Анализ факторов внешнего и внутреннего окружения
анализ - инструмент анализа дальнего окружения, позволяющий выявлять возможности и угрозы по отношению к анализируемому объекту (предприятию, проекту, направлению деятельности) с точки зрения поставленной цели. При использовании STEEP-анализа значимые факторы и явления дальнего окружения разделяются на пять категорий:(Cоциальные) факторы,(Технологические) факторы,(Экономические) факторы,(Экологические) факторы,(Политические) факторы.
Под дальним окружением здесь понимается макроокружение, характерное тем, что анализируемый объект не может влиять на него и управлять им. Рассмотрим внешние факторы с помощью STEEP - анализа влияющие на деятельность нашего предприятия, и дадим им оценку в соответствии со шкалой:
………………….…….0…………….…….……..+9
- сильное отрицательное влияние
+9 - сильное положительное влияние
Таблица 1. Анализ факторов внешнего окружения
Факторы
| Степень влияния
| Анализ
| Критический синтез (что нужно сделать)
|
1. Социальные.
|
|
|
|
Повышение социальной нестабильности Снижение качества технического образования в регионе
| -7 -5
| Сокращается число потенциальных рабочих и специалистов предлагающих себя на рынке труда. Общая нестабильность и перебои в работе всех социальных институтов Приходящие на предприятие выпускники технических вузов не отвечают требованиям своей инженерной специальности и не могут в полной мере выполнять положенные им функции
| Ввести систему мотивации для персонала. Разработать систему гарантий и социальных льгот для персонала. Всячески пытаться удержать коллектив от волнений и нарушений трудовой дисциплины. Организация курсов повышения квалификации для молодых сотрудников, или учебы без отрыва от производства. Работа со студентами 4-5 курсов ВУЗов (введение в специальность, организация профильных групп и т.д.) Поиск сотрудников в регионах с более высоким уровнем образования
|
2. Технологические. Появление на рынке нового производственного оборудования Появление новых материалов
| +/-7 +5
| Возможность повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Возможность снижения расхода материалов. Экономия ресурсов. Повышение качества продукции.
| Поиск на рынке необходимого оборудования с его дальнейшей покупкой, установкой и вводом в рабочий процесс. Использование передовых технологий на производстве дает фирме существенное преимущество перед организациями не внедряющими его. Использование на производстве высокотехнологичных материалов.
|
2. Экономические. Повышение уровня инфляции Снижение темпов экономического развития в регионе
| -3 - 9
| Обесценивание финансовых накоплений и сбережений. Общее снижение темпов развития Снижение уровня «привлекательности» для инвестирования. Уменьшение доходов. Потеря клиентов и заказов
| Политика экономии ресурсов и средств (ресурсосберегающие технологии т.д.) Вложение свободных средств, с целью недопущения их обесценивания Экономия средств. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта и клиентов (в других регионах)
|
4. Конкуренция Появление новых участников на рынке Подорожание ресурсов 4. Рынок Расширение рынка Появление новых поставщиков
| -7 -5 -5 +3
| Уменьшение доли рынка, потеря клиентов Повышение стоимости готовой продукции ведет к потере клиентов Постоянный выход на рынок новых участников ведет к необходимости постоянного обновления предлагаемой продукции и подтверждению собственных претензий на его (рынка) долю Политика либерализации и развитие НТП отрасли ведет к увеличению числа высокотехнологичных предлагаемых на рынке сырья, полуфабрикатов и материалов, а значит и числа участников рынка
| Расширение номенклатуры производства, выход на новые рынки, поиск новых клиентов Экономия ресурсов и материалов (применение ресурсосберегающих и безотходных технологий и т.д.) Поиск новых поставщиков сырья Регулярный мониторинг рынка. Работа с постоянными клиентами. Поддержание собственной деловой репутации. Расширение производства. Анализ рынка. Поиск и сравнение как можно большего числа предложений. Делать ставку на высокотехнологичные и передовые технологии и материалы (вплоть до пересмотра конструкционных и технических особенностей производства)
|
5. Экологические Увеличение штрафов и выплат за экологические нарушения Появление на рынке передового природоохранного оборудования 6. Политические Либерализация рынка оборудования и комплектующих для нефтедобычи Изменение политики государственной поддержки отрасли
| -3 +3 +3 +/-5
| Регулярные выбросы загрязняющих веществ влекут за собой высокие денежные расходы Политика государства в области природоохранной деятельности способствует разработке и появлению на рынке все более новых и экономичных «зеленых» технологий Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению качества продукции и услуг (борьба за клиента) Поскольку государство играет значительную роль в области нефтедобычи и переработки изменение государственной политики может существенно влиять на деятельность организации
| Устанавливать очистные сооружения, внедрять безотходное производство Регулярный мониторинг рынка. Поиск и внедрение самых новых очистных сооружений. Активная пропаганда данного внедрения в СМИ (создание образа организации заботящейся об окружающей среде) Повышение расходов на рекламу и PR. Модернизация производства, повышение качества продукции. Мониторинг действующего законодательства и его изменений. Своевременное и адекватное реагирование на эти изменения и внесение корректив в программу деятельности предприятия.
|
Из проведенного анализа видно, что самое сильное негативное влияние на предприятие может оказать общее повышение социальной нестабильности, так как этот процесс влечет за собой снижение эффективности и сбои в работе всех социальных институтов. Этот фактор схож с другим, негативное значение которого равно -9 «Снижение темпов экономического развития в регионе», поскольку предприятие имеет развитую сеть поставщиков и клиентов в рамках поволжского экономического района снижение темпов развития в Поволжье повлечет за собой финансовые потери. Так же из STEEP анализа видно, что некоторые из приведенных факторов имеют двойную оценку (+/-). Это значит, что эффект этих факторов для предприятия напрямую зависит от организации. Если оно сможет адекватно и своевременно среагировать на эти изменения - они будут нести положительный эффект, если нет-то предприятие понесет финансовые потери и столкнется с трудностями самого разного характера.- анализ
Для успешного проведения изменений необходимо также проанализировать все имеющиеся организационные, ресурсные, социально-психологические условия. Для этого внутренняя среда анализируется с точки зрения выделения сильных и слабых сторон организации, внешняя среда с возможностей и угроз для организации извне. Анализ производится при помощи матрицы SWOT-анализа. На основе данных анализа организация выбирает стратегию действий
Анализ факторов внутреннего окружения
| Возможности 1. Привлечения новых клиентов за счет многолетней и стабильной работы (репутации) 2. Появление на рынке новых поставщиков сырья и материалов 3. Появление новых технологий 4. Финансовые вложения и инвестиции (за счет репутации и стабильности)
| Угрозы 1. Иски поставщиков вследствие невозможности предприятия расплатится с долгами (признание банкротом в судебном порядке) 2 Штрафы за нарушение экологической обстановки (недостаточный уровень внедрения природоохранных мероприятий) 4. Потеря репутации из за публикаций СМИ о неприемлемости руководством организации передовых и прогрессивных технологий 5 Кризис на рынке технических специалистов (недобор персонала) 6. Переход клиентов на работу с компаниями применяющими более передовые технологии (а значит предлагающих продукцию аналогичную нашей, но по более низкой цене
|
Сильные стороны 1. Репутация 2. Хорошая сырьевая обеспеченность. 3. Квалифицированный персонал. 4. Хорошая инфраструктура. 5. Наличие постоянных клиентов и поставщиков
| 1. Привлечение новых клиентов и поставщиков за счет собственной репутации «многолетнего и стабильного поставщика оборудования». 2. Развитая научно-техническая база позволяет внедрять новые технологии. 3. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции
| 1. Хорошая репутация на рынке позволяет удерживать постоянных клиентов. 2. За счет имеющихся в наличии ресурсов предприятие имеет достаточно времени на поиск путей снижения издержек и повышения экономичности производства.
|
Слабые стороны 1. Высокие производственные издержки 2. Недостаток молодых специалистов и специалистов по основным производственным специальностям 3. Высокая зависимость от поставщиков. 4. Устаревшее оборудование
| 1. Высокие издержки делают предприятие не привлекательным для инвестиций и партнерства 2. Недостаток молодых специалистов негативно влияет на обновление (моральное и технологическое) производства 3. Устаревшее оборудование не позволяет расширять ассортимент и объем производства
| 1. Снижение прибыли совместно с дальнейшим повышением издержек производства приведет к банкротству в ближайшем будущем. 2. Недостаточное внимание к привлечению молодых специалистов приводит к «устареванию» штата и последующему недостатку персонала
|
В итоге рассмотрения сильных и слабых сторон предприятия с помощью SWOT-анализа, следует, для ОАО «Нефтемаш» наиболее подходящей является стратегия расширения производственного ассортимента. Одной из слабых сторон предприятия является высокий износ оборудования и снижение конкурентоспособности продукции. Это негативно сказывается на уровне прибыли организации, но, так же, является стимулом для внедрения инноваций и других мер по экономии средств и повышения производительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: