Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение модели взаимосвязи типов личности и видов деятельности Дж. Л. Холланда в современных организациях.

Понятия личность, индивидуальность, индивид, человек в ОП. Теории поведения человека и их применение в организации.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией.

Теории поведения личности.

1. Теории типов. Гипотеза о четырех темпераментах, классификация индивидов по типам, например, интроверт-экстраверт.
2. Теории черт. Личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Теории типов, прежде всего, имеют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает.
3. Психодинамические и психоаналитические теории. Сильный акцент делается на факторах развития. Большое значение уделяется понятиям мотивации.
4. Бихевиоризм. Что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. 5. Гуманизм. Дал начало движению человеческого потенциала.
6. Теории социального научения. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме.
7. Ситуационизм. Модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности.
8. Интеракционизм. Личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются.

Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса и значение выводов из неё для ОП

Он предложил модель работающего человека.. Согласно Арджирису, человеческая личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно), преобразуется на пути от незрелого до зрелого состояния. Эта модель дает метод описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной организационной культуры и важные рекомендации для менеджеров. К сожалению, Арджирис заявляет, что организации типично спроектированы для поощрения и вознаграждения «незрелости» и для подавления и наказания «зрелости». Если он прав, то основной конфликт (несоответствие) существует между людьми с запросами зрелой личности и природой формальных организаций, в которых они работают. Это несоответствие является отправным моментом в понимании взаимодействия личности (индивидуальными свойствами личности, ее установками, потребностью самоактуализации) и требований организации (регламентацией деятельности, должностными инструкциями и т. д.).
Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса

Применение модели взаимосвязи типов личности и видов деятельности Дж. Л. Холланда в современных организациях.

Реалистичный (Realistic). Примеры профессий:
Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, геолог, гравер, агроном, садовод, автослесарь, шофер, пилот, милиционер, охранник (телохранитель), сварщик, стоматолог.

Исследовательский (Investigative) Примеры профессий:
Физик, астроном, лингвист, программист, микробиолог, архитектор, экономист (аудитор, аналитик...), фармацевт, искусствовед, историк, этнограф, археолог.

Артистичный (Artistic) Примеры профессий:
музыкант, художник, визажист, фотограф, актер, режиссер, дизайнер, …

Социальный (Social) Примеры профессий:
врач, педагог, психолог, экскурсовод, журналист, менеджер по продажам, ди-джей, телеведущий

Предприимчивый (Enterprising) Примеры профессий:
Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик, менеджер по продажам, биржевой брокер

Традиционный (Conventional) Примеры профессий:
бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий, библиотекарь, контролер, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, товаровед.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...