Зарубежные теории региональной экономики. Метод размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции по В. Лаунхардту.
Вопросы по региональной экономике 1) Предмет, задачи и методы дисциплины «Региональная экономика» 2) Основные закономерности размещения производства в современных условиях 3) Основные принципы размещения производства в современных условиях 4) Основные группы факторов размещения производства 5) Зарубежные теории региональной экономики. Закономерности размещения сельскохозяйственного производства по Й.Тюнену 6) Зарубежные теории региональной экономики. Метод размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции по В.Лаунхардту 7) Зарубежные теории региональной экономики. Три фактора размещения промышленного комплекса по А.Веберу. Преимущества «агломерационного эффекта» 8) Зарубежные теории региональной экономики. Теория «полюсов роста» Ф.Перру 9) Бюджетная система РФ, её уровни 10) Региональный бюджет. Региональные внебюджетные средства. 11) Стратегическое планирование развития региона. Ключевые вопросы экономического развития региона 12) Сущность и принципы регионального менеджмента 13) Функции регионального менеджмента: целеполагание, регулирование, стимулирование 14) Административно-территориальное устройство России 15) Экономическое районирование России, его уровни 16) Традиционные формы территориальной организации промышленности России 17) Новые для России формы территориальной организации и интеграции промышленности 18) Особые экономические зоны, их характеристика 19) Отраслевая структура хозяйственного комплекса России 20) Экономическое значение природно-ресурсного потенциала России 21) Минеральные ресурсы России, особенности их оценки, экономическое значение и перспективы
22) Нефтегазовые ресурсы России, их экономическое значение, современное состояние и перспективы 23) Угольные ресурсы России, их экономическое значение, современное состояние и перспективы 24) Месторождения руд черных и легирующих металлов в России, их экономическое значение, современное состояние и перспективы 25) Месторождения руд цветных металлов в России, их экономическое значение, современное состояние и перспективы 26) Месторождения благородных металлов, их экономическое значение, современное состояние и перспективы 27) Земельные ресурсы РФ. Их классификация и экономическое значение. Размещение земель сельхоз назначения по регионам РФ. 28) Лесные ресурсы. Их типизация, направления хозяйственного использования. Размещение по регионам РФ 29) Водные ресурсы. Их типизация, направления хозяйственного использования. Размещение по регионам РФ 30) Водные биологические ресурсы. Их типизация, экономическое значение. Размещение по регионам РФ 31) Рекреационные и бальнеологические ресурсы России. Их экономическое значение. Размещение по регионам РФ 32) Топливно-энергетический комплекс России. Электроэнергетическая промышленность, проблемы и перспективы 33) Металлургический комплекс России. Предприятия черной металлургии, их размещение, проблемы и перспективы 34) Металлургический комплекс России. Предприятия цветной металлургии, их размещение, проблемы и перспективы 35) Машиностроительный комплекс России. Основные отрасли, их размещение, проблемы и перспективы 36) Химический комплекс. Основные отрасли, их размещение, проблемы и перспективы 37) Легкая промышленность. Основные отрасли, их размещение, проблемы и перспективы 38) Агропромышленный комплекс. Основные отрасли, проблемы и перспективы 39) Лесной комплекс. Основные отрасли, их размещение, проблемы и перспективы
40) Транспортный комплекс. Железнодорожный транспорт, проблемы и перспективы 41) Транспортный комплекс. Автомобильный транспорт, проблемы и перспективы 42) Транспортный комплекс. Трубопроводный транспорт, проблемы и перспективы 43) Транспортный комплекс. Авиационный транспорт. Проблемы и перспективы 44) Население и трудовые ресурсы РФ. Экономическое значение. Распределение по регионам РФ 45) Инфраструктура, её функции и экономическое значение 46) Экономическая характеристика Северного экономического района 47) Экономическая характеристика Северо-Западного экономического района 48) Экономическая характеристика Центрального экономического района 49) Экономическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района 50) Экономическая характеристика Поволжского экономического района 51) Экономическая характеристика Волго-Вятского экономического района 52) Экономическая характеристика Уральского экономического района 53) Экономическая характеристика Западно-Сибирского экономического района 54) Экономическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района 55) Экономическая характеристика Дальневосточного экономического района Ответы на вопросы по дисциплине «Региональная экономика». 1. Предмет, задачи и методы дисциплины «Региональная экономика» Региональная экономика – это дисциплина, которая изучает совокупность экономических и социальных факторов и условий, которые обуславливают формирование и развитие производительных сил и социальных процессов как в каждом регионе, так и в региональной системе страны в целом. Предметом региональной экономики является изучение: · особенностей размещения производительных сил регионов · закономерностей размещения производительных сил регионов · факторов размещения производительных сил · экономических проблем регионов · демографических проблем регионов · социальных проблем регионов · экологических проблем регионов Задачами региональной экономики являются: 1) разработка рекомендаций по выработке региональной политики государства 2) разработка региональных программ экономического и социального развития 3) оценка эффективности специализации и комплексного развития регионов
4) разработка рекомендаций по совершенствованию экономического районирования 5) анализ экономических факторов: динамики производительности труда; регионального размещения национального дохода; структуры и эффективности основных фондов; территориальной дифференциации цен и тарифов и т.п. 6) экономическое обоснование территориальной организации хозяйства расчет экономической эффективности регионального развития производительных сил В региональной экономике используются следующие методы исследований:
2. Основные закономерности размещения производства в современных условиях. В условиях рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе. Закономерности размещения производительных сил - наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.К важнейшим закономерностям размещения производства в условиях развития рынка относятся: 1)Рациональное, наиболее эффективное размещение производства - которое означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. Большое значение при этом имеют: - транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребителя; - кооперирование и комбинирование производства; - внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий; - наличие ресурсов; - стоимость перевозок; - бережное отношение к природным ресурсам; -улучшение экологических условий. 2)Комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение; отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг. Различие экономических районов состоит в природно-ресурсном потенциале, экономических и социальных условиях. 3)Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий, т.к. регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные, исторические условия и особенности, например разные уровни экономического развития. Поэтому каждый район может формировать присущую только ему рыночную специализацию экономики. 4)Внедрение уровней экономического и социального развития регионов. Это одно из условий ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом (возрождение малочисленных народов Севера).
3. Основные принципы размещения производства в современных условиях. Принципы размещения производства - основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике (методы хозяйствования): 1.Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления, что позволяет решить проблему сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижение затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности. 2.Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. Создаются программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК). Например, Западно-Сибирский ТПК - на базе добычи нефти и газа, Канско-Ачинский ТПК - на основе уникальных угольных ресурсов. 3.Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Например, утилизация промышленных газов (коксовых, доменных) в угольных и металлургических базах России, безотходные технологии - лесопромышленности, цветной металлургии. 4.Использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудничество обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производственные силы и использовать свои ресурсы. Сотрудничество проявляется в следующих формах: o создание совместных предприятий; o внешняя торговля; o банковская сфера.
4. Основные группы факторов размещения производства. Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса. Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы. Таким образом, различают следующие группы факторов: 1) природные – количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т.д.; 2) экологические – степень бережливого использования природных ресурсов и обеспечения здоровых жизненных и трудовых условий для населения; 3) социально-демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры и др.; 4) технические – достигнутый и возможный уровень техники и технологии; 5) технико-экономические – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции и др.; 6) экономические – экономико-географическое и транспортное положение, стоимость капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т.д.
5. Зарубежные теории региональной экономики. Закономерности размещения сельскохозяйственного производства по Й. Тюнену. P.S.: далее идут убийственные вопросы, смысл которых я пыталась понять неск дней, особенно весело с Вебером. Более понятного и краткого материала я, к сожалению, не нашла.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии". Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Исследование Й. Тюнена отличали высокий уровень абстракции, точные формулировки поставленных задач. Он предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства. Й. Тюнен доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города. . Нахождение расстояния, отделяющего зоны размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам. Пусть имеются "не сельскохозяйственные культуры, доходность которых на единицу продукции составляют т 1и т 2, а объемы их производит" — v 1 и v 2. Транспортный тариф (на 1т) равен t. Тогда r — расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):
Зарубежные теории региональной экономики. Метод размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции по В. Лаунхардту. Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта, основная работа которого была опубликована в 1882 г., — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника. Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка A пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расходы руды на выплавку 1т металла составляют: а; расход угля — b.Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника):АС = S 1; ВС = S 2; АВ = S 3. Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1т металла, будут равны: (b S 3 + S 1) t — при размещении завода в точке А; (a S 3 + S 2) t — при размещении завода в точке В; (a S 1 + S 2) t — при размещении завода в точке С. Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М. Геометрический метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а: b: 1). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S 1, S 2, S 3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например когда S 1 > S 2 +S 3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника. Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Q a, Q b, Q c), пропорциональные a, b, 1. Весовой треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач. Изложенный метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.
7. Зарубежные теории региональной экономики. Три фактора размещения промышленного комплекса по А. Веберу. Преимущества «агломерационного эффекта». Основной труд немецкого экономиста и социолога А. Вебера «О размещении промышленности: чистая территория штандорта» был опубликован в 1909 г. А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницу в ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация. Транспортная ориентация. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия в издержках на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими рабочими из держками. Рабочий пункт будет притягивать производство к се бе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства. Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентаций. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений. Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере. Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки: 1) 100 т — 10 руб.; 2) 400 т — 6 руб.; 3) 1600 т — 4руб.; 4) 6400 т — 3 руб. Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит: для второго уровня — 4(10 - 6); для третьего — 6(10 - 4); для четвертого — 7(10 - 3). Полученные величины (4; 6; 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и повышаются при укрупнении производства. Эти величины Вебер и называл индексами сбережений при агломерации. Таким образом, А. Вебер анализирует три группы штандортных факторов (факторов размещения): транспорт, рабочую силу и все остальные условия, влияющие на размещение предприятия, которые он синтезирует в понятие <агломерационного эффекта> (совместное их воздействия на выбор места размещения). 8. Зарубежные теории региональной экономики. Теория полюсов роста Ф. Перру.
«Формирование полюсов экономического роста происходит в центрах и ареалах экономического пространства, где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги. Именно такие территории становятся полюсами притяжения факторов производства, что приводит к концентрации предприятий, возникновению и росту промышленных центров»
Впервые концепция «полюсов роста» была выдвинута в начале 1950-х гг. всемирно известным французским экономистом Франсуа Перру (1903-1987). Франсуа Перру под полюсами роста понимал компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности, которые порождают цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров в хинтерланде. Эта теория была положена в основу региональных программ многих стран. Согласно его теории, рост экономики страны во всех регионах не происходит равномерно, он появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, а затем с изменяющейся интенсивностью распространяется по различным каналам и с определенным переменным эффектом – на всю экономику. К тому же территории, расположенные между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию инфраструктуры. Поэтому они превращаются в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с «полюсами роста» пространственный каркас экономического роста всего региона или страны. Идеи Перру оказались привлекательными и востребованными в объединенной Европе. В результате аналогичные стратегии были приняты и сегодня работают по всему миру: в Австралии, Ирландии, Хорватии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Испании, Италии, Бразилии, Нидерландах, Словении и др. В Германии, например, с 1995 г. существуют кластеры в сфере энергетики, транспорта и авиастроения, а также около 100 «сетей компетенции» в иных областях, связанных с развитием технологий; эти объединения пользуются государственной поддержкой, в частности в выходе на международный уровень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|