Тема 1 предмет и основные законы логики
Стр 1 из 15Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ выборочной учебной дисциплины ЛОГИКА цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучения
Донецк, 2015 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ выборочной учебной дисциплины ЛОГИКА цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучения
Рассмотрено на заседании кафедры «Философия» Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.
Утверждено на заседании Учебно- издательского совета ДонНТУ Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.
Донецк, 2015 УДК 16(072)
Конспект лекций выборочной учебной дисциплины «Логика» цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знания, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучения / Составитель: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 114 с.
Конспект лекций содержит материал учебного курса «Логика», который читается по выбору студентов Донецкого национального технического университета. Конспект лекций написан на основе учебной программы данного курса и содержит шесть тем (восемь лекций), каждая из которых изложена в соответствии с выделенными вопросами плана и на основе приведенной к каждой теме (лекции) рекомендуемой литературы. В конспекте раскрыта объектно-предметная область логики, в рамках которой рассмотрен ее язык, проанализированы рациональные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) в их единообразной последовательности, представлены как основные, так и неосновные законы логики, а также доказательство и опровержение как особые логические процедуры.
Конспект рассчитан на студентов, которые изучают логику отдельной дисциплиной, а также в рамках модульных курсов: «Философия (философия, религиоведение, логика)», «Философия (философия, религиоведение, логика, этика, эстетика)». Конспект лекций составлен в соответствии с требовании образовательно-профессиональной программой.
Составитель: В. И. Пашков, к.филос.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................................................... 6 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ...................... 7 Лекция 1............................................................................................. 7 Лекция 2........................................................................................... 20 ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ....................................................................................... 30 Лекция 3.......................................................................................... 30 Лекция 4........................................................................................... 37 ТЕМА 3. СУЖДЕНИЕ.................................................................................... 49 Лекция 5.......................................................................................... 49 Лекция 6.......................................................................................... 62 ТЕМА 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 85 Лекция 7.......................................................................................... 85 Лекция 8.......................................................................................... 97 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................... 113
ВВЕДЕНИЕ Конспект лекций «Логика» подготовлен в соответствии с разработанной на кафедре учебной программой по данному курсу. Особенностью этого конспекта лекций является то, что он включает необходимый перечень тем, изучение которых позволит студентам овладеть логически правильными формами мышления и на их основе повысить свой интеллектуальный уровень. Исходя из того, что содержание мысли всегда облечено в логическую форму, каждая тема (лекция) нацелена на изучение этой формы с тем, чтобы помочь обогатить содержание как теоретического, так и практического мышления. Порядок изучения тем лекций приведен в соответствие с логикой движения мысли от абстрактного – познания сущности логических форм, к конкретному – практике логических действий с ними. Вопросы теории формально-логического мышления в каждой теме лекции дополняются примерами, представляющие различные области знания. Ведь главным является не просто упор на специальную сферу и соответствующую ей терминологию. Важно уметь отвлечься от привычной содержательной составляющей мышления и сосредоточиться на одной только форме выражения мысли, на логических свойствах мысли, научиться анализировать свои мысли и рассуждения с точки зрения их правильности. Представленные темы лекций и позволяют активизировать самостоятельный поиск, мыслительную активность, формировать умение правильно мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения. Важнейшая задача курса лекций, как и семинаров по логике, состоит и в том, чтобы придать мышлению будущего специалиста строгость, последовательность, ясность, убедительность и действенность, а вместе с этим подвести необходимое основание для достижения истинного знания в процессе мыслительной деятельности. Полученные знания в курсе логики могут стать теоретической основой изучения дисциплин и спецкурсов, читаемых на кафедре философии, а также в освоении многих других университетских дисциплин. Для теоретического анализа вопросов, их практического преломления и решения конкретных практических заданий к каждой теме лекций рекомендуется ряд изданий. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Цель и задачи учебной дисциплины:
Целью преподавания учебной дисциплины «Логика» является формирование культуры мышления студента, который бы на основании знания законов и форм теоретического мышления осознанно относился к процессу рассуждения, т.е. был способен доказывать его истинность, опровергать ошибочные, правильно проводить аналогии, выдвигать гипотезы, обнаруживать ошибки и находить способы их устранения.
Задачи изучения учебной дисциплины: – определить и раскрыть объектно-предметную область логики, в рамках которой рассмотреть ее язык и методы, проанализировать рациональные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) в их однообразной последовательности, основные и неосновные законы, а также доказательство и опровержение как особенные логические процедуры; – охарактеризовать специфику логических знаний, которая проявляется в символическом обозначении форм мысли, их структурных элементов и связей между ними, в определенных видах теоретических форм мышления и отношений между ними, операций с ними; – привить студентам умения по овладению системой логических знаний и научить их точно, последовательно и научно обоснованно излагать эти знания; – сформировать понимание логики не только как фундамента любой науки, но и как общей основы языка людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации; – подвести студентов к пониманию необходимости усвоения знания логики как условия развития их собственного интеллекта, использование которого является важнейшим инструментом профессиональной и общественной деятельности. ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Лекция 1
Читайте также: A) Основные микроэкономические показатели. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|