Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт 3.Тест «Корректурная проба» Иванова–Смоленского

Тема: ОЩУЩЕНИЯ

Задание 1.

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

 

· Качество. Пример: специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в, то, же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

· Интенсивность. Пример: Если долго находиться в тёмном помещении и выйти на хорошо освещаемую местность, то можно «ослепнуть» от яркого света.

· Продолжительность. Пример: инерция зрительного ощущения равна 0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.

· Пространственная локация. Пример: Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение.

· Абсолютный порог. Пример: при преодолении абсолютного верхнего порога мы испытываем боль: боль в ногах, резь в глазах и так далее.

· Относительный порог. Пример: это - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Предположим, мы услышали, как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Задания 3.

Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

· Повар– предъявляется повышенное требование к вкусовому виду ощущения.

· Настройщик – предъявляется повышенное требование к слуховому виду ощущения.

· Ювелир– предъявляется повышенное требование к зрительному и виду ощущения.

· Хирург– предъявляется повышенное требование к тактильному виду ощущения.

 

 

Тема: ВОСПРИЯТИЕ

Задание 1.

Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

 

· Предметность. Пример: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных вещей.

· Целостность. Пример: Рисуя, картину мы видим не отдельные части, а целостный образ.

· Структурность. Пример: Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальное произведение., т.е. воспринимает ее структуру в целом.

· Константность. Примет: если далеко от нас растёт дерево, то оно кажется маленьким, но мы знаем, что оно гораздо больше.

· Избирательность. Пример: на лекции студенты записывают ту информацию, которая им будет нужна при ответе.

· Осмысленность. Пример: Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Задание 2.

Подготовьте десять психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия:

 

Тема: ВООБРАЖЕНИЕ

 

Задание 1.

Назовите функ­ции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

 

· Регуляция эмоциональных состояний. Например: человек может удовлетворять многие потребности или снимать напряженность.

· Произвольная регуляция познавательных психических процессов. Например: человек может обращать внимание на нужные события или планировать свои дела, а так же обращаться к воспоминаниям.

· Планирование и программирование деятельности. Например: составление каких-то программ, оценка их правильности, процесс реализации

· Управление психофизиологическим состоянием организма. Пример: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела.

Задание 2.

Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

· Воссоздающее. Например: в учебных заведениях можно открыть специальную программу, где новые идеи учеников будут представляться, и обсуждаться на конференциях, а самые продуктивные идеи будут внедряться в сферы деятельности человека, а создатель идеи будет вознагражден.

· Антиципирующее. Например: можно ввести учебные задания на логическое предвидение событий. Чтобы на открытых занятиях обсуждалась политика, экономика, культурное развитие стран и наций. Таким образом, у студентов (школьников) будет развиваться «мысленный взор».

· Творческое. Например: предлагать учащимся реализовывать свои идеи с помощью СМИ учебного заведения.

Задание 3.

Опишите воображение людей с заданными чертами ха­рактера (честолюбие, трусость, тревожность, мститель­ность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

 

Тема: ПАМЯТЬ

Задание 1.

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуа­лизируется каждая из них.

· Запоминание. Пример:

· Сохранение и забывание

· Узнавание и воспроизведение

 

Опыт 1. Методика «Память на образы»

Методика применяется при профотборе, используется в группе и индивидуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили".

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма 6 правильных ответов и больше.

Результаты тестирования:

Испытуемый женского пола, возраста 20 лет прошел тест и запомнил 8 образов, что говорит о том, что объем его памяти в норме.

Испытуемый мужского пола, возраста 51 года прошел тест и запомнил 6 образов, что говорит о том, что его объем памяти так же находится в пределах нормы.

 

 

Тема: МЫШЛЕНИЕ

 

Опыт 2. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий»

Цель исследования – оценка понятийного мышления.

Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.

Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным.

Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности.

Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки, и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Пример материала методики «Сравнение понятий». Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1.Утро—вечер 12. Сани — телега

2. Корова — лошадь 13. Очки — деньги

3. Летчик — танкист 14. Озеро — река

4. Река — птица 15. Поезд — самолет

5. Дождь — снег 16. Стакан — петух

6. Маленькая девочка — большая кукла 17. Ось — оса

7. Обман — ошибка 18. Яблоко — вишня

8. Волк — луна 19. Лыжи — коньки

9. Ботинок — карандаш 20. Красный — зеленый

10. Золото — серебро 21. Ворона — воробей

11. Молоко — вода 22. Ветер — соль

Результаты исследования:

Испытуемый женского пола в возрасте 48 лет прошел исследование и дал результат в 13 баллов, что говорит о достаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Испытуемый мужского пола в возрасте 51 года дал результат в 10 баллов, что так же говорит о достаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

 

Тема: ВНИМАНИЕ

 

Опыт 3.Тест «Корректурная проба» Иванова–Смоленского

 

Цель исследования – изучение работоспособности, переключаемости внимания. Используемые материалы – корректурная проба А.Г.Иванова-Смоленского, карандаш, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому предлагается в течение 8 минут с максимальной скоростью и точностью просмотреть в каждой строке все знаки, вычеркивая букву «А» и подчеркивая букву «К». Через 4 минуты после начала экспериментатор подает сигнал: «черта», это значит, что испытуемый должен, поставить вертикальную черту в том месте, где его застала команда и продолжить работу, изменив способ: букву «А» - подчеркивать, а букву «К» - вычеркивать. Конец серии также отмечается вертикальной чертой.

Инструкция испытуемым: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, Вы должны вычеркивать букву «А» и подчеркивать букву «К». После того как прозвучит сигнал «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу изменив способ: вычеркивая букву «К» и подчеркивая букву «А». Работайте очень внимательно, но в то же время как можно скорее. Если лист закончится, то, не задерживаясь, продолжайте на втором листе и т.д. Работать начнете после моего сигнала. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы, задайте сейчас. Приготовились! Начали!».

Обработка и анализ результатов. Оценка переключаемости внимания и работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе. Для этого:

А) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков, Б) подсчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка – 60 очков. Допустим, сделано 20 ошибок, т.е. 20х20=400, В) определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из общего числа просмотренных знаков (1475) вычитаем количество ошибок (400), Г) теперь переводим в баллы производительность.

Производительность

Количество правильно отмеченных букв Баллы

Низкая

1000 - 1200 1

1201 - 1350 3

Удовлетворительная

1351 – 1500 4

1501 - 1700 5

1701 – 1850 6

Высокая

1851 – 2000 7

2001 - 2150 8

Более 2150 9

Результаты исследования:

Испытуемый женского пола в возрасте 19 лет прошел тестирование с результатом 1503 правильно отмеченных букв (5 баллов), что говорит об удовлетворительной оценке переключаемости внимания и работоспособности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...