Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура и аномия.

В работе «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон поставил задачу «понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению».

Социальная структура, по Мертону, – совокупность социальных статусов и ролей индивида. Она является многомерной комбинацией трех уровней - нормативной, вероятностной и идеальной.

Первый, нормативный уровень – смоделированный набор социальных ожиданий в отношении поведения индивида. Иными словами, это общепринятые параметры выполнения ролевой установки. Второй, вероятностный аспект заключается в том, что каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивидов. В- третьих. Каждый статус имеет также соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы. Словом, идеалы детерминируют то или иное действие индивида.

Мертон разводит понятия «социальная структура» и «культура». Социальная структура определяется как «организованная совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества или группы». Культура – это «организованная совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества или группы». Аномия имеет место при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними. То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного типа поведения, которому препятствует социальная структура.

Реакция социальной структуры на различные формы девиантного поведения может разрушить систему верований и идеалов, ради которых индивид вольно или невольно вступил в конфликт с институтами общества. С другой стороны, формирующаяся противоположная система ценностей и целей, трудности идентификации индивидов в ценностном многообразии, могут вызвать дисфункцию социальных институтов и общую дезорганизацию социальной структуры.

Аномия не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить тотальный характер. Она обладает своей собственной динамикой. Она может быть эпизодической (смена разочарований периодами бурной целеустремленной активности) или же сегментированной (то есть охватывать отдельные "зоны" социальной деятельности индивида, скажем, семейные отношения или же профессиональную среду). В своем развитом виде аномия охватывает большую часть или все области социальной жизнедеятельности индивида. Настоящая аномия наступает именно тогда, когда еще остававшиеся "островки" социальной стабильности и рациональности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей. Глубокий драматизм аномии состоит в том, что индивид уже не обладает возможностью изменить ни себя (отказавшись от прежних целей и идеалов), ни свое институциональное окружение.

Особого внимания требует понятие "ценностный вакуум". Оно означает не столько полное отсутствие ценностных регуляторов поведения (подобную ситуацию просто трудно представить даже теоретически), сколько их фрагментированность и рассогласованность. В различных ситуациях индивид выбирает различные, порой противоположные ценности, которые препятствуют формированию единой линии поведения, они легко дробятся на составляющие, постоянно видоизменяются. На практике это означает поведение, характеризующееся частой сменой убеждений (причем сменой, активно и "доказательно" аргументируемой). Последнее обстоятельство представляется весьма важным.

Итак, в основе возникновения аномии, согласно концепции Мертона, лежит обострившееся противоречие между определяемыми культурой целями и институционализированными средствами достижения этих целей. Сопутствующая этому противоречию аномия заставляет индивида (группу) искать иные, незаконные способы удовлетворения потребностей. При этом далеко не все индивиды прибегают к девиантному поведению. Мертон выделяет пять способов "анемического приспособления" - конформность, инновацию, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Люди могут переходить от одной альтернативы к другой по мере того, как они вовлекаются в различные виды социальной деятельности. Эти категории относятся к ролевому поведению в специфических ситуациях, а не к личности в целом. Они становятся разновидностями более или менее устойчивого реагирования на требования социальной структуры, а не формами организации личности. В общем плане типология приспособлений личности к социальной структуре охватывает экономические, политические и профессиональные параметры поведения личности. Однако Мертон, предварительно оговариваясь, сосредоточивает свое внимание только на экономическом поведении, утверждая, что именно оно оказывается формообразующим фактором в контексте американской культуры.

Конформность - По Мертону, этот тип приспособления индивидов к социальным условиям распространен, когда степень стабильности общества высока. Имеет место соответствие поведенческих моделей как культурным целям, так и институционализированным средствам. В среде конформной массы уровень отклоняющегося поведения весьма низок, ибо конформная реакция означает приспособление, некритическое принятие данности, непротивление большинству.

