Методические рекомендации по составлению теоретического отчета
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Основным результатом учебно-исследовательской работы является отчет о проведенном исследовании. Рекомендации в области написания отчета охватывают ряд важных моментов. После выбора темы составляется план. План не есть нечто застывшее. В своих деталях он может и должен меняться в ходе работы над темой, хотя основные задачи, поставленные им, должны оставаться неизменными. После того, как план составлен, необходимо ознакомиться со всей опубликованной по данной проблеме литературой, ибо корни вопроса почти всегда заложены в более ранних исследованиях, чтобы выявить все ценное, что сделано в прошлом. Приступая к сбору материала, необходимо произвести широкий информационный поиск. Для этого необходимо ознакомиться с картотекой систематического и алфавитного каталогов библиотек, просмотреть перечни статей, изложенные в последних, за год номерах интересующих журналах. При изучении источников нужно стремиться не только к заимствованию материала, но и обдумыванию найденной информации, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для выводов и обобщений. Отдельные результаты, положения, выводы надо систематически формулировать в словесной форме. Правильное чтение, изучение первоисточников требует обязательного фиксирования полученных сведений в форме конспектов, заметок, которые необходимо постоянно приводить в определенный порядок. Существует ряд правил оформления, хранения и использования собранных данных. При этом ценность записей в значительной степени зависит от того, ведутся ли они по какой-либо системе или нет, от их однородности, изменения хранить так, чтобы они не были бесполезным грузом.
Наиболее рациональной формой записи является карточная система. Она полезна и при обучении и при исследовательской работе, и при составлении рефератов и докладов. Во всех случаях, когда приходится пользоваться сведениями, которые нельзя полностью сохранить в памяти, карточка является одним из лучших помощников в работе. Карточка – это форма введения записей, представляющая самостоятельную законченную информацию по какому-либо частному вопросу с обязательным указанием источника данной информации. При заполнении карточек существует несколько общих правил: 1) два самостоятельных вопроса нельзя заносить на одну и ту же карточку, так как это затруднит ее классификацию и хранение; 2) карточка должна содержать: обозначение ее содержания; номер или шифр, указывающий ее место в картотеке; дату заполнения; библиографические данные сделанной записи (имя автора, страница), чтобы в случае необходимости перенести эти сведения в сноску статьи, реферата, доклада; записи на карточке следует располагать на одной стороне, чтобы легче и нагляднее было пользоваться карточкой при ее хранении; 3) содержание карточки должно быть изложено ясно и кратко, чтобы не загромождать картотеку большим количеством карточек, запись должна быть: конкретной, чтобы можно было получить нужные сведения; четкой, чтобы не тратить время на разбор записанного; достаточно полной, чтобы не было необходимости вновь обращаться к первоисточнику.
Образец карточки, оформленной по указанным выше правилам показана на рис. 2. При записях на карточках удобно пользоваться разными цветами, что облегчает формирование и использование картотеки.
Рис. 2. Образец карточки
Карточки имеют неоспоримое достоинство. Они обеспечивают большую подвижность материала при его систематизации, так как позволяют механически переставлять их в нужный раздел картотеки. При работе над докладом, статьей или любой другой рукописью невозможно сразу достигнуть стройности изложения – нужна многократная перестановка и компоновка материала. В этом случае карточки легко менять местами до тех пор, пока материал окончательно не встанет на нужное место. Благодаря карточкам различный справочный материал (цифры, факты, выводы) может быть взят отдельно, что также бывает необходимо. Чтобы карточки были активными помощниками, они всегда должны находиться в строгой системе. Систематизация картотеки зависит от характера заносимого на карточки материала и целей, ради которых это делается, система отбора и хранения материала может быть в виде предметного, алфавитного и систематического каталога. В исследовательской работе немаловажное значение имеет картотека вырезок газетных и журнальных статей. В применении к периодическим журналам, особенно к газетам и журналам, поступающим в личное пользование, метод вырезок является наиболее целесообразным при условии указания на них именных автора, заглавия, названия издания, года издания, номера страницы. Храниться они должны в папках, систематизированных по вопросам, проблемам. После того, как основная работа проделана, накоплены свои собственные выводы и обобщения, тщательно продуманы доказательства и иллюстрации – необходимо представить полученные результаты в виде реферата (доклада) или статьи. Процесс литературного оформления результаты теоретического исследования предполагает соблюдение требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи: 1) ясность изложения; 2) систематичность и последовательность в подаче материала; 3) текст рукописи делится на абзацы, т.е. части, начинающиеся с красной строки; правильная разбивка облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного: каждый абзац включает самостоятельную мысль, выраженную одним или несколькими предложениями; 4) при написании рукописи, следует избегать повторений, не допуская перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения; сокращать растянутые, нагроможденные придаточными и вводными словами фразы; писать, по возможности, краткими выражениями, исключать повторение одних и тех же слов, выражений; 5) изложение должно быть беспристрастным, даже когда факты не в пользу автора – научная честность и безукоризненная точность являются необходимыми условиями истинно научного труда; 6) работа обязательно должна включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу; 7) не проводить необоснованных положений, выводов, высказываний, и если все-таки надо указать спорное мнение, то является частным. Нельзя делать ссылки на себя, но, если это необходимо, то употреблять выражения в третьем лице: автор считает; по нашему мнению; с точки зрения автора.
При написании теоретического отчета необходимо придерживаться общих подходов изложения и оформления, хотя индивидуальные отклонения возможны. Общие подходы изложения отчета о теоретическом исследовании Введение Введение является кратким изложением круга проблем, здесь дается постановка основного вопроса исследования. Во введении определяется значение проблемы, цели и задачи, поставленные автором при написании теоретического отчета, состояния проблемы на данный момент. Но ни в коем случае нельзя во введении затрагивать излагаемые далее факты и выводы. Основное содержание Излагается в соответствии с планом теоретического отчета, в отличие от плана исследования призван раскрыть, хотя и очень кратко, содержание работы путем построения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи.
В основном разделе дается обзор литературных источников по исследуемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной, приводятся авторские обобщения и выводы исследования. Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Изложение выводов можно давать по-разному: или по ходу изложения материала; или в конце как итоговый раздел, выводы пишутся в виде тезисов, т.е. кратко сформированных и пронумерованных отдельных положений, можно и в связанном, но предельно сжатом изложении. При этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от менее общих к более общим важным положениям. Заключение В данном разделе дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводящих итоги последнего и показывающих справедливость выдвинутых автором новых положений, а также, какие вопросы еще остались нерешенными. 4.5. Методические рекомендации по подготовке доклада и презентаций по результатам исследования* *ПРИМЕЧАНИЕ: СТУДЕНТЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ДОКЛАД И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫПОЛНЕННОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО УИРС Рано или поздно каждому специалисту приходится выступать с научным сообщением. Такое выступление является необходимым этапом в процессе укрепления профессионального авторитета специалиста. Представление доклада не только укрепляет положение специалиста, но и способствует его продвижению, позволяет ознакомить широкую аудиторию с конкретными результатами деятельности специалиста в определенной области, создает возможность для сотрудничества с другими подразделениями или отделами, обеспечивает условия для критического разбора проделанной работы. Чтобы сделать хороший доклад, не нужно быть профессиональным оратором. Для этого требуется планирование и тщательная подготовка. Для того чтобы выступление не было скучным, докладчик должен понимать своих слушателей. Он должен представлять себе, что хочет услышать и узнать его аудитория. Для эффективного выступления необходимы также определенная стержневая идея доклада, которая была бы его «ядром». Стержневая идея помогает докладчику донести свои мысли до аудитории и в то же время имеет весьма существенное значение для решения организационных вопросов. Обычно в процессе непосредственной подготовки выступления возникает страх перед сценой. Он без труда может быть преодолен двумя способами: тщательной подготовкой выступления путем многократных репетиций и с помощью освоения простых правил публичного выступления и изучения требований, предъявляемых к докладчику.
