизнедеятельности гораздо обширнее, чем у других.

Вот здесь-то и открывается возможность разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они веч­но утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Их повседневные разговоры изоби­луют такими оборотами: «Ничего не поделаешь», «От меня ничего не зависит», «Я вынужден так поступать», «Мне ни за что не дадут эту работу», «Она доведет меня до психушки» и т.п. Вторую груп­пу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, го­товы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельст­ва к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Для них характерны такие выражения: «Попробую дока­зать свою нужность», «Необходимо решить задачу при любых об­стоятельствах», «Переберем все возможные варианты», «Пойдем другой дорогой», «Обязательно добьюсь».

Действия первого типа личности - назовем ее личностью ре­активного типа- развертываются чаще всего по схеме: «стимул -реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окру­жающей природной и социальной среды. Когда погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют, если плохая — подавлены, угрюмы, раздражительны. Еще больше зависит такой человек от «социаль­ной погоды». Если к нему хорошо относятся, заботятся о нем, по­такают его желаниям и вкусам, у него прекрасное расположение духа, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни другими людьми, ни самим собой. Человек тако­го типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельст­ва или чей-то злой умысел. Он все больше подчиняет себя внеш­ним влияниям, во все большей степени ощущает себя жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответ­ственность за свои дела и поступки, за свою судьбу. Это выража­ется в бесконечных нареканиях на несправедливость и обвинениях окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, не-



 


Личность такого типа — назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. Такая личность, разумеется, учитывает влияние окружающей среды и давление обстоятельств, но она действует не столько под их воз­действием, сколько под влиянием цели действия - сознательно из­бранной, тщательно продуманной и выверенной, ставшей жизнен­ной потребностью. На проактивную личность тоже влияют внеш­ние факторы: физические, социальные, психологические, но ее ре­акция на эти воздействия осознанно или нет является ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности - успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ори­ентации направлены на достижение разумно выбранной цели). Че­ловек такого типа зачастую оказывается выше обстоятельств, уме­ет подчинить их себе, всегда контролирует ситуацию, полностью отвечает перед собой и другими за свои поступки и дела, за свою судьбу. Такие люди также сталкиваются и с физической болью, и с неприятностями в служебных делах, и с непониманием, и с не­справедливостью, но все эти и другие жизненные невзгоды и ис­пытания становятся для них тем, в чем закаляются характер и во­ля, вырабатывается стремление и умение преодолевать трудности, достигать поставленную цель. Вырабатываемая при этом положи­тельная и в сущности своей созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той облас­ти действительности, в которой происходит повседневная жизне­деятельность, приводит к успеху, побуждает расширять сферу их влияния не только на себя, но и на других людей, но свойственные им сферы значимости. Эти особенности динамики сферы влияния и значимости проактивного типа личности в сопоставлении с со­ответствующими сферами реактивной личности изображены на рис. 26.

Различие этих двух типов личности проявляется во всем: и в мыслях, чувствах, и в поступках, и в оценках людей и событий. По-видимому, в мире не найдется человека, за редчайшими ис­ключениями, который бы не понимал и не ощутил ценности люб­ви. Каждому из нас хочется, чтобы нас любили, ласкали, нежили. Но гораздо важнее быть не пассивным объектом любви, а ее ак­тивным субъектом. Реактивные люди понимают любовь как со­стояние, полагая, что это чувство - вне пределов нашей компетен-



 


гут быть определены как наши личные успехи и победы. А это оз­начает, что каждому необходимо начать работать над собой. Надо только помнить, что в моих силах - отыскать в себе и мобилизо­вать внутренние ресурсы, проявить волю и упрямство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желания высокой цели, стремится не столько иметь что-либо, сколько быть - быть активным, волевым, целеустремленным, настойчи­вым, и тогда черты базисной личности станут дополняться и обо­гащаться чертами личности модальной, особенности личности ре­активного типа — особенностями личности проактивного типа. То­гда волнующие вас проблемы окажутся менее сложными, окру­жающие вас люди - более благожелательными, а выбираемые ва­ми цели — более достижимыми.

Итак, социологический анализ выделяет в личности ее соци­ально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически разви­вающуюся личностную систему. Только такая системность и цело­стность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная дея­тельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, ко­торые наличествуют в обществе и определяют в решающей степе­ни траекторию развития личности.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем состоит различие терминов «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое личность?

3. Какова социально-психологическая структура личности?

4. В чем проявляется индивидуальность и неповторимость личности?

5. Каковы основные социальные качества личности?

6. Каковы особенности личности как социальной системы?

7. Какие основные типы личности выделяет и изучает социология?

Литература

1. Ануфриев Е.А. Личность. Гл. 5 //Социология /Под ред. Г.В. Осипова.
М., 1996.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 17. Мн., 2000.


