Критерии оценки результатов учебной деятельности по преддипломной практике для специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» (заочное отделение)
Методические указания
Отчет о практике является важнейшим4 документом, характеризующим конкретное выполнение обучающимся объема работ за период практики, его способность самостоятельно и творчески оценивать действующую практику организации и техники учета, налогообложения, планирования, аналитическую работу, умение вносить конкретные рекомендации, направленные на совершенствование учетно-экономической работы, использование ЭВМ.
В отчёте должны найти отражение:
1. Краткая экономическая характеристика организации, его организационная и управленческая структура, форма ведения учета, уровень механизации (автоматизации) учетно-экономических работ.
2. Описание действующей практики организации бухгалтерского учета по отдельным его участкам, содержание и методика составления отчетности, выводы и конкретные рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета на изученных участках.
3. По всем разделам учета должны быть приложены заполненные первичные документы, справки, расчеты, накопительные и сводные учетные документы, машинограммы, журналы-ордера и другие регистры синтетического и аналитического учета, формы отчетности и иные материалы.
Практические материалы следует прилагать в конце отчета и оформлять как приложения.
Отчёт должен быть оформлен в соответствии с унифицированными требованиями к оформлению отчёта по преддипломной практике (Приложение 1).
Отчет о преддипломной практике проверяется руководителем практики от организации, составляется характеристика, подписывается и скрепляется печатью.
Отчет о практике передается на заочное отделение. Руководители практики от учебного заведения проверяют отчет, дают заключение об итогах практики и выставляют общую оценку по десятибалльной системе.
При оценке результатов преддипломной практики необходимо учитывать состоятельность работы, характер и эффективность помощи организации, участие практиканта в общественной жизни коллектива.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики или предоставившие отчеты, не соответствующие предъявляемым к ним требованиям, к сдаче государственных экзаменов не допускаются.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию характеристики на отчеты учащихся по преддипломной практике на предприятия
Характеристика должна быть написана на отдельном листе рукописным печатным способом
В характеристике указать:
1. На чей отчёт написана рецензия (фамилия, имя, отчество), специальность, название учебного заведения, место прохождения практики.
2. Качество содержания отчета (все ли вопросы программы практики раскрыты, положительные стороны, недостатки).
3. Качество и полнота заполнения документов, таблиц.
4. Правильность выводов и реальность предложений.
5. Качество оформления отчета и приложений.
6. Прочие замечания, которые считает необходимым отметить руководитель практики.
Ф.И.О. руководителя практики
МП «___»____________20__г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование тем
Количество дней
1.
Характеристика организации, её профиль. Постановка и организация бухгалтерского учёта. Организация материальной ответственности
2.
Учёт товарных операций в организациях торговли
3.
Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.
4.
Учёт труда и заработной платы
Учёт основных средств, нематериальных активов, вложений в долгосрочные активы и материалов
6.
Учёт издержек обращения. Учёт финансовых результатов
7.
Учет, фондов и резервов организации.
8.
Бухгалтерская отчетность.
9.
Обобщение материалов по практике.
Итого
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИШЮМНОИ ПРАКТИКИ
Наименование тем
К-во дней
Формируемые умения (должен уметь)
Содержание информации, необходимой для формирования умений
Примерные виды работ
1. Характеристика организации, её профиль.
Постановка и организация бухгалтерского учёта. Организация материальной ответственности
Характеризовать организацию с указанием структуры, степени хозяйственной самостоятельности, системы управления, структуры бухгалтерии, принципов организации бухгалтерского учета, степени компьютеризации учета и использования современных информационных технологий.
Определять материально- ответственных лиц за товарно-материальные ценности и денежные средства.
Осуществлять контроль за сохранностью товарно- материальных ценностей и денежных средств, за соблюдением принципов материальной ответственности
Закон Республика Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» Устав организации. Учетная политика организации. График-схема документооборота.
Положение о коллективной материальной ответственности. Организация материальной ответственности в организации.
Изучение устава организации. Ознакомление с хозяйственной деятельностью организации, её организационно правовой формой, структурой бухгалтерии.