Понимание проблемы – это половина успеха. Кроме того, необходимо осознать, что слушатели пришли не для того, чтобы их развлекали, и поэтому не следует склоняться в сторону театральности. В этом отношении исследователи имеют явное преимущество перед другими ораторами. О них обычно судят по качеству их работы, и они обращаются к слушателям, которые пришли специально для того, чтобы узнать об их достижениях. Преимущество докладчиков по экономическим проблемам состоит также и в том, что они являются авторами и создателями материала, который представляют, и, следовательно, лучше других способны дать соответствующую интерпретацию этого материала. В практике научной и исследовательской работы выработаны рекомендации и пожелания, как лучше выступить с докладом. Вот некоторые из них: 1) при выступлении с докладом следует тщательно изучить его тему; 2) иметь краткий план изложения и подробный конспект; 3) выступление не следует начинать с извинений или оправданий; 4) в начале доклада надо сообщить кратко основные вопросы, которые будут изложены; 5) во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное, кроме того, это придает чувство уверенности, создает ясность мышления (следует помнить, что аудитория заинтересована в правильном изложении мыслей, в не во впечатлении от внешних достоинств речи докладчика); 6) такие записи не должны быть слишком подробно детализированными, ибо это затрудняет пользование ими в момент доклада; 7) наилучшая форма записей – карточка, в ней легче найти, что нужно, и она меньше отвлекает слушателей; 8) если есть необходимость пользоваться доской, обращайте внимание на внешний вид выписываемого материала: текста, чертежей, схем и т.п., они должны быть четкими, разборчивыми; 9) если рисунки сложны, то лучше использовать цветной мел, пунктир, штриховку и т.п.; 10) держаться нужно свободно, не показывая, как это трудно; 11) поддерживать в себе чувство, что аудитория настроена благожелательно; 12) не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории; 13) не следует во время доклада брать в руки посторонние вещи, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание слушателей и не выдавали волнения докладчика; 14) при подготовке необходимо предварительно доклад несколько раз прочесть вслух.
Ниже проводится обобщенный перечень основных направлений доклада, которые могут представлять интерес для различной аудитории в зависимости от ее специфики и уровня подготовки: 1) Изложение новейших сведений в определенной области; 2) новейшие результаты исследований и разработок. 3) оригинальный материал – изложения сугубо технических вопросов; 4) применение знаний к другим областям; 5) методика практических вопросов. 6) обзор литературы или исторический обзор. Анализ многих неудачных докладов показывает, что основным их недостатком являлось неправильное определение того метода представления материала, который действительно необходим в каждом конкретном случае. Определив характер аудитории и соответствующий метод представления материала, можно перейти к следующему этапу – разработке стержневой идеи. Каждый доклад должен иметь стержневую идею, определяемую как тему для выступления, и она должна быть ясно и правильно сформулирована с самого начала. Когда аудитория знает цели, которые ставит себе докладчик, это поможет сосредоточить ее внимание на предмете доклада. Стержневая идея имеет большое значение и для самого докладчика, являясь следующим звеном для отдельных положений доклада. Стержневая идея может иметь самый различный характер. Она, может быть, простой, как, например, предложение продолжить начатую докладчиком работу в определенном направлении. Иногда она является более сложной, например, в форме просьбы к аудитории оказать помощь в деле практического осуществления новой идеи или теории. В отдельных случаях стержневая идея доклада сводится к возможностям практического использования новых разработок и подходов. Докладчик может стремиться к тому, чтобы коллеги информировали его в своих собственных выводах, подтверждающих или опровергающих выдвинутую им теорию. Наиболее простым видом стержневой идеи является представление обзора литературы или хронологическое изложение достижений в какой-либо области.
При непосредственной подготовке к докладу необходимо решить, какое количество материала, предлагаемого включить в доклад, реально умещается в рамки отведенного времени. Нельзя пытаться втиснуть слишком много сведений в выступление. Должен быть включен лишь тот материал, который может быть донесен до слушателей соответствующим образом за данный отрезок времени, иначе будет потеряна желаемая эффективность выступления. Лучше всего отобрать главные аспекты выступления и тщательно их проработать. Необходимо представить достаточно деталей, чтобы передать стержневую идею. Однако нельзя пытаться представить слишком много материала в слишком короткое для этого время. Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления не принесет пользы. При подготовке к докладу необходимо проверить, сколько по продолжительности занимает выступление, и привести его в соответствие с рамками отведенного времени. Если докладчик делает сообщение, по продолжительности превышающее выделенное время, организатор совещания может его прервать. Это может привести к скомканности доклада, потере стержневой линии, и, следовательно, к потере интереса аудитории. Составление общей схемы доклада Степень готовности к выступлению докладчик может проверить, ответив на следующие вопросы: 1. Является ли правильным название доклада? а) отражает ли он существо вопроса? б) нет ли опасности, что оно введет аудиторию в заблуждение? 2. Имеется ли стержневая идея? 3. В какой мере вступительная часть может произвести впечатление на аудиторию? 4. Насколько легко воспринимаются фактические данные? а) есть ли наглядные пособия? б) можно ли упростить некоторые данные? 5. Насколько убедительно выглядит заключение? Общая схема доклада может включать 10-12 отдельных положений. Подготовка схемы позволяет определить общее направление, в котором будет развиваться выступление. Изложение фактического материала в соответствии со схемой и необходимая детализация являются относительно легкой задачей. Это также должно быть сделано в эскизной, не предназначенной для чтения, форме, так как никогда не следует читать перед аудиторией заранее подготовленный текст. Кроме того, предмет выступления хорошо знаком выступающему, а чрезмерная детализация второстепенных вопросов не является необходимой. Основная часть доклада Основная часть доклада зависит от излагаемого предмета. При этом фактические данные и другая представляемая информация должны быть полноценными и не слишком сложными, в противном случае аудитория потеряет всякий интерес. Всегда нужно иметь в виду, что докладчик имеет полное право дать интерпретацию результатов для аудитории, изложить их на общепринятом языке и уточнить возможности, которые открываются для последующих исследований. На протяжении всей основной части выступления важно постоянно иметь в виду стержневую идею и рассмотреть все аспекты, которые усиливают ее и способствуют лучшему ее пониманию аудиторией. Стержневая идея может быть использована также в качества превосходного средства для определения того, какая часть доклада действительно полнозначная, а какая включает второстепенные детали, не представляющие общего интереса. При этом лучше всего избегать излишней детализации, поскольку это может создать у аудитории мнение, что основная задача докладчика – прежде всего, произвести положительное впечатление. Методы представления фактических данных Во многих случаях основная цель составления доклада состоит в том, чтобы ознакомить определенную аудиторию с накопленными фактическими данными. Весьма важно, чтобы эти данные были изложены в приемлемой, доступной для аудитории форме. Изложение фактического материала без определенной системы и строгого отбора только запутает слушателей. Для тех, кто не является специалистом в конкретной области, восприятие этих данных на слух весьма затруднено. Цифровой материал и статистические выкладки не должны представляться без использования наглядных пособий. Отдельные цифровые данные могут быть включены в выступление без каких-либо особых трудностей. Однако большое количество цифр, математических выкладок и данных плохо воспринимается большинством людей, и, следовательно, этого необходимо избегать. Стремление к разнообразию само по себе не дает докладу каких-либо особых преимуществ. Интересное устное выступление концентрируется скорее вокруг стержневой идеи, чем фактических данных, и тем самым отличается от письменного доклада. Здесь существует простое практическое правило – представить в устном выступлении достаточно данных для того, чтобы слушатели захотели ознакомиться с печатной публикацией. Вполне допустимо ограничиться ссылкой на те области, которые были наиболее тщательно изучены, без изложения фактических данных и сконцентрировать внимание на нескольких более важных выводах, которые вытекают из проделанной работы. Это представляло бы общей интерес для аудитории. Тем слушателям, которые заинтересованы в получении более полной информации, следует предложить встретиться с автором доклада после выступления для обсуждения отдельных факторов и примеров. При рассмотрении цифровых данных, поясняющих стержневую идею, совершенно необходимо использовать наглядные пособия. Они должны быть тщательно подготовлены, но не с точки зрения количества абстрактных цифр, а в отношении графиков или сходных с ними графических форм. Лучше всего, когда количество данных в устном выступлении ограничено. Для поддержания интереса аудитории на цифровые данные лучше ссылаться, а не приводить их. Данные должны служить иллюстрацией основной идеи, а не объектом, на котором концентрируется внимание слушателей. Следовательно, при подготовке любого выступления необходимо рассматривать цифровой материал в качестве наиболее уязвимой части доклада. Он скорее надоест аудитории, чем вызовет ее интерес. Однако выводы, которые могут быть сделаны на основе фактических данных, должны явиться наиболее важной частью выступления. Очевидно, что определенные данные необходимы в качестве документального подтверждения выводов. Заключительная часть доклада Убедительное заключение, как и правильно составленное введение, будет способствовать созданию хорошего впечатления о докладчике. Такое заключение должно быть целью при подготовке обобщающих выводов. В заключении целесообразно повторить вводные положения и стержневую идею. Таким образом, для достижения своей цели докладчик должен произвести впечатление на аудиторию вступлением, сохранить ее интерес в течение основной части доклада с помощью стержневой идеи и в заключении закрепить достигнутый на протяжении выступления успех. В заключении вновь можно вернуться к основным проблемам, которые, по его мнению, вызвали интерес аудитории. В этом случае доклад окажет еще большее воздействие на слушателей. Эффективность заключительной части будет обеспечена только в том случае, если докладчик уложится в отведенный ему регламент. Однако в очень многих случаях приходится прекращать выступление еще до того, как докладчик перешел к заключению. Поэтому лучше подготовить несколько сокращенный вариант доклада с тем, чтобы быть уверенным, что останется время на заключение. Это лучше, чем пытаться изложить как можно больше фактического материала, а затем скомкать заключительную часть доклада. Рекомендации по использованию наглядных пособий Известная поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» весьма подходит для докладчиков, выступающих по экономическим вопросам, изложение которых требует повышенной точности. Именно в этом случае такие наглядные пособия, как рисунки, схемы, графики, плакаты в значительной степени помогают аудитории лучше усвоить получаемую информацию. Данные, как известно, воспринимаются легче, когда их можно видеть и слушать одновременно. При использовании наглядных пособий аудитория имеет возможность следить за предметом изложения, не слишком концентрируя свое внимание на каждом сказанном слове. Это предельно важно и практично в большинстве случаев, так как одна часть информации всегда зависит от другой ее части. Если один этап представления информации усвоен не полностью, пропуск может быть компенсирован. Более того, наглядные пособия значительно облегчают задачу докладчика, хотя бы уже потому, что они являются своего рода планом к выступлению. Они также дополняют доклад, снабжая его деталями, которые могут быть непроизвольно упущены. Обычно докладчик в процессе представления своего сообщения чувствует себя в этом случае значительно свободнее. Посредством правильного использования пособий можно приобрести уверенность в точном изложении деталей, которые в противном случае могут быть упущены. Это положение особенно справедливо для продолжительной, сложной лекции. В этом случае бывает много деталей, которые обязательно должны быть включены в лекцию, что, как правило, не позволяет полагаться на память. Подобно тому, как невыразительная речь будет скорее рассекать внимание, чем способствовать заинтересованности аудитории, плохо подготовленный наглядный материал будет только мешать выступающему. Если, например, используемый шрифт настолько мелкий, что слушатели не могут его прочитать, то наглядные пособия совершенно бесполезны. Кроме того, использование наглядных пособий иногда требует затемненного помещения. В этом случае выступающий теряет визуальный контакт с аудиторией и не может ее воспринимать, неудачно выполненные слайды могут привести к полной неудаче. С другой стороны, хорошо подготовленные наглядные пособия могут быть весьма ценными. Они стимулируют интерес аудитории, облегчая усвоение усложненных данных, «оживляя» технический материал. Наглядные пособия являются существенным средством поддержания интереса аудитории в течение продолжительного периода времени. Таким образом, наглядные пособия являются неотъемлемой составной частью любого, хорошо подготовленного доклада. Однако их никогда не следует применять, если они реально не способствуют пояснению материала. В таблице представлен перечень некоторых общих видов наглядных пособий и направлений их использования.
Таблица 5 Виды наглядных пособий
В докладах по маркетинговым проблемам, организации производства и труда, автоматизации производства и т.п. предельно важны иллюстрации оборудования, изделий и других объектов. В этом случае даже продолжительное, сложное словесное описание не всегда может изложить идею во всем ее объеме. Реальная картина предметов или их линейные рисунки облегчают задачу в этом отношении.
4.6. Методические указания по составление конспекта ответов на контрольные вопросы по темам дисциплины При выполнении данного задания должны быть даны развернутые ответы на вопросы тем, в соответствии с рабочей программой курса.
Контрольные вопросы по разделу 1. Студент выполняет вопрос, имеющий порядковый номер, равный последней цифре номера зачетной книжки. 1. Что является объектом экономических исследований? Специфика объекта экономических исследований. 2. Почему без навыков исследования нельзя стать хорошим специалистом? 3. Перечислите, в каких организациях могут проводиться научные исследования? 4. Основные функции Академии наук РФ. 5. Место и роль вузовской науки в научной деятельности РФ. 6. Какова может быть квалификация научных кадров? 7. Чем различаются учебно-исследовательская и научная работы? 8. Поясните, кто может выступать субъектом учебных исследований и научных исследований? 9. В чем состоит специфика экономических наук? Экономические науки в системе наук. 10. Основные цели и задачи экономических исследований. Как экономические исследования используются в формировании экономической политики государства?
Контрольные вопросы по разделу 2. Студент выбирает вопрос, имеющий порядковый номер, равный последней цифре зачетной книжки. 1. Что понимается под научным вопросом, научной проблемой? 2. Поясните взаимосвязь категорий закон и гипотеза. 3. Что такое парадокс в науке и о чем он свидетельствует? 4. Роль теории в экономическом исследовании. 5. Почему при проведении научного исследования нужно руководствоваться определенными принципами? Что такое принцип в научной теории? 6. Как цель исследования влияет на содержание и характер исследования? 7. Почему при проведении экономических исследований невозможно обойтись без категорий философии? 8. В чем специфика проявления экономических законов? Поясните взаимосвязь понятий закон и закономерность. 9. Почему необходимы правильный выбор цели и обоснование оптимального плана? 10. Почему экономические явления всегда надо рассматривать исторически, в динамике, в процессе исторического становления и развития?
Контрольные вопросы по разделу 3. Студентам предлагается установить принадлежность приведенных методов исследования к эмпирическим, эмпирико-теоретическим, теоретическим и специфическим (специальным) и раскрыть их выполняются пять заданий в зависимости от последней цифры номера зачетной книжки. 1 – студент делает задания из перечня методов под номерами 1, 11, 21, 31, 41. Перечень методов исследования 1. Натурное наблюдение. 2. Бухгалтерское наблюдение. 3. Статистическое наблюдение. 4. Сравнение. 5. Эксперимент. 6. Абстрагирование. 7. Анализ. 8. Синтез. 9. Индукция. 10. Дедукция. 11. Моделирование. 12. Обобщающие методы исследования. 13. Восхождение от абстрактного к конкретному. 14. Идеализация. 15. Формализация. 16. Аксиоматический метод. 17. Определение. 18. Описание. 19. Интерпретация. 20. Специальные методы исследования. 21. Специфические методы исследования. 22. Методы сбора информации. 23. Натурные обследования. 24. Опрос как метод сбора первичной информации. 25. Метод исследования фотография явления действительности. 26. Метод исследования хронометраж. 27. Методы обработки информации. 28. Метод приведения показателей в сопоставимый вид. 29. Метод группировки информации. 30. Метод расчета относительных величин. 31. Метод расчета средних величин. 32. Метод табличного отражения аналитических данных. 33. Метод графического отражения аналитических данных. 34. Метод расчета индексов. 35. Методы анализа информации. 36. Метод цепной подстановки. 37. Индексный метод. 38. Метод абсолютных разниц. 39. Метод относительных разниц. 40. Метод пропорционального деления. 41. Метод логарифмирования. 42. Интегральный метод. 43. Метод функционально-стоимостного анализа. 44. Методы плановых расчетов и обоснований. 45. Балансовый метод. 46. Метод технико-экономических расчетов. 47. Программно-целевой метод. 48. Методы прогнозирования. 49. Метод математического моделирования. 50. Метод экспертных оценок.
Контрольные вопросы по разделу 4. Вариант вопроса выбирается в соответствии с таблицей. Варианты контрольных вопросов к теме 4
1. Почему при составлении отчетов необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные стандартом? 2. Для чего указывают новизну результатов проведенного исследования? С какой целью обосновывают актуальность исследуемой темы? 3. В чем состоит принципиальное отличие курсовой работы и курсового проекта как форм представления результатов учебного исследования? 4. В чем состоит принципиальное отличие диссертации и монографии, как форм представления результатов научного исследования? 5. Что такое реферат и аннотация и с какой целью они составляются?
Контрольные вопросы по разделу 5. Студент выбирает вопрос, имеющий порядковый номер, равный последней цифре зачетной книжки. 1. Основные способы апробации результаты научных исследований. 2. Основные способы апробации результатов учебных исследований. 3. Почему в экономических исследованиях придается большое значение апробации результатов? 4. Каким образом выступление с докладом способствует инициированию новых исследований? 5. С какой целью составляется рецензия? 6. В чем суть различий между отзывом руководителя и рецензией? 7. Какова роль тезисов в апробации результатов исследований? 8. Основные цели проведения дискуссии. 9. Основные требования к составлению доклада. 10. Основные требования к научной статье.
Контрольные вопросы по разделу 6. Студент выбирает вопрос, имеющий порядковый номер, равный последней цифре зачетной книжки. 1. Какие средства вычислительной техники и для решения каких задач могут быть использованы в современных условиях? 2. Какую роль играет деловая переписка в организации труда исследователей? 3. Какое деловое совещание можно считать рационально организованным? Что такое прении и их роль в проведении делового совещания? 4. Что такое творческий коллектив и как он может быть сформирован? 5. Основные причины возникновения конфликтов при проведении исследований? 6. Как оформляется результат внедрения исследований на объекте? 7. Назовите основные способы защиты авторского права? 8. Что такое психическая гигиена и какую роль она играет при проведении научных и учебных исследований? 9. В чем состоит специфика рабочего места исследователя? 10. Что понимается под сбалансированