Оценка сформированности универсальных учебных действий у детей
Преемственность программ дошкольного и начального школьного образования Вопросы преемственности программ поднимались в истории непрерывного дошкольного и начального школьного образования не один раз. Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы" позволило наметить основные пути решения данной проблемы. В результате были выделены комплексные программы непрерывного образования и парциальные программы (рис. 26). Кроме того, с учетом современных ФПГ к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования и ФГОС, на основе которого составляется примерная общеобразовательная программа начального школьного образования, оба учреждения, участвующие в формировании системы непрерывного образования – детский сад и школы – разрабатывают преемственные образовательные программы. В качестве ориентиров выступает уровень сформированности интегративных качеств личности ("социальный портрет" выпускника детского сада и начальной школы) и сформированность предпосылок (на уровне дошкольного детства) или системы универсальных учебных действий (на уровне начальной школы) (табл. 33). Рис. 26. Программы непрерывного образования Таблица 33 Оценка сформированности универсальных учебных действий у детей
Ориентируясь на перечисленные показатели, составляется программа сотрудничества детского сада и начальной школы. При этом заведующая и директор выбирают для сотрудничества оптимальный для них вариант (они описаны в Методическом письме Министерства образования РФ от 25.03.94 № 35-М) (рис. 27).
В рамках преемственности ДОУ и школы ежегодно составляется единый совместный план работы, включающий обозначенные направления (рис. 28).
Вопросы преемственности подлежат обязательному как оперативному, так и итоговому контролю: рассматриваются на педагогических советах, совещаниях и конференциях в ДОУ и школе. Рис. 27. Варианты сотрудничества детского сада и школы Основным критерием эффективности такого сотрудничества, согласно "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" (2003), выступает достижение целей непрерывного образования: как промежуточный результат связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования; как итоговый результат – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие ребенка, воспитание нравственного человека. Рис. 28. Содержание и формы преемственности детского сада и школы Преемственность дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. с пустого места, а всегда опирается Л. С. Выготский Что же такое преемственность? Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Что такое деятельностный подход? Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. • воспитание нравственного человека; Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; На дошкольной ступени: • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности. • направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; – осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка; Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В структуру и содержание образовательной программы ДОУ внесены изменения: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями. Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.. Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.); Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса. • экскурсии в школу; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; 2. Взаимодействие педагогов: • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; • встречи родителей с будущими учителями; • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… способный управлять своим поведением и планировать свои действия… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|