Изучение учетной политики организации. Ознакомление с организацией бухгалтерского учета, применяемыми формами бухгалтерского учета, методами ведения бухгалтерского учета, использованием информационных технологий.
Изучение форм материальной ответственности применяемых в организации, порядка подбора и приема на работу материально-ответственных лиц; порядка заключения договора о материальной ответственности. Ознакомление с принципами расчета суммы недостачи, причитающейся для погашения каждому члену бригады. Изучение состояния контроля за сохранностью ценностей. Оформление приложений к отчету:
-копию приказа «Учетная политика организации»;
-схемы организации управления и структуры бухгалтерий;
-график документооборота, копи договоров о бригадной и индивидуальной материальной
ответственности; обязательств кассира.
2. Учёт товарных операций в организациях торговли
Осуществлять приемку, проверку и обработку первичных документов по движению товаров и тары, поступающих от материально ответственных лиц и отражать в регистрах бухгалтерского учета.
Выявлять источники образования потерь и непроизводительных расходов, предупреждать их возникновение.
Осуществлять контроль за сохранностью ценностей, соблюдением принципов материальной ответственности.
Положение о приемке Товаров по количеству и качеству; Положение о поставках товаров в Республике Беларусь
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств
Инструкция о порядке определения размера причинённого государственному имуществу вреда в связи с утратой,
повреждением(порчей),недостаче й при проведении проверок (ревизий) финансово- хозяйственной деятельности государственных юридических лиц
Закон Республика Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 г. № 128-3»
Характеристика источников поступления товаров и тары, порядка их приемки и документального оформления. Участие в приемке товаров в организации.
Оформление доверенности на получение товаров, контроль за их использованием.
Ознакомление с актами установленных расхождений при приемке и оформлением претензий поставщикам или транспортной организации.
Расчет розничных цен на товар.
Ознакомление с порядком реализации товаров, документальным оформлением. Учет и расчет налогов с выручки от реализации товаров.
Оформление документов на возврат тары поставщикам.
Изучение порядка учета товарных потерь и переоценки товаров в организации.
Ознакомление с порядком и сроками приема товарных отчетов от материально ответственных лиц, порядком их проверки, обработки и записи в регистры бухгалтерского учета.
Участие в проведении инвентаризации, выявлении результатов и отражение их на счетах учета.
Расчет естественной убыли товаров. Ознакомление с организацией синтетического и аналитического учета товаров и тары в организации, порядком записи в регистры бухгалтерского учета. Оформление приложений к отчету:
-копии одного товарного отчета с приложенными документами;
-журналы-ордера или другие применяемые регистры по счетам 41; 60 и др.;
-документы по учету товарных потерь;
-расчет естественной убыли; инвентаризационная опись и сличительная ведомость по результатам инвентаризации.
3. Учет денежных
средств, расчетных
и кредитных
операций.
Работать с нормативными документами по учету денежных средств, расчетных и кредитных операций.
Принимать, проверять,
обрабатывать документы по
учету кассовых операций в
белорусских рублях и в
валютах;
Соблюдать правила
охраны труда и
противопожарной
безопасности.
Осуществлять проверку,
обработку первичных
документов по движению
денежных средств на
расчетном, валютных и
других специальных счетах
организации.
Проверять и обрабатывать
авансовые отчеты.
Оформлять документы и
вести расчеты с
поставщиками,
покупателями, с
финансовыми органами по
налогам и сборам, расчетов
по возмещению
материального ущерба, с
разными дебиторами и
Инструкция о порядке ведения
кассовых операций и расчётов
наличными денежными
средствами в белорусских рублях
на территории РБ
Инструкция о банковском
переводе
Инструкция о порядке и
размерах возмещения расходов
при служебных командировках в
пределах Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республики
Беларусь (особенная часть)
29.12.2009г., №71-3 с
последующими изменениями и
дополнениями
Постановление Правления
Национального банка РБ «Об
утверждении инструкции о
порядке предоставления
(размещения) банками денежных
средств в форме кредита и их
возврата».
Изучение нормативных документов по
учету денежных средств, расчетных и
кредитных операций;
Изучение порядка оформления и обработки
кассовых документов, порядка ведения
кассовой книги в белорусских рублях и в
валютах; Участие в проверке наличия
денежных средств в кассе, снятии
показаний счетчиков кассовых машин,
определении суммы выручки и записи
данных в книгу кассира.