3. Инкельс А. Личность и социальная структура //Американская социо­
логия. М, 1972.

4. Кови С. Семь навыков лидера. Деловой бестселлер. Навык 1: Будьте
проактивны. Мн., 1996

5. Кон И.С. Социология личности. М, 1967.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1977.

7. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М, 1982.

8. Мид Дж. Интернализованные другие и самость //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М, 1996.

9. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии.
Тексты. М., 1986.

10. Сорокин П.А. Положение личности в системе социальных координат
//Система социологии. Т. 2. М, 1994.

11. Фрейд 3. Я и Оно //Психология бессознательного. М., 1990.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1986.

13. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Л., 1979.

Глава 21. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т.е. как все люди, человечество, является, с одной стороны создателем, твор­цом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индиви­дом социального опыта, определенной системы знаний, норм, цен­ностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и дея­тельности, называется социализацией.

Однако сказанное не исчерпывает содержания многогранно­го процесса, каковым является социализация. То, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социаль­ную среду, усвоении им социальных влияний, приобщении его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего


влияния среды. На самом же деле личность в процессе своего формирования очень избирательно относится к внешним воздей­ствиям, включая и самых влиятельных для нее индивидов; она по­степенно приобретает способности познания и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себя. По мере взросления она все чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседников, интересов и целей своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимо­действий.

Иными словами, формирующаяся личность не просто усваи­вает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собствен­ные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Этот, очень важный момент преобразования социального опыта как раз и фиксирует не просто пассивное его принятие и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмысле­нии и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремления и умения осуществлять «индивидуализированную при­бавку» к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. В таком понимании социализация существенно расширя­ет диапазон своего действия, а формирующаяся в процессе его осуществления личность предстает не только в качестве объекта, но и активного субъекта общественных отношений и взаимодейст­вий, испытывающего влияния окружающей социальной среды и одновременно влияющего на эту среду, на ее изменения.

Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соци­ального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхо­ждения в социальную среду, в систему социальных взаимодейст­вий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного вос­производства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личност­ной переработки и видоизменения социального опыта.

«Поскольку личность, - подчеркивает выдающийся амери­канский социолог Т. Парсонс, — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее зна­чение для ее формирования и функционирования» (7; 503).

Различаются две основные формы социализации — направ­ленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных


социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, свер­стников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разра­ботанная обществом или его определенными институтами и орга­низациями система средств воздействия на развивающуюся лич­ность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интере­сами и целями. Одним из важных способов направленной социа­лизации является воспитание - процесс сознательно организован­ного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производствен­ной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная, стихийная формы социали­зации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно микросоциалыюй средой (семья, компания свер­стников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с поло­жительным воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное подтолкнуть ее к отклоняющимся от обще­принятых в обществе норм, к социальной патологии. Следователь­но, стихийная социализация без включения механизмов направ­ленной социализации может стать ущербной как для формирова­ния личности, так и для определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в неко­торых случаях и преобразование корригирующим целенаправлен-: ным влияниям направленной социализации.

Однако и направленная социализация отнюдь не во всех случаях приводит к положительному воспитательному результату, особенно тогда, когда она применяется в антигуманных, реакци­онных целях (например воздействие фашистской идеологии, про­поведь расизма, деятельность деструктивных религиозных сект, наподобие сатанистов и др.). Поэтому направленная социализация может привести к позитивному формированию личности только в


том случае, если она осуществляется в соответствии с высокими] нравственными критериями человеколюбия, свободы совести, мо-1 рального долга и ответственности, в соответствии с принципами и нормами демократического общества.

Если исходить из известного утверждения, согласно которо­му человеком рождаются, а личностью становятся, то процесс со­циализации по своему содержанию есть процесс социального ста­новления и развития личности, который начинается с рождением индивида и продолжается всю его жизнь. Весьма существенным началом, посредством которого осуществляется социализация лич­ности, является ее идентификация... Сущность ее заключается в том, чго человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми он себя соотносит, не те нормы и правила, которые существуют в обществе, а те из них, с которыми он себя отождествляет. Каждый индивид причисляет себя к определенной группе, т.е. идентифи­цирует себя, свое «Я» с другими «Я», которые в своей совокупно­сти составляют определенное «мы» (этническое, территориальное, социокультурное, политическое и т.п.), которое и цементирует не­сколько или множество личностей в социальную общность.

Понятие идентификации было введено в науку знаменитым австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом первоначаль­но для обозначения эмоциональной привязанности ребенка к ма­тери, а впоследствии- в более широком понимании- стало трак­товаться в качестве центрального социально-психологического механизма формирования способности индивида к самопознанию и саморазвитию. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхож­дения его в определенную социальную группу, как процесс фор­мирования социальных установок.

Согласно Дж. Миду индивид, чтобы стать самим собой в] личностном плане, т.е. обладать самостью, должен быть членом] какого-то сообщества. Он «является индивидуальностью постоль-1 ку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку] перенимает в своем собственном поведении установления этогс сообщества (6; 233).

Только принимая установки определенного сообщества пс отношению к себе, индивид начинает осознавать себя в качестве


члена данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность. Организованное же сообщество (социальную группу), которое обеспечивает инди­виду единство и развитие его самости, Дж. Мид, Т. Парсонс и дру­гие социологи называют «обобщенным другим». Установка сооб­щества - это и есть установка обобщенного другого, воспринимая и усваивая которую, личность идентифицирует себя с данной общностью и одновременно соответствующим образом направляет свое собственное поведение. «Именно в форме обобщенного дру­гого, — пишет Дж. Мид, — социальный процесс влияет на поведе­ние вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов» (6; 227). Индивид же в таком случае принимает установку обобщен­ного другого, поскольку она выражается в установках по отноше­нию к поведению тех или иных индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Он становится самосознательной человеческой лично­стью как раз в той мере, в какой принимает организованные соци­альные установки данной социальной группы, к которой он при­надлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкивается эта группа или сообщество. Например, в политике индивид отождествляет себя с политической партией и принимает организованные установки этой партии по отношению к остальной части общества, к существующим в обществе соци­альным проблемам и социальной ситуации, поступая в соответст­вии именно с такими установками.

Однако развертывание процесса социализации, включая действие таких важных его социально-психологических механиз­мов, как идентификация и влияние обобщенного другого, во мно­гом зависит не только от направленности и силы социализирую­щего влияния социального окружения — группы, общности и т.п., но и от индивидуальностей формирующейся личности, являющих­ся внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренний мир личности, рассматриваемый как сложная динамично развивающаяся система, предстает в своем функционировании в качестве субъективной стороны личности, определяемой воздействиями окружающей социальной среды, но остающейся, тем не менее, относительно самостоятельной и ак­тивной. А многочисленные и разнообразные связи личности с дру­гими индивидами, с условиями ее бытия, определяющими ее жиз-


недеятельность, выступают в качестве объективной стороны лич­ности. Обе эти стороны в процессе социализации связаны в единое субъектно-объектное взаимодействие, в процессе развертывания которого и формируют уникальные индивидуальные качества лич­ности как активного субъекта социальных отношений и деятель­ности.

Из огромного многообразия особенностей процесса социа­лизации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, со­циология вычленяет только те факторы, которые могу г характери­зовать значительное число индивидуальное гей, а потому способны объединяться в определенные типы, например, возрасшые, поло­вые, профессиональные, субкультурные и г.п. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяю! различные этапы социализации.

Первый ее этап - младенчество, охватывающее примерно два года жизнедеятельности, доступно ребенку изначально. Ос­новной канал социализации на данном этапе общение Оно начи­нается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней и к дру­гим вступающим с ним в контакт людьми и к домашним живот­ным (кошки, собаки, попугаи и др.) неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками, а также жестами, мими­кой. Постепенно эти средства общения дополняют, во многом их заменяют словесные формы общения и поведения, где слово, ко­торому ребенка учат взрослые, уже обобщает не одно, а несколько ощущений, чувств, ожиданий и т.п., и является продуктом вопло­щения социального опыта в нормах и ценностях культуры. В связи с такой особенностью развертывания процесса социализации мышление, ценностные ориентации и продуктивное воображение в младенческом возрасте развивается гораздо медленнее и слабее, чем общительность, вырастающая из глубокой привязанности ре­бенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. к тем людям, с кото­рыми он находится в постоянном общении.

Второй этап социализации — детство, простирающееся примерно от двух до шести лет, т.е. до поступления ребенка в школу. В этот период ведущим каналом социализации становится игра, в первую очередь ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрос­лых, но осуществляющееся в игровой форме Основной форми­рующей ребенка в этом возрасте формой деятельности становится освоение различных ролей в игре в прятки, в куклы, в войну, в ав-


югонки и т.п., а также общение его с миром сказок, книжек с кар-i инками, художественно оформленных настольных игр, мульт­фильмов, видеофильмов, детских песен. В этом возрасте развитие воображения, фантазии и активно-вопрошающего отношения к миру (пресловутые «почемучки») значительно опережают обрете­ние знаний и развитие умственных способностей.

Третий этап социализации начинается с переломного для формирующейся личности события — перехода от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, завершаясь другим переломным собы­тием — половым созреванием. Он охватывает возрастную когорту от 6-7 до 13-14 лет. Здесь опять-таки изменяется доминанта социа­лизирующего процесса - ею становится обучение и по знание мира, осуществляемое с помощью учителей, учебников, активного при­общения к художественной литературе, другим видам культуры Такое изменение направленности и средств социализации приво­дит к активному, опережающему все другие психические процес­сы, развитию абстрактного мышления, оттесняющего на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся) одновременно с ослаблением эмоцио­нальной отзывчивости и потребности общения. Последнее стано­вится более избирательным, но зато и более стабильным, что на­ходит свое воплощение прежде всего в дружбе, которая, возникнув в школьные годы, сохраняется нередко на всю жизнь.

Четвертый этап социализации начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а верхним рубежом — завершение учебы В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных прин­ципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих лю­дей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации. Сохраняет­ся социализирующая доминанта, воплощенная в потребности по­знания мира и окружающих людей, но она изменяет свою дисло­кацию: юноша, обдумывающий житье, стремится получить нуж­ные ему знания, ценности, систему оценок и представлений о доб­ре и зле, благородстве и подлости не из учебников и уроков, а из собственного опыта и общения со сверстниками, из активного приобщения к художественной литературе, музыке, театру, не-

I 283


сколько позже - к политической, религиозной и иной активной деятельности. Именно в этот период происходит формирование жизненных позиций будущих революционеров, музыкантов, по­этов, актеров, спортсменов, конструкторов, математиков и т.д. При­обретение из разных источников, а не только из учебников, раз­личных знаний, жизненных наблюдений, оценок, - одним словом, разнообразного жизненного опыта, становится теперь преимуще­ственным средством формирования самосознания, мировоззрения, жизненной позиции. В это время в воспитании и самовоспитании молодого человека резко возрастает роль культуры, прежде всего искусства; его узкий личный жизненный опыт расширяется и обо­гащается опытом героев, живущих в мирах, созданных Л. Толс­тым, У. Шекспиром, П. Чайковским, Ф. Феллини и других масте­ров культуры, а также вовлечением в сферу спорта, политики, рек­ламной деятельности и т.д.

Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социали­зации и открывается путь к следующей ее стадии - трудовой. Она начинается пятым этапом социализации, знаменующим собой пе­реход от систематического обучения к продуктивному труду В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформи­ровавшейся личности, обладающей более или менее разносторон­не развитым сознанием и самосознанием, более или менее проч­ными мировоззрением, системой ценностей и социальных устано­вок. Тот факт, что в процессе развертывания этого этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизво­дит его, обогащает его новым содержанием, придает особое соци­альное значение именно этому периоду. На этом этапе важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалифика­ционному развитию личности. Специализация резко интенсифи­цирует развертывание социализационного процесса, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях со-; циализации личности: 1)как члена специфической профессио^ нальной группы (микроуровень); 2) как члена конкретного трудо-j вого коллектива или организации (микроуровень); 3) как принад-j лежащего к работающей части населения определенного государ­ства (макроуровень).

Социализация на этом этапе приобретает две возможност! соединения с процессом культурализации, т.е. приобщения личн


еж к ценностям, нормам и идеалам культуры. Одна из них, огра­ничивающая духовное развитие личности, заключается в том, что человек, завершив определенный уровень обучения в системе об­разования, стремится сохранить (нередко — забыть) усвоенные шания, ценности, вкусы. Вторая, создающая широкие возможно­сти для дальнейшего духовного развития личности, проявляется в гом, что человек, став взрослым и начав свой самостоятельный трудовой путь, продолжает овладевать богатствами культуры по­средством самообразования, самовоспитания, саморазвития. Этот путь неустанного духовного обогащения личности через активное включение в сферу культуры особенно значим в нашу эпоху, когда значительно расширился круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к самостоятельному духовному развитию, а демократизация обще­ства сняла идеологические, цензурные и другие препоны для при­общения к культурным ценностям различных эпох, народов и стран, к подлинным ценностям мировой культуры.

Завершение трудового этапа социализации смыкается с на­чалом ее шестого этапа, завершающей стадии - после трудовой деятепьноспт, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионерского существо­вания личности. Проблемы жизнеустройства людей пенсионного возраста в современном обществе приобретают большую социаль­ную значимость, так как в структуре народонаселения люди пожи­лого возраста занимают значительное место. Поэтому проблемы послетрудовой стадии социализации становятся очень актуальны­ми и важными, особенно в связи с углубляющимся социальным расслоением общества на богатых и бедных и значительно более масштабным представительством пожилых людей в составе бед­няков.

Взаимосвязь основных этапов социализации личности, осо­бенностей каждого из них и основных видов деятельности, прису­щих этим этапам, отображена на рис. 27.

Важное значение в социологии придается факторам и аген­там социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наслед­ственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс со­циализации темперамента, характера, способностей формирую­щейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политиче­ские, в частности, государственное устройство, культурные).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...