Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные теории мотивации.

История развития менеджмента. Значение каждого этапа в развитии менеджмента.

1 период- древний. Наиболее длительный. С 9-7 тысячелетия по 18 век. Первые зачаточные формы управления существовали на станции первобытно –общинного строя. Управление сообща осуществлялось всеми членами рода или вождями родов и племён, или старейшинами общин. Переход к производящей экономике стал точкой отсчёта в зарождении менеджмента. Первым, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности был Сократ (470-399 до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего сделал вывод об универсальности управления. Платон (428-348 до н.э) дал классификацию форм гос-ого управления и сделал попытки разграничить ф-ции управления. Александр Македонский (356-323 до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

2 период- индустриальный (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о гос-ом управлении принадлежит Адаму Смиту (1723-1790). Он явл. представителем класическо- политической экономии и специалистом в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и гос-ва. Оуэн- ему принадлежат идеи гуманизации управления, признание необходимости обучения условий труда и быта работающих. Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники.

3 период- период систематизации (1856-1969)- формируются новые направления, школы, течения. То, что мы называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 в. Возникновение фабрик и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что владельцы не могли наблюдать за деятельностью работников только сами, по этому они выбирали лучших рабочих, обучали их, чтобы они представляли интересы собственника- это и были первые менеджеры.

4 период- информационный (1969 до наших дней). Характеризуется применением математики и компьютеров в управлении.

Школы управления: школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук.

Школа научного управления- Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науке был сделан Фридериком Тейлором (1856-1915) он и возглавил это направление. Представители данной школы отдавали предпочтение вопросам эффективной деятельности самой организации. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приёмов и орудий труда. Главная его заслуга в том, что он разработал основы НОТ и внедрил в практику научные подходы подбора расстановки и стимулирования труда рабочих.

Классическая школа- В ней были сделаны самые первые исследования в области менеджмента. Представителей данной школы волновал вопрос эффективности производства. Свою деятельность сосредоточили на вопросах «адаптации рабочих мест», «дизайнер», «затраты средств на различные операции».

Школа человеческих отношений- в основу положено достижение психологии и социологии. Основное внимание уделялось работнику, поведению чел-ка в процессе труда. Родоначальник школы- Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих- это соц. система, в которой есть собственная система контроля, воздействуя на которую можно достичь наилучших результатов труда. Ещё один представитель- Оуэн. Он считал, что чел-к- это тоже машина, которая требует внимания и ухода.

Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда каждой организации формирутся под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Внутренняя среда складывается из действующей системы управления предприятием.

Внешняя среда- это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Разграничения внутренней и внешней среды достаточно условно и определяется принятой точкой зрения. Внешняя среда делится на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

Внешняя среда прямого воздействия- эта среда непосредственных контактов с предприятием.

Поставщики- это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг.

Посредники- это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении её товаров среди клиентуры.

Потребители- предприятие должно изучать своих клиентов и знать их основные типы.

Конкуренты- это любые фирмы, производящие аналогичный товар.

Контактные аудитории- это любая группа, которая оказывает влияние на способность предприятия достигать поставленных целей.

Внешняя среда косвенного воздействия- это среда, которая представлена более общими внешними факторами.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда в организации.

Горизонтальное разделение труда-

Качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. Работа делится на составные части, т.е. происходит разделение общего производственного процесса на частное обособление различных видов трудовой деятельности.

Функциональное разделение- специализация работников по видам деятельности.

Товарно-отраслевое разделение- связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур.

Квалификационное разделение- основано на том, что при определении видов трудовой деятельности работа делится по сложности и необходимой квалификации.

Вертикальное разделение труда- так как работа в организации разделена на части, то кто-то должен координировать работу групп, поэтому на первый план выступает обособление ф-ции управления, т.е. кто-то должен взять на себя обязанность руководителя.

В такой работе существует 2 компонента:

1. Интеллектуальный.

2. Волевой.

Общее производство -выработка и произведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности.

Технологическое руководство- разработка и внедрение новых технологий.

Экономическое руководство- стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчёта и обеспечение рентабельности продукции и производства.

Оперативное управление- составление и доведение до коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктаж и организация систематического контроля.

Управление персоналом- подбор, расстановкаи развитие трудовых ресурсов организации.

Содержательные теории мотивации.

1. Теория потребностей Маслоу.

1. Физическая

2. Безопасность и защищённость

3. Соц. потребность

4. Самовыражение

5. Самоуважение

Маслоу из всего многообразия потребностей выделены 5 и расположил их в виде строгой иерархической структуры. Таким образом, если вы руководитель, то вы должны знать какие первоочерёдные потребности движут вашими подчинёнными.

2.Теория Герцберга.

Он выделил 2 фактора:

1. Фактор гигиены - чистота и порядок на рабочем месте, хороший заработок, хорошие межличностные отношения в коллективе, хороший руководитель.

2. Фактор мотивации - успех, продвижения по службе, творчество в работе.

Эти 2 теории схожи тем, что фактор мотивации Герцберга напоминает верхние ступени пирамиды Маслоу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...