Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции и принципы промышленного дизайна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ВФ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА педагогики и социальных технологий

Направление 072500 Дизайн

 

РЕФЕРАТ

Петер беренс - основатель промышленного дизайна

 

 

Работу выполнил

студент группы

А. А. Трошкова

________________

 

 

Научный руководитель

Т.О. Санникова________________

 

Воткинск 2014

Содержание

Стр.

вВедение…………………………………………………………………

1. Промышленная архитектура…………………………………..

2. Тенденции и принципы промышленного дизайна….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

Литература………………………………………………………. …….

 

 

ВВедение

В последней трети XIX века произошло объединение Германии и провозглашение ее Империей (1871). Бурное развитие промышленности, ускоренный технико-технологический прогресс выдвигают страну в число крупнейших развитых держав, что неизбежно ведет к столкновению с этими странами из-за рынков сбыта продукции. Одновременно все усиливается упадок в архитектуре и прикладном искусстве Англии и Франции, который привел к глубокому кризису и художественного производства (1890-е г). Благодаря росту ведущих буржуазных слоев и консолидации общественности, Германия становится центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции. Не только художники, но и промышленники, передовые общественные круги реалистично оценивают отставание в культурно-художественном отношении; ведется активная деятельность по коренному изменению такого положения. [5]

При содействии государственных деятелей и поддержке промышленников создаются организации архитекторов, художников, ремесленников. Рихард Римершмид (1868—1957), немецкий архитектор, лидер модерна в 1897 году образовывает с коллегам «Объединенные мастерские искусства и ремесел» в Мюнхене (туда входили и промышленные предприятия).[ 1]

Петер Беренс (1868—1940) - один из крупнейших немецких художников, архитекторов и дизайнеров. Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху функционализма и геометризации форм.

Вначале творческой деятельности учился живописи в художественных школах в Дюссельдорфе и начинал свою творческую карьеру как живописец.
После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. Он начинает заниматься формообразованием промышленной продукции и выполнил свои первые работы в этой области. [6]

Петер уделял внимание формообразованию промышленной продукции и выполнял свои первые работы в этой области, отличающиеся лаконизмом формы, простотой. [ 2]

Беренсом был разработан и впервые внедрен фирменный стиль концерна, охватывающий изделия, рекламу и, частично, производственную среду.

Проектируя изделия, он делал упор не на качество отдельных вещей, а на «превосходную организацию целого, на «создание культуры путем сведения вместе искусства и техники» [1], в которые включались не только производственные, но и потребительские, и торговые аспекты.

Беренс являлся одним из основателей Веркбунда, в который вошли: художники, архитекторы, ученые, промышленники и педагоги с целью облагородить промышленность через искусство. Устав объединения гласил: «Целью Союза является повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннее изучение этих проблем» [ 1]. Особое внимание уделялось на внешнюю привлекательность продукции (форму, материалы, отделку) и комфортность (удобство и безопасность в эксплуатации), борьбу с декором и орнаментом. Благодаря вхождению в Веркбунд Петера Беренса и ряда других ведущих промышленников, эта организация стала весьма влиятельной.

Целью работы является рассмотрение творческой деятельности Петера Беренса.

Задачи:

1. Рассмотреть, как обстояло дело в начале ХIХ века, чем было вызвано новаторство Петера Беренса.

2. Проанализировать проекты архитектуры П. Беренса различных периодов, их характерные черты и стиль.

3. Выяснить в каких областях искусства проявил себя П. Беренс, какие тенденции и принципы им присущи.

4. Рассмотреть деятельность П. Беренса в компании «AEG», выяснить какой вклад внес в развитие этой компании.

 

 

Промышленная архитектура

 

В 1899 году Беренс был приглашен в Дармштадт, где войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами различных пространственных искусств. От станковой живописи перешел к созданию орнаментов в духе модерна, декоративному искусству, дизайну и архитектуре, причем в каждой из этих областей, которыми он занимался одновременно, Беренс проявил себя как художник-новатор. Эти занятия стимулировали его интерес к архитектуре. [1]

Переход Беренса в архитектуру не случаен. На рубеже столетий в немецком искусстве, с одной стороны, все более четко определяются тенденции к монументальности, импрессионизму и декоративности модерна, с другой стороны — возрастает интерес к участию в организации жизненной среды. Архитектура и прикладное искусство выступают при этом на первый план, искусства изобразительные воспринимаются как второстепенные. Архитектурные работы П. Беренса различных периодов характеризуются довольно широким стилистическим диапазоном. [1]

В 1901 году он создал свое первое произведение в этой области — собственный дом в Дармштадте, который сам полностью спроектировал. Оборудование и отделка интерьера до мельчайших деталей были выполнены в духе модерна. В нем чувствуется влияние Ван де Вельде и Макинтоша, но дом этот строже, чем обычные для того времени здания немецкого модерна.[4]

 

Рисунок 1 ─ Дом в Дармштадте 1900 г.

Рисунок 2 ─ Интерьер в Дармштадте 1900 г.

 

Последующие работы Беренса показывают, как вместе с поисками монументального он все более удаляется от модерна, сближаясь с традициями классицизма.

В 1902 году Беренс разработал дизайн для немецкой экспозиции на первой международной выставке в Турине.

Рисунок 3 ─ Входной зал выставки в Турине, 1902 г.

Выставочный павильон в Ольденбурге (1905) отмечен симметрией кубического объема, композиция крематория в Хагене (1906), созданного под влиянием инкрустированной мрамором архитектуры флорентийского ренессанса, предельно ясна, декор геометричен. В проектах жилых домов влияние классицизма. [5]

В 1907 году Беренс был приглашен на должность генерального художественного консультанта в крупнейший электропромышленный концерн Германии АЭГ. В берлинской конторе Беренса сотрудничали Гропиус, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье. Это объединение стремилось сделать высокое эстетическое качество продукции средством борьбы за международные рынки, а создание представительного, монументального облика производственных сооружений считало необходимым условием утверждения престижа фирмы. В обязанности Беренса входило проектирование не только предметов электрического оборудования, фирменных упаковок, каталогов и плакатов, но и зданий фабрик и мастерских. Специфика промышленной продукции массового производства впервые получила полноценное художественное выражение в работах Беренса для АЭГ. [5]

По его проектам был построен ряд промышленных корпусов и административных зданий, в которых он стремился передать дух крупного промышленного предприятия. Среди них цех сборки турбин в Берлине — гигантский железобетонный каркас с навесными стенами — стеклянными экранами. Примечательно, что этот результат был достигнут без декоративных стилизаций, из стали и стекла, первом в Германии. [1]

Рисунок 4 ─ Промышленных корпус АEG

Впечатление достигнуто не массивностью и нагромождением парадных атрибутов, но, прежде всего, громадными размерами, сокрушающим масштабом сооружения. Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам - чувство, по которому недавно берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию.

[6]

Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного сооружения, Беренс использовал эту схему и для здания Германского посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911 - 1912), которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом.

Рисунок 5 ─ Германского посольства в Санкт-Петербурге (1911 – 1912 гг.)

Здание считается прототипом архитектуры, которая получила развитие при тоталитарных режимах СССР и Германии в 30-е годы ХХ века. Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. [2]

В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма.

Рисунок 6 ─ Административное здание компании Hoechst AG 1914г.

Утверждение функционализма в архитектуре второй половины 1920-х гг. нашло отражение в стиле некоторых его построек того времени: (террасный дом на строительной выставке 1927 г. в Штутгарте; застройка Александровской площади в Берлине 1927-1931 гг.; табачная фабрика в австрийском городе Линце 1929-1935 гг.). [7]

Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля. [6]

Рисунок 7 ─ Вилла «New Ways» 1923 -1925 гг.

В 1925–1926 годах он построил две группы домов для рабочих в Вене. В Вену, где он был в 1922 году избран на место О. Вагнера профессором Академии художеств и директором Высшей архитектурной школы.

Последней крупной работой Беренса было здание табачной фабрики в Линце (1936), целесообразно организованное и сконструированное, но лишенное выразительности ранних работ. [7]

 

Тенденции и принципы промышленного дизайна

 

В основе принципа формообразования для всех без исключения работ Беренса лежало сочетание художественной образности формы с ее соот­ветствием функции, с одной стороны, и технологической естественностью - с другой. Последовательность применения этого принципа прослеживает­ся во всех программах бытовых электротехнических приборов, разработан­ных дизайнером для АЭГ. Геометризация фор­мы и ее предельная ясность отражали сре­ду европейского жилища второй половины XIX в. и переход к принципи­ально новому этапу формирования предметной среды.

Свою работу Беренс начал с проектирования программы электричес­ких чайников-кипятильников. Разрабатывая ее, он пришел к открытию возможности создавать целые серии однородных предметов путем комби­наторного варьирования немногих элементов геометрической формы, не­многих видов материала и его покрытий и отделки, а также ограниченного числа вариантов основного потребительского свойства (в данном случае -количества нагреваемой воды). По каждому из перечисленных аспектов были выработаны три-четыре варианта, которые дали в совокупности це­лостную и вместе с тем многообразную программу изделий, рассчитанных на разные вкусы и потребности. [1]

Рисунок 8 ─ Дизайн-программа чайников 1908 г.

Рисунок 9 ─ Электрические чайники АЭГ: типа «китайский фонарик» с восьмигранным основанием и каплевидной формы с круглым основанием


Размер и форма крышек всех чайников были унифицированы. Рукоят­ки (прямоугольные - для восьмигранных и округлые - для остальных мо­делей) имели однотипное жесткое бесшарнирное крепление и оплетались тростником.
Электрический чай­ник стал укра­шением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития, кипячение воды могло теперь производиться и без растапливания плиты и преврати­лось в легкую и быструю процедуру. После электрической лампочки нака­ливания чайник стал вторым предметом повседневного быта, знаменовав­шим приход электричества в жилище. [1]

Вслед за этим Беренс приступил к разработке программы электричес­ких климатических приборов АЭГ, в которую вошли в первую очередь вен­тиляторы - потолочные и врезные.

Рисунок 10 ─ Вентиляторы АEG

Большое внимание было уделено ком­поновке основных элементов вентилятора. Крыльчатки из латуни или де­рева были защищены легкими проволочными конструкциями. Корпуса были окрашены в темно-зеленый цвет, с лаковым покрытием. Даже самым простым моделям был придан элегантный вид, но особое внимание в этом отношении уделялось потолочным вентиляторам, так как они, подобно люстрам, несли дополнительную функцию украшения жилища. Их корпуса выполнялись из более дорогого материала и имели соответствующую декоративную отделку. В зависимости от высоты помещения потолочные вентиляторы имели большую или меньшую скорость вращения и размах крыла, подвешивались непосредственно к потолку или на штангах разной длины. Таким образом, Беренс и здесь учитывал широкий круг потребнос­тей. При этом программа дополнялась электрическим увлажнителем фон­танного типа и бытовой нагревательной рефлекторной печью.[2]

Сложную проектную задачу представляла собой разработка програм­мы дуговых ламп для наружного освещения и использования в больших помещениях. Она требовала от дизайнера всестороннего учета условий их эксплуатации. Эти крупные осветительные приборы (высотой от 660 до 1210 мм) должны были обеспечивать постоянный доступ к себе. Прототипы были тяжелы, некрасивы и окрашивались, как правило, в чер­ный цвет, зрительно их утяжелявший.

Рисунок 11 ─ Дуговые электролампы АЭГ (1908—1909)


Созданные Беренсом образцы имели систему рукояток и захватов, об­легчавших уход за лампами, которые подвешивались на легких и удобных

тросах.
Рассматривая деятельность Петера Беренса - дизайнера, невозможно пройти мимо его проектов массовой мебели. «Комиссия по образцовым жилищам для рабочих» в 1912 г. объявила конкурс на проект мебели для этих жилищ, в котором принял участие Беренс. Его набор мебели машинного производ­ства, получивший первую премию, отличался приветливым обликом, удоб­ством и известным изяществом.[4]

Рисунок 12 ─ Стул для столовой в доме Беренса в Дармштадте, 1900 г.

Вклад Питера Беренса в развитие AEG отражен в слогане компании AEG: «Совершенство форм и функций».

Фактически Беренс первым провел ребрендинг компании - его разработки касались как дизайна продуктов, так и фирменного стиля компании. Будучи типографом, Беренс много внимания уделял шрифту и меняет логотип AEG. Его шрифт используется AEG по настоящее время. [8]

Рисунок 13 ─ Рекламный плакат АЭГ, Петер Беренс (1907). Эволюция фирменного (товарного) знака АЭГ: 1896 (Франц Швехтен); 1900 (Отто Экман), 1907 (Петер Беренс)

 

Рисунок 14 ─ Современный (товарный) слоган АЭГ

Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт. Владельцев фирмы интересовала не столько эстетика вещей, сколько завоевание мирового рынка. Появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработке единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Это, по мнению промышленников, должно было способствовать успешному продвижению товаров AEG на мировом рынке.
Для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию и рекламу компании, но и производственные помещения, и был приглашен Петер Беренс, который первым воплотил подобную концепцию на практике. [8]

Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, фирменную упаковку для электроприборов, выставочные стенды, а также производственные здания, мастерские и квартиры для рабочих. [ 1]

Рисунок 15 ─ Рекламный плакат дуговые электролампы АЭГ 1912 г.

Рисунок 16 ─ Рекламный плакат чайников-кипятильников АЭГ (1908)

Рисунок 17 ─ Рекламный плакат вентиляторов АЭГ

Рисунок 18 ─ Рекламный плакат часов АЭГ

 

Петер один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе, очень последовательно проводил линию по подчинению разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. [3]

 

 

Заключение

Благодаря деятельности Беренса Германия становится центром обновления архитектуры, ремесла и промышленной продукции. Петер в корне измененил положение страны.

Беренс внедрил искусство в промышленное производство, создание основ того вида деятельности, который получил сейчас название дизайна.

Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое значение во время творческой деятельности и в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Петер сумел также поднять архитектуру промышленных зданий до уровня монументального искусства и наглядно показал огромный художественный потенциал, заключенный в приемах формообразования, для современной техники.

Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом.

П. Беренс провел впервые ребрендинг компании AEG, создал ее индивидуальный облик, разработал единый стиль продукции, что способствовало успешному продвижению товаров AEG на мировом рынке во время деятельности и после смерти Беренса.

 

 

Литература

 

1. В.Ф.Рунге. История дизайна, науки и техники.- М.: Архитектура-С, 2007.-.:ил.

2. А.Д. Некипелов. Советская энциклопедия.─ М.: Инфра – М, 2007.- 449 с.: ил.

3. Популярный энциклопедический словарь. ─ М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-1582 с.: ил.

4. А.М. Прохоров. Советская энциклопедия. ─М.: Оникс, 1982. – 1456 с.: ил.

5. Официальный сайт, База знаний, [Электронный ресурс]. – Режим доступа, http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-arhitektorov/16711-peter-berens.html, свободный.

6. Официальный сайт, История и теория дизайна от Александра Подгорного, [Электронный ресурс]. – Режим доступа, http://designhistoryalexpodgorniy.blogspot.ru/2013/03/blog-post_1915.html, свободный.

7. Официальный сайт, Ваш гид по архитектуре, [Электронный ресурс]. – Режим доступа, http://dgasa.dn.ua/arxitekturnye-stili/modern/nemeckij-yugendstil.html, свободный.

8. Официальный сайт, История бренда AEG, [Электронный ресурс]. – Режим доступа, http://3dig.ru/news/select/0/20570, свободный.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...