Инновация – предполагает культурное акцентирование на достижении цели-успеха и использовании институционально запрещаемых, но эффективных, средств достижения богатства и власти. К числу тех, кто воплощает инновацию, относятся удачливые дельцы, ловкие политиканы, вообще все те, кто достигает высокого общественного положения "нестандартными" способами. В условиях свободных рыночных отношений формирование высших слоев экономической и политической элиты общества, происходит именно на основе инновационного типа приспособления.

Ритуализм - э тот тип приспособления предполагает собой отказ от стремления к выдвигаемым структурой целям при сохранении полной лояльности к нормативным требованиям. "Не надо высовываться", "не нашего ума дело", "надо жить спокойно" и т.д. - вот основные языковые формулировки, выражающие ритуалистскую установку.

Именно ритуалисты составляют то, что мы называют "народом", "нацией" и т.д. При всех изломах и виражах исторического процесса эта масса людей образует молчаливое большинство населения любой страны. И даже такие катаклизмы как революции и гражданские войны, в принципе, не до конца расшатывают инерцию покоя или равномерного движения конформистов от норм социальной структуры.

Этот тип приспособления весьма распространен в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их экономическими достижениями. Непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспокойство индивидов по поводу своего статуса. Один из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний. Формулировки вроде "А мне и не нужна эта крысиная гонка за успехом", "Высоко взлетишь – низко упадешь" выражают позицию отстранения от культурных целей общества, основанного на культе успеха.

Ритуализм снимает угрозу социального риска и одновременно - стремление к повышению социальной эффективности.

Ретритизм – это одновременный отказ и от культурных целей и от институциональных средств. В стабильных обществах он встречается достаточно редко. Ретритизм (от англ. retreat - "бегство") дает возможность жить в обществе, не входя в его структуру, располагаясь при этом на относительно ослабленных функциональных границах структуры, входя в состав маргинальных групп.

Ретритисты создают свою субструктуру (и соответственно субкультуру) в рамках существующей системы. К типичным случаям ретритизма относят также и лиц с психическими отклонениями, создающих свой загерметизированный мир интимных переживаний, отверженных, бродяг, "бомжей", хронических алкоголиков и наркоманов.

Мятеж не только выводит личность за пределы существующей социальной структуры, но и ведет к радикальному преобразованию этой структуры. Личность не только отвергает существующий набор ценностей, норм и законов, но и предлагает свой, новый набор.

Мертон справедливо предлагает отличать мятеж от бунта.

Бунт представляет собой сочетание трех функциональных компонентов:

1) смешанное чувство ненависти, злобы и враждебности

2) ощущение собственного бессилия в выражении этих чувств

3) периодически возобновляющееся переживание бесполезной враждебности.

Мятеж, в отличие от бунта, несет в себе прообраз новой структуры, которая может быть создана на развалинах существующей. Бунт не имеет конструктивного элемента. Однако, несмотря на различие этих понятий, организованный мятеж может сопровождаться действиями бунтарей.

Мятеж как реакция приспособления возникает в том случае, когда старая система оказывается препятствием на пути достижения целей, признаваемых законными самой же этой системой. Поэтому система должна быть разрушена по причине ее несостоятельности.

Преодоление аномии. Согласно Мертону, главное средство противостояния аномии заключается в правильном семейном воспитании, направляющем ребенка по правильному руслу приспособления к требованиям структуры. Взаимодействие ребенка и родителей - сложный процесс, который может либо предрасполагать ребенка к будущей аномии, либо элиминировать ее до возможных пределов. Ребенок усваивает доминирующий тип приспособительной реакции, свойственной его родителям, и делает его как бы отправной точкой своей собственной социализации. Из этого вовсе не следует, что ребенок во всем копирует или будет копировать своих родителей, но в любом случае он выработает свою реакцию на поведение родителей.

Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения, сами по себе, приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самим он во многом преодолел слабые стороны теории Парсонса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...