Нематериальные ресурсы в обеспечении конкурентоспособности предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Материальные ресурсы и нематериальные ресурсы в организации должны обеспечивать конкурентоспособность предприятия на рынке. Если к материальным ресурсам относятся имущество по составу и размещению (фонды, сырье, материалы, денежные ресурсы и т.д.), то к нематериальным ресурсам можно отнести сертификаты, стандарты, обеспечивающие качество продукции, а значит и конкурентоспособность. «Сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно». Когда этот термин применяется к продукции, то с его помощью может быть установлен изготовитель данного товара (страна), название фирмы, ее юридический адрес и т.д. [6 гл 10 стр. 231] Этот вид сертификата называется «сертификатом происхождения», он имеет важное значение в торговле, особенно международной. Другой сертификат носит название сертификат качества. В этом документе производитель указывает количественные характеристики различных свойств продукции, характеризующих ее качество. Сертификат качества имеет характер выборочной информации и используется изготовителем преимущественно в рекламных целях. Наиболее широкое распространение получил сертификат соответствия. Отличительная его особенность в том, что он является документальным результатом проведения специальной процедуры, называемой сертификацией соответствия. В России в настоящее время существует достаточно развитое законодательство, регулирующее деятельность по сертификации. Принято более 20 законодательных актов и постановлений правительства в данной области. Законом «о защите прав потребителей» в редакции 1992 года впервые была введена обязательная сертификация соответствия товаров (работ, услуг). Обязательным требованием стандартов уполномоченным на то органом. При этом под «стандартом» понимаются документы:
«Государственные стандарты; Стандартные нормы и правила Строительные нормы и правила». [6. п 101., стр. 233] Теперь не допускается продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе и импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и немаркированного знаком соответствия. Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном знаком соответствия и указанием в тезхнической документации сведений о проведении сертификации (номера сертификата, срока действия, органа, его выдавшего). Таким образом основанием для реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации будет не только сам сертификат или его заверенная копия, а информация о сертификации, передаваемая с помощью знака соответствия и указанная в технической документации. В 1993 году был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», который заложил основу правовой базы сертификации в России, способствовал формированию инфраструктуры российской системы сертификации и обеспечил реализацию положений и др. законов, которыми вводится обязательная сертификация. Законом «о сертификации продукции и услуг» определено следующее: • в России проводится, как обязательная, так и добровольная сертификация; • обязательная сертификация вводится в России законодательными актами; • добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо образовавшее систему добровольной сертификации или взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему; • система сертификации и знаки соответствия подлежат государственной регистрации в установленном порядке. Изготовление (продавцы, изготовители продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации и реализуемые на территории РФ.), должны выполнять следующие функции:
) Реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата; ) Обеспечивать ее соответствие требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; ) Указывать в сопроводительно-технической документации сведения о сертификации и нормативных документов; ) Приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она уже не отвечает требованиям нормативных документов. Нематериальные ресурсы - это и стандарты, обеспечивающие качество продукции. Стандарты данного направления можно представить в следующих группах: «1) стандарты технической подготовки производства; ) стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации; ) стандарты по системам качества; ) стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции; ) стандарты по системе сертификации ГОСТР; ) стандарты по системе аккредитации в РФ» [4.6.1. стр. 87]. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от стандартизации управленческой документации. К управленческой документации относятся организационно-распорядительные, внешнеторговые, отчетно-статистическая, бухгалтерско-финансовая, рассчетно-денежная документация. Правильное применение стандартов в РФ оказывает как нематериальный ресурс, влияние на конкурентоспособность предприятия. Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, то есть использования и соблюдения установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно-хозяйственной деятельности. Стандарты предприятий (СТП) в России могут разрабатываться, утверждаться и применяться предприятиями в качестве нормативных документов самостоятельно в следующих случаях: • для обеспечения использования на предприятии технических регламентов РФ, ГОСТР, ГОСТ, ОСТ, международных стандартов, региональных стандартов и др. • на создаваемые на данном предприятии продукцию, услуги и работы. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от обеспеченности деятельности нематериальными ресурсами.
Качество продукции и ее конкурентоспособность обеспечивается товарным знаком, который выступает как реклама продукции, работ, услуг. Товарные знаки разрабатываются на основании Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Нормативным условием обеспечения конкурентоспособности товара является патент. Заключение Первая международная специализированная организация по стандартам имела наименование - Международная федерация национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА). В состав ИСА с 1947 года входит 15 национальных организаций. ИСА имеет свой устав, где отмечено направление деятельности международной организации. ИСА - консультативный орган ООН Госстандарт СССР учувствовал работе 115 различных комитетов. Важное значение в обеспечении конкурентоспособности организации имеют нематериальные ресурсы организации: товарные знаки фирмы, патенты, лицензии, интеллектуальная собственность. В регионах управление качество продукции обеспечивается стандартами разработанными в соответствии с международными. Список литературы
1. Закон РФ «о стандартизации» // стандарты качества. - 1993 № 6. 2. Аверин С.И., Матвеева И.В. Стандарты и потребители // стандарты и качество - 1999 № 9. . Антонов Г.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции. - СПетербург, 1995. . Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М: Юрейт, 2001. . Москалев Л.И., Медведев А.М. Международные и региональные организации по стандартизации качеству. Справочник, - М., 1999. . Стандартизация и управление качеством продукции / под ред. В.А. Швандера. - М..: Юнити., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|