Совершенствование управления финансовыми ресурсами в коммерческом банке
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Приоритетные направления развития банка, как субъекта рынка, основываются, прежде всего, на рассмотрении и устранении структурных и функциональных недостатков. Совершенствование структуры банка и ревизия функциональных аспектов деятельности должна способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций, повышению конкурентоспособности банка и предлагаемых им продуктов на рынке, и, конечно же, увеличению финансовой базы. И вместе с тем отвечать базовым потребностям экономики. Таким образом, перед коммерческим банком встает задача, связанная с необходимостью выбора эффективной и адекватной ситуации модели улучшения финансового состояния. Эта задача разбивается на несколько принципиальных подзадач, которые можно разделить на несколько условных групп. Оптимизация затрат и процесса продаж. К первой группе относятся вопросы, касающиеся увеличения объемов продажи банковских продуктов и извлечения большей прибыли от основной деятельности. Одним из способов решения данных задач является разделение функций по разработке и реализации продуктов между участниками банковской группы, что позволяет сократить затраты и оптимизировать процесс продаж. Для этого необходимо создание модели, в которой центр банковской группы несет идеологическую и методологическую нагрузку по разработке продуктов, которые впоследствии могут тиражироваться и распространяться через дочерние структуры. Углубление специализации и четкое разделение функций позволяют банку не только повысить качество разрабатываемых продуктов, но и проводить согласованную сбытовую политику. Типизация банковских продуктов упрощает процесс продвижения услуг до конечного потребителя и позволяет избежать стандартных маркетинговых ошибок.
Единая система риск-менеджмента. Вторая группа включает в себя вопросы, связанные с процедурами контроля рисков и сохранения общего уровня устойчивости банка. В современном банковском бизнесе высокую актуальность имеет тезис «больше правильно измеренного риска - больше дохода». По мере укрупнения размеров бизнеса и расширения сфер, в которые вовлекается коммерческий банк, увеличивается и спектр рискованных операций. Традиционные риски, такие, как кредитный, ценовой, процентный и валютный, с которыми регулярно сталкиваются финансисты, дополняются относительно новыми. К ним относятся риски потери управляемости, инвестиционные риски, риски потери репутации и кадровые риски. В условиях усложнения структуры банковского бизнеса и ускорения экономических процессов в банке повышается роль риск-менеджмента. Построение единой системы риск-менеджмента в банке и банковской группе является сложной и многоступенчатой задачей. Выявление видов рисков и анализ их влияния на банкуппы - начальный уровень ее решения. Принципиально важным при анализе воздействия риска становится внедрение шкалы его количественной оценки и оценки размеров потенциального ущерба. Определение допустимых зон риска позволяет более четко формулировать бизнес-задачи для банка. Кредитные риски - одни из наиболее существенных в банковском бизнесе. Управление ими является сложной задачей, требующей проведения единой кредитной политики. Внедрение балльных методик оценки уровня риска анализируемого заемщика дает возможность выставления четкой системы «отсечек», при которых потенциальная угроза возникновения ошибок серьезно сокращается. Внедрение единой кредитной политики позволяет формализовать подходы к заемщикам, распределить кредитные ресурсы пропорционально целевым ориентирам развития банка и поддерживать допустимый уровень риска на одинаковые сегменты рынка и клиентские группы.
Регламентация деятельности всех подразделений банка не только формализует процедуры и механизмы текущего банковского бизнеса, но и упрощает сам процесс принятия управленческих решений. Управление финансовыми потоками. Третья группа задач состоит из вопросов, относящихся к области управления финансовыми потоками, оптимизации структуры активов и пассивов. Агрессивный подход к изменениям дюрации банковского портфеля далеко не всегда себя оправдывает. Большинство финансовых институтов в Казахстане являются классическими коммерческими банками, использующими в своей деятельности депозиты и вклады до востребования. Последние изменения конъюнктуры финансового рынка показали, что агрессивная политика использования ресурсов, полученных из стандартных источников для финансирования долгосрочных проектов, весьма рискованна. Однако отказываться от работы с данными источниками пассивов стратегически неверно. В этих условиях найти золотую середину между активной кредитной политикой и поддержанием сбалансированной устойчивой ликвидности - одна из наиболее важных стратегических задач. Построение банковской деятельности, имеющей дополнительные возможности привлечения и размещения ресурсов, является одним из частных способов решения задачи «сохранения доходности операций при поддержании допустимого уровня риска». Важнейшим направлением оптимизации структуры банка должно стать улучшение координации действий подразделений банка и создание мобильных структур реагирования на конъюнктурные изменения. Это позволит повысить качество предлагаемых банковских продуктов, и будет способствовать их востребованности (в частности, развитию расчетных, депозитарных операций, и т.д.). Целевая ориентация на потребности клиента и охват больших территорий требует расширения возможного спектра организационных форм. Наряду с филиалами, предлагающими широкий набор услуг клиентам целесообразно выделение специализированных агентств и передвижных операционных касс для работы в отдаленных районах, ориентированных как на комплексное и индивидуальное обслуживание, так и на развитие отдельных направлений бизнеса.
В рамках активизации работы по оказанию методической и практической помощи корпоративным клиентам, а также улучшения координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов клиентам, возникает необходимость создания института персональных менеджеров. Данная структура позволит банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов. С точки зрения совершенствования функциональных аспектов деятельности банка на рынке, наиболее приоритетными направлениями ревизии и пересмотра являются: взаимодействие банка с реальным сектором экономики; обслуживание населения; развитие расчетной системы и банковских технологий. Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяет расширить спектр и объемы операций по обслуживанию реального сектора экономики. Главным направлением в этой сфере является кредитование и проектное финансирование, содействующие развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг. При этом важнейшей задачей банка должно являться формирование качественного и высокодоходного кредитного портфеля за счет увеличения темпов кредитования корпоративных клиентов в иностранной валюте. Повышая гибкость условий кредитования с учетом индивидуальных потребностей клиента, банк должен проводить и взвешенную процентную политику, основанную на экономической эффективности кредитных операций, учете рыночной конъюнктуры и поддержании необходимого уровня процентной маржи. Основными способами оптимизации уровня кредитных рисков посредством их диверсификации могут являться: · предоставление синдицированных кредитов; · страхование инвестиционных и кредитных рисков, с помощью которого кредитные и портфельные риски диверсифицируются между банками и страховыми компаниями;
· хеджирование портфельных рисков путем создания компенсирующей позиции для каждой конкретной рисковой операции; · форфетирование портфельных и валютных рисков, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регресса. Основными направлениями в кредитовании реального сектора экономики следует выделить: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Так, краткосрочное кредитование в иностранной валюте должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевой группы по данному виду кредитования могут быть выделены предприятия легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговые и торгово-посреднические предприятия. Развитие кредитования экспортно-импортных операций должно осуществляться с учетом ситуации на валютно-финансовых и сырьевых рынках, возможного повышения странового рейтинга Казахстана. Это существенно расширит возможности банка по применению не кредитных инструментов, таких, как форфейтинг, документарные операции и гарантии. Инвестиционное кредитование должно стать одним из основных инструментов завоевания наиболее привлекательного сегмента рынка - крупных и кредитоспособных клиентов страны и, как следствие, послужит банку дополнительным катализатором развития широкого спектра валютных операций, а также сопутствующих услуг. Постепенное возрождение казахстанского рынка корпоративных ценных бумаг позволяет в будущем рассчитывать на дальнейший рост его инвестиционной привлекательности. В связи с чем, банк может формировать инвестиционные портфели акций корпоративных эмитентов. Особый интерес представляют корпоративные долговые обязательства и векселя предприятий реального сектора экономики. Сохраняя приоритетные ценовые условия банк должен стремиться к привлечению на обслуживание, как целевой группы потенциальных клиентов, экономически активное население страны и молодежь. Созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства должна способствовать реализация программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиентов, финансовый консалтинг, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе интернета. Наряду с тиражированием стандартных конкурентоспособных банковских продуктов, ориентированных на потребности всех социальных и возрастных групп населения банку целесообразно предлагать индивидуальное обслуживание и вкладные продукты для состоятельных клиентов. Привлекательность банковских карт для населения должна обеспечиваться развитием операций по овердрафтному кредитованию по карточным счетам.
Продвижение новых банковских продуктов и банковских услуг на рынке должно осуществляться с учетом потребностей различных групп населения в кредитных ресурсах: на образовательные цели, учитывая нынешнее стремление граждан к получению образования за границей; на потребительские цели для молодых семей; на покупку потребительских товаров и на неотложные нужды под заклад золотых слитков, и монет из драгоценных металлов; на покупку жилья и т.д. При этом одним из обязательных условий занятия банком лидирующего положения на данном сегменте рынка, должно стать комплексное расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, предполагающее высокое качество предоставляемых услуг, гибкую тарифную политику и низкую трудоемкость операций для клиента. Основной задачей банка в данном направлении должно стать увеличение доли обслуживания безналичных денежных потоков населения в иностранной валюте. Серьезным фактором повышения стабильности функционирования банка в целом является совершенствование действующей расчетной системы, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Совершенствование банковских технологий также должно проводиться исходя из приоритетных направлений развития бизнеса. Однако, рост конкуренции на рынке банковских услуг, частые изменения законодательной и нормативной базы предъявляют повышенные требования к гибкости внедряемых технологий, возможности их адаптации к новым банковским продуктам, эффективности их использования. Особое внимание в этой сфере следует уделить созданию автоматизированной системы обеспечения управления банком, позволяющее решать задачи как в области управления рисками, управления портфелями кредитов и ценных бумаг, так и в области стратегического и бизнес планирования, маркетинга, мониторинга и контроля. С учетом этого, в банке должны быть разработаны современные технологические схемы совершения и оформления клиентских операций, обеспечивающие сокращение сроков прохождения платежей, совершенствование расчетов, развитие электронного документооборота, внедрение новых банковских продуктов и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности. Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите. Основанный в 1990 году, АО «Казкоммерцбанк» является одним из лидирующих банков в Казахстане. Чистый процентный доход до формирования резервов на обесценение процентных активов за 2013 год составил 193,2 миллиардов тенге против 199,5 миллиардов тенге за аналогичный период 2012 года. Объем ссуд корпоративному сектору составил 1886,6 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2013 года в сравнении с 1793,7 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2012 года. Доля ссуд корпоративному сектору в общем объеме ссуд клиентам выросла с 83,6% на конец 2012 года до 87,3% на конец 2013 года. По состоянию на 31 декабря 2013 года объем ссуд розничному сектору составил 274,1 млрд. тенге в сравнении с 351,1 млрд. тенге по состоянию на 31 декабря 2012 года. В связи с укреплением позиций банка на рынке и с ростом доверия населения к банку объем средств клиентов розничного бизнеса в 2013 году увеличился до 327,6 млрд. тенге в сравнении с 263,8 млрд. тенге в 2012 году. Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране как следствие желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль как следствие развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом. Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Банковское дело: учебник для вузов / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. 4е издание, переработанное и дополненное М.: Финансы и статистика, 2000. 464с.: ил. .Банки и банковские операции. Учебник под ред. Е.Ф. ЖуковаМ.: «Банки и биржи», 2002 .Николаенко О.А. Личные сбережения населения. // Экономический журнал ВШЭ. 2000 №4 с.500 .Ряузов Н. Стратегия коммерческого банка на рынке ценных бумаг. Опыт Банка ЗЕНИТ // Рынок ценных бумаг 2000. №22. С. 717. .Сейткасимов Г.С. Банковское дело. - Алматы: Каржы-Каражат, 1998г., 166 с. .Журнал «Банки Казахстана» №6, №7, №8, - 2010г. .Э.Дж.Долан и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Пер. с анг. С.- П., 1994. .Демичев А. Банковский сектор и экономика // Экономист. - 2001. - N 11. - С.55-60. .Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит.- 1999. - N 4. - С.6-11. .Елкин Д. Банковский бизнес // Деловая жизнь. - 1993. - N 4. - С.36-40. .О Национальном Банке РК: Указ президента РК, имеющий силу закона, от 30.03.1995 г. .Журнал "Банковское обозрение" № 7, №8, №10, - 2013 г. .Журнал "Банковский менеджмент" № 3, - 2013 г. .http://ru.kkb.kz.pdf 15.>www.tengry-finance.kz <http://www.tengry-finance.kz>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|