Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозные верования Африки.




Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах Северной Африки, среди египтян и берберов, издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой – баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.

На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.

Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.

При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l'Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986.

Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки. Единственно возможное решение для справочного издания, каким является настоящая книга, – это попытаться соединить все три подхода.
Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное "небесное" божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).

 

Япония 17-19 век

Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью — триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами ханы, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.

Ияэсу Токугава история Японии

 

Иэясу

В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.

В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.

Пытки христиан в Японии картина

 

Пытки христиан

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках

Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.

Цинаеси история Японии

 

Цунаёси

Дэдзима история Японии

 

Дэдзима, голландская фактория

Экономика Японии времен Эдо была наполовину натуральной. В государстве в качестве денег использовались серебряные и золотые монеты, но дань и заработная плата выплачивались рисом. Поэтому особую важность имели села, главные поставщики риса и плательщики дани. Японские сёла управлялись головами, но важные решения утверждали коллективно. В поселениях была принята схема круговой поруки и взаимовыручки. Ради поддержки села правительство не разрешало крестьянам продавать землю и переезжать в города. Благодаря такому курсу, в 17 столетии крестьяне расширили размер всех пахотных земель государства в два раза, создали новые орудия труда и принялись выращивать технические растения — коноплю, чай, хлопок, рапс и всевозможные красители.

Продажа зерна в Японии

 

Продажа зерна и хвороста

Процветанию сельского хозяйства помогал прогресс транспорта и промышленности. Главными сферами стали лесное хозяйство, гончарство, солеварение, производство товаров массового использования. Была улучшена система сухопутных и морских путей, была основана общеяпонская почта гонцов. В период Эдо в обществе Японии отсутствовали социальные возмущения, ввиду этого данную эпоху именуют периодом «мира Токугава».

Города сосредоточили политическую, торговую и культурную сферы жизни Японии. Крупнейшие из городов являлись «столицами» самоуправляющихся территорий и имели на своей земле замки. В городах жили в основном самураи. Их обслуживали мещане - ремесленники и купцы. Столицей страны было принято считать Киото, центральным городом власти — Эдо, а важнейшим экономическим ядром государства — Осаку.

Период реформирования, Япония 18, 19 век

В начале 18 столетия экономика Японии была охвачена кризисом. Он появился вследствие разорения натурального хозяйства из-за того, что в сёлах распространились денежные отношения. Стоимость риса резко снизилась, что вызвало нехватку бюджетных средств столичного и регионального правительств, которые находились в зависимости от натуральных налогов. Вследствие этого в 1716 году сёгун Токугава Ёсимунэ принялся проводить общеяпонские преобразования, которые были названы «реформы Кёхо». Их основными принципами были пробуждение в чиновниках экономии, распашка целинных земель и повышение налогов.

Кроме того сёгун утвердил «Положения о судопроизводстве», в которых указал правила проведения судебных тяжб и разрешил простолюдинам подавать жалобы на управленцев. Его реформы поддержал родзю Танума Окицугу. Он стремился справиться с кризисом с помощью совершенствования товарно-денежных отношений, одобрял образование монопольных торговых объединений. Но впутывание торговцев в политику привело к росту коррупции, и преобразователь был вынужден покинуть свой пост.

В 1787 году экономические реформы подхватил Мацудайра Саданобу. Его политика была названа «реформы Кансэй», основной целью которой стало «обогащение через экономию». Несмотря на это общественно-экономические трудности не были преодолены. После смерти Мацудайры проблемами государства занялся сёгун Токугава Иэнари. Он продолжил политику по поддержке торговли и развитию городов.

Кабан японская валюта

 

Кобан, японская валюта

В начале 19 столетия Японский архипелаг потряс сильный голод, обусловленный постоянными неурожаями. Вместо того, чтобы помочь населению, власть принялась закупать рис в провинциях и посылать его в резиденцию правительства. Такой курс привел к вооруженным восстаниям не только простолюдинов, но и регионального самурайства, которое было опорой сегуната. Для разрядки ситуации правительство в 1841 году принялось проводить «реформы Тэмпо» под начальством Мидзуно Тадакуни. Их задачей было возобновление традиционных способов хозяйствования: консервация села и сдерживание торговых отношений. Но преобразования были непопулярными, что снова понизило авторитет правительства.

Одновременно власть восточнояпонских обособленных провинций Тёсю-хан и Сацума-хан преодолела экономические трудности своими силами. Они привлекли к руководству одаренных самураев из низов и энергично поддерживали торговлю. В течение короткого времени обе провинции приобрели достаточную силу, чтобы соперничать с сёгунатом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...