Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка сформированности универсальных учебных действий у детей

Преемственность программ дошкольного и начального школьного образования

Вопросы преемственности программ поднимались в истории непрерывного дошкольного и начального школьного образования не один раз. Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы" позволило наметить основные пути решения данной проблемы. В результате были выделены комплексные программы непрерывного образования и парциальные программы (рис. 26).

Кроме того, с учетом современных ФПГ к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования и ФГОС, на основе которого составляется примерная общеобразовательная программа начального школьного образования, оба учреждения, участвующие в формировании системы непрерывного образования – детский сад и школы – разрабатывают преемственные образовательные программы. В качестве ориентиров выступает уровень сформированности интегративных качеств личности ("социальный портрет" выпускника детского сада и начальной школы) и сформированность предпосылок (на уровне дошкольного детства) или системы универсальных учебных действий (на уровне начальной школы) (табл. 33).

Рис. 26. Программы непрерывного образования

Таблица 33

Оценка сформированности универсальных учебных действий у детей

  Характеристика Экспертная оценка (в баллах от 1 до 5)
Детский сад Начальная школа
УУД 1 Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления    
УУД 2 Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок    
УУД 3 Ребенок умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач    
УУД 4 Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера    
УУД 5 Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий    
УУД 6 Ребенок умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения    
УУД 7 Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам но деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи    
УУД 8 Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру    
УУД 9 Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)    
УУД 10 Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета    
УУД 11 Ребенок может представлять информацию средствами И КТ в графическом виде: как таблицы, графики и пр.    

Ориентируясь на перечисленные показатели, составляется программа сотрудничества детского сада и начальной школы. При этом заведующая и директор выбирают для сотрудничества оптимальный для них вариант (они описаны в Методическом письме Министерства образования РФ от 25.03.94 № 35-М) (рис. 27).

В рамках преемственности ДОУ и школы ежегодно составляется единый совместный план работы, включающий обозначенные направления (рис. 28).

Вопросы преемственности подлежат обязательному как оперативному, так и итоговому контролю: рассматриваются на педагогических советах, совещаниях и конференциях в ДОУ и школе.

Рис. 27. Варианты сотрудничества детского сада и школы

Основным критерием эффективности такого сотрудничества, согласно "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" (2003), выступает достижение целей непрерывного образования: как промежуточный результат связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования; как итоговый результат – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие ребенка, воспитание нравственного человека.

Рис. 28. Содержание и формы преемственности детского сада и школы

Преемственность дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС.

с пустого места, а всегда опирается

Л. С. Выготский

Что же такое преемственность?

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Что такое деятельностный подход?

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

• воспитание нравственного человека;

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

На дошкольной ступени:

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В структуру и содержание образовательной программы ДОУ внесены изменения: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями.

Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры..

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

• экскурсии в школу;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

2. Взаимодействие педагогов:

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• встречи родителей с будущими учителями;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...