Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европа и мир в эпоху индустриального развития: общая характеристика XIX начала XX века




1. Промыш. революция. В начале 19в выразилась на транспорте(паровой двиг.). изобретение паровой машины и применение её в транспорте привело к появл. паровозов и пароходов – 1ый по реке Гудзон в США в 1807г. Через 5 лет парусно-колесный пароход в США пересек Атлант.океан. 1813-первые паровозы(братья Райт) в Европе. Причем транспорт быстро усовершенствуется.

В первой половине 19в появл. телеграф. Транспорт развив. очень активно и связывает не только страны, но и континенты. Это приводит к усиленной миграции населения. Знач. часть населения перемещ. из Европы в США(в поисках счастья, денег). Растет население США.
В 70-е годы появл. автомобили. Толчок к развитию транспорта дает электричество(70-е годы Т.Эдисон). Электрич. приводит к появл. трамвая (сначала были конки).

Помимо револ. в транспорте техника приходит в сель. хоз-во. Уже в 1850г в США появл. первые тракторы(в России – в 30-е годы 20в).
Это приведет к бурному разв. сель. хоз., увелич. производит. труда, уменьш. число людей, занятых сель.хоз-ом. В с/х происходят качеств. производ. связ. с химич. промышлен.(появл. химич. удобрения). Исчезает угроза голода; с/х меньше зависит от климатич. условий.

В промышл-ти развив. новые отрасли: нефтяная(выход на 1 место).

2. Революция в науке. Толчком в 19в послужила теория Дарвина «о происх.видов», она повлекла бурное развитие естеств.наук, затем развитие медицины(изобретение лекарств).
В 80-е годы развитие физики: открытие электрона, квантовой теории(Макс Плант). Достижения физики изменили физич-ую картину мира, восприятие чел-ка. Открытие рентгена.
В 1876г – появл. телефона.
В химии откры. период.табл. Менделеева.
Научн. достиж. внедр. в производство и в реальную жизнь чел-ка. Таким образом, улучш. условия и продолжит. жизни чел-ка.

3. В 80-90-е годы 19века бурное развитие экономики и науки приводит к тому, что экономич. развитие – капитализм переходит в новую фазу – империализм.
Характерные черты империализма: 1)концентрация произв-ва, образов. монополий.2)слияние банков и промышл. капитала.3)образование финансовой олигархии.4)вывоз капитала преоблад. над вывозом товаров.5)законч. территрор. раздел. мира. Начин. борьба за его передел. Образ. новые военные блоки, кот готов. к Первой Мировой войне.

На 1-е место в 80-90г выходит по развитию США, а в Европе-Германия(Германия была раздроблена на отдельн. княж., не было един. Германии до 1871). Отто Фон Бисмарк силой орудия объединил Германию. Бисмарк считается 1-ым канцлером. Но не имеет колоний(все колонии принадл. Англии). Германия берет курс на подготовку к войне за передел мира. Германия – инициатор Тройств. союза 1882г (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Цель: передел мира. Инициатор Германия.
В Европе в 19в в политич. жизни общ-ва происходят изменения. Они связ. с тем, что появл. новые политич. направления по устройству мира. Речь идет о Марксизме.
Марксизм формир. в 1-ой половине 19в. Согласно марксизму передов. класс общ-ва – рабочий класс. Он свергнет буржуазию с помощ. революции и основыв. власть на основе диктаторства.
Эта идея стан. популярн. Появл. партии, кот уже в 1863 будут во всех странах Европы(партия – от лат «part»-часть). Т.е. часть общ-ва, отраж. Интересы опред. Слоев общ.
Цель – прийти к власти.
Появление парламентов.(1-ый парламент был созван в Англии в 1265 в 13веке). Парламент разраб. законы. Появл. избират-ое право(только для мужчин[для женщин – в 20 веке]). Партии предст. интересы рабочих: узаконены профсоюзы, сокращ. рабочего дня(до 8 ч). Рабочий класс требует улучшения: Увел. з/п, сокращ. рабоч. дня, страх. защита(это движ. Продвигает профсоюз).
Урбанизация населения(рост город.населения). Уменьшение доли, занят. в с/х. Улучшение жизни чел-ка. Улучшается быт. Активное вовлечение женщин в труд(с появления телефона, например, телефонистка).
Образование. Возр. престиж образования. В отд. странах – обязат. образов. начальное (Швейцария, Франция). Чел-к, получ. хорошее образов., имеет благоприятную инициативу – занять место в общ-ве.
Образов-ый чел-к живет лучше.
Падает влияние старой аристократии и формируется общ-во равных возможностей.
Возрастает роль науки, падает влияние религии. Молодежь увлекалась атеизмом (особ. Принято в ВУЗах).
Крупные обществ. движения происходили в 20-е г 19века.(В Европе это связано с национ.-освобод. войной): 1)Против Осман. Империи на Балканах. 2)Против Австро-Венгерской монархии(помимо нац-освоб0. 3)Борьба в Италии за объединение; и изгнание австрийцев, оккупировавших Италию.
1848г – револ. в Германии, Франции, Австро-Венгрии. Эти револ. жестко подавлены властями (В Австро-Венгрии даже российс. войско).
60-е г – восстание в Польше. В 1863г Польша входила в состав Росс. Имп.
1861-1865 – Граждан. война в США(м/у Севером- промышл., и юго-западом – отсталым. Победил север)
1871 – восстание рабочих в Париже.
Европа бурлит!!!
В США Авраам Линкольн отменяет рабство(за это и был убит).
Начало 20 в. Закончились револ. В Европе.
1905-07г формир. новый военный блок – Атланта(Англия, Франция, Россия). Эти 3 страны противопост. себя «Тройств. Союзу». Именно это столкнов. Приведет к 1-ой Мировой войне 1914-18г.
В 1917г в России: 1)Свержение буржуазии.;Февральс. революция. 2)Октябрьская революция.
Век 19 модернизированный, с бурным развитием экономики, политики, военнизированный(т.к. шла подготов. к 1-ой мировой войне) привел к разрушит. потрясениям, а именно к 1-ой Мировой войне 1914-18гг.

 


 

28. Правление Александра I: противоречивость политики.

Система государственного управления. Император Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг.

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошел старший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

Идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства. Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен Н.С. Мордвинов. В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста. Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...