Ознакомление с порядком сдачи
выручки в банк и её документальным
оформлением.
Изучение порядка оформления
банковских документов на оплату
приобретенных товаров, выполненных
работ и оказанных услуг при расчетах
платежными поручениями, платёжными
требованиями, платежными требованиями-
поручениями, чеками аккредитивами,
векселями и т.д.
Ознакомление с имеющимися в
организации валютными рчетами в банке,
проверка и обработка выписок банка по
валютным счетам.
Участие в проверке и обработке
авансовых отчетов.
Ознакомление с порядком
документального оформления и учета
расчетов с покупателями и заказчиками,
расчетов по претензиям, с финансовыми
кредиторами.
Оформлять документы, связанные с финансированием и кредитованием предприятия. Производить записи в регистры бухгалтерского учета.
Проверять и обрабатывать выписки банка по валютным счетам и производить записи в учетные регистры.
органами по налогам и сборам, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами.
Изучение порядка кредитования торгового предприятия, документального оформления получения и погашения кредитов банка и займов. Запись операций по учету кредитов и займов в регистры бухгалтерского учета.
Оформление приложений к отчету: -кассовый отчет с приложенными документами;
-копии выписок банка с приложенными документами;
-копии одного - двух авансовых отчетов на хозяйственные и командировочные расходы;
-копии документов по учету расчетных и кредитных операций;
-журналы-ордера или другие применяемые регистры по счетам 50; 51; 66 и т.д.
4. Учет труда и заработной платы
Начислять заработную плату за истекший месяц различным категориям работников при повременной и сдельной системах оплаты труда.
Производить все необходимые удержания из начисленной заработной платы, а так же начислять налоги и неналоговые платежи, базой для расчета которых является сумма начисленной заработной платы.
Составлять расчетно- платежную ведомость,
Трудовой кодекс Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республика Беларусь
Инструкция о порядке при применения Единой тарифной сетки работников Республика Беларусь
Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам
Указ Президента Республики Беларусь «О фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»
Ознакомление с порядком приема на работу и увольнения персонала, ведения личных дел работников и трудовых книжек.
Изучение действующих положений об оплате труда и премировании работников.
Прием по установленному графику и проверка табеля учета рабочего времени, больничных листов и других документов, являющихся основанием для начисления заработной платы.
Начисление заработной платы различным категориям работников (сдельно, повременно), работникам с месячными окладами, оплата за отпуск, за работу в ночное время, за сверхурочные часы, за время работы в праздничные дни, премии работающим, а так же пособия за
заполнять лицевые счета.
Указывать корреспонденцию счетов по всем операциям и производить записи в регистры бухгалтерского учёта.»
Условия и порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством Приказ Министерства торговли РБ «Об утверждении рекомендаций по оплате труда работников торговли и общественного питания» с изменениями и дополнениями
время болезни и др.
Изучение порядка налогообложения работников и порядка других удержаний из заработной платы.
Ознакомление с порядком начисления налогов и неналоговых платежей, базой для расчета которых является сумма начисленной заработной платы.
Составление расчетно-платежных (расчетных) ведомостей и осуществление записей в лицевые счета.
Ознакомление с системой выплаты заработной платы работникам предприятия и учетом депонированной заработной платы.
Определение корреспонденции счетов и запись в соответствующие регистры бухгалтерского учёта
Оформление, приложение к отчету:
-штатное расписание;
-контракт (трудовой договор);
-личная карточка
-расчетно-платежная ведомость (машинограмма) со всеми произведенными расчетами;
-журналы-ордера или другие применяемые регистры по счетам 70; 69 и др.
5. Учет основных средств,
нематериальных активов, вложений в долгосрочные активы и материалов
Составлять, проверять и обрабатывать документы по поступлению и выбытию основных средств и отражать эти операции на счетах бухгалтерского учета.
Проверять и обрабатывать документы по текущему и
Положение по бухгалтерскому учету основных средств. Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов; Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств; Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов;
Ознакомление с классификацией основных средств в организации, их оценкой и с организацией аналитического учета.
Оформление документов по поступлению, реализации, ликвидации основных средств и отражение этих операций на счетах учета.
капитальному ремонту
основных средств.
Проводить переоценку
основных средств и
начисление их амортизации.
Составлять, проверять и
обрабатывать документы по
учету нематериальных
активов, рассчитывать их
амортизацию и отражать эти
операции на счетах
бухгалтерского учета.
Составлять, проверять и
обрабатывать документы по
поступлению,
использованию и выбытию
материалов и инвентаря и
производить записи в
соответствующие регистры
бухгалтерского учёта.
Отражать затраты на
вложения в долгосрочные
активы при подрядном и
хозяйственном способах
ведения работ.
Определять инвентарную
стоимость законченных
строительством объектов и
зачислять их в состав
основных средств
Положение о порядке начисления
амортизации основных средств и
нематериальных активов;
Инструкция о порядке
бухгалтерского учета лизинговых
операций.
Методические рекомендации по
планированию и учету затрат на
производство строительно-
монтажных работ.
Ознакомление с нормативными актами
по начислению амортизации, переоценке и
учету основных средств. Расчет
амортизационных отчислений по основным
средствам с учетом их переоценки.
Отражение в бухгалтерском учете
операций по текущему и капитальному
ремонтам основных средств при подрядном
и хозяйственных способах ведения работ.
Ознакомление с порядком учета
арендованных основных средств и
лизинговых операций.
Изучение классификации и оценки
нематериальных активов. Ознакомление с
нормативными актами по начислению
амортизации и учету нематериальных
активов. Оформление документов по
движению нематериальных активов и их
учет.
Изучение порядка документального
оформления движения материалов и
инвентаря в организации и их учета.
Составление инвентаризационной описи,
сличительной ведомости по основным
средствам, нематериальным активам,
материалам и отражение результатов на
счетах учета.
Изучение порядка оформления и отражения
затрат на вложения в долгосрочные активы
при подрядном способе ведения работ.
Ознакомление с особенностями учета
затрат на вложения в долгосрочные активы
при хозяйственном способе ведения работ.
Определение инвентарной стоимости и учет
законченных строительством объектов.
Порядок учета незавершенных вложений.
Оформление приложения к отчету:
-копии документов по движению основных
средств, нематериальных активов,
материалов и инвентаря;
-расчет амортизации основных средств и
нематериальных активов;
-копии документов по переоценке основных
средств;
-копии документов по инвентаризации; -учетные регистры (машинограммы) по учету основных средств, нематериальных активов, материалов.
-копия акта приемки выполненных работ по законченному строительством объекту.
6. Учет издержек обращения. Учёт финансовых результатов
Заполнить регистры синтетического и аналитического учета по учету расходов и доходов предприятия.
Вести учет издержек обращения и осуществлять их распределение на реализованные товары и на остаток товаров.
Составлять расчет и учет финансовых результатов от реализации товаров, основных средств и прочих материальных ценностей.
Вести учет прочих доходов и расходов, доходов будущих периодов. Определять состав финансовых результатов, порядок их формирования и учета.
Определять величину налогооблагаемой прибыли и платежей (налогов) из нее, порядок распределения
Закон Республика Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» Методические указание по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания:
Положение по бухгалтерскому учёту «Учетная политика организации»
Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть).
Ознакомление с организацией синтетического и аналитического учета издержек обращения, '«порядком распределения их на реализованные товары и на остаток товаров. Составление расчета издержек обращения на остаток товаров.
Изучение состава финансовых результатов, порядка их формирования и учета. Расчет и учет финансовых результатов от реализации товаров и других материальных ценностей на примере одной сделки и за месяц в целом. Определение налогооблагаемой прибыли и платежей из нее.
Ознакомление с порядком распределения прибыли и учетом нераспределенной прибыли.
Отражение в бухгалтерском учете операций по образованию и учету уставного фонда, резервного фонда, резервов предстоящих расходов и платежей, сомнительных долгов, средств целевого финансирования и поступлений.
Оформление приложений к отчету: - учетные регистры по учету расходов на
прибыли и учета нераспределенной прибыли.
Производить записи в регистры бухгалтерского учета по образованию и учету уставного фонда, резервного фонда, резервов предстоящих расходов и платежей, сомнительных долгов, средств целевого финансирования и поступлений.
реализацию;
- расчеты по определению валового дохода, издержек обращения на остаток товаров;
- расчеты по определению прибыли (убытков) и её распределению.
7.Учет, фондов и резервов организации.
Отражать операции в учете по формированию уставного фонда и его изменений, образованию и использованию добавочного и резервного фондов, резерва предстоящих расходов и других фондов, средств целевого финансирования.
Закон Республика Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
Ознакомление с порядком формирования уставного фонда организации. Отражение в бухгалтерском учете операций по образованию и использованию добавочного, резервного фондов, резервов предстоящих расходов, резервов по сомнительным долгам, обесценению ценных бумаг, средств целевого финансирования.
Оформление приложений к отчету: -учетные регистры по учету фондов, резервов.
8.Бухгалтерская отчетность.
Подготавливать данные для составления отчетности.
Составлять формы квартальной и годовой отчетности.
Обеспечивать сохранность бухгалтерских документов, оформлять их для передачи в архив.
Закон Республика Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»
Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации»
«О бухгалтерской отчетности организаций». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь
Ознакомление с порядком записей в Главную книгу и подсчетом итогов оборотов по дебету счетов и сальдо.
Изучение нормативной документации необходимой для руководства при заполнении форм квартальной и годового отчета.
Составление бухгалтерской отчетности.
Ознакомление с порядком представления, утверждения квартальной и годовой отчетности.
Ознакомление с организацией хранения документов и порядком передачи их в архив.
Оформление приложений к отчету:
- все формы квартальной и годовой отчетности;
-1-2 листа Главной книги.
9.Обобщение материалов по практике
Делать выводы и предложения по улучшению организации бухгалтерского учета и контрольно- ревизионной работы организации.
Изыскание путей дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета организации.
Оформление отчета по преддипломной практике, приложений к отчету, характеристики.
Критерии оценки результатов учебной деятельности по преддипломной практике для специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» (заочное отделение)
Отметка в баллах
Показатели оценки
1 (один)
Изложение материала не соответствует программе практики. Отсутствие практической части и приложений.
2 (два)
Бессистемное изложение вопросов программы практики с множественными существенными ошибками. Отсутствие практической части и приложений.
3 (три)
Изложение части программного материала практики с существенными ошибками. Наличие отдельных приложений.
4 (четыре)
Изложение большей части вопросов преддипломной практики с единичными существенными ошибками. Наличие по отдельным вопросам практического материала и приложений. Изложение всех вопросов практики с единичными существенными ошибками, но отсутствие практической части и приложений.
5 (пять)
Изложение большей части вопросов практики с несущественными ошибками. Частичное наличие приложений, их взаимосвязь с практическими материалами.
6 (шесть)
Изложение вопросов программы практики в полном объеме с несущественными ошибками. Отсутствие приложений по отдельным темам.
7 (семь)
Полное и глубокое изложение вопросов практики с единичными несущественными ошибками. Наличие большей части необходимых приложений. Взаимосвязь практического материала с приложениями.
8 (восемь)
Полное и глубокое изложение программного материала с единичными существенными ошибками. Наличие приложений предусмотренных программой, соответствие их практической части отчета.
9(девять)
Выполнение программы практики в соответствии с требованиями стандарта. Полное, глубокое, системное изложение материала. Наличие практической части, ее соответствие приложениям. Отсутствие предложений по совершенствованию организации учета в организации и повышению эффективности ее работы.
10 (десять)
Полное, глубокое, последовательное изложение вопросов программы практики, соблюдение стандарта при оформлении отчета. Наличие всех приложений и их взаимосвязь с практической частью отчета. Наличие реальных предложений по совершенствованию организации учета и повышению эффективности работы организации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бухгалтерский учёт в торговле / под общ. Ред. В.В. Кожарский.Минск,2012. 2.Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: /под общ. ред. Л.И.Кравченко. Мн.: УУА информ, 2014.
4. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет Мн. ООО «ФУАинформ» 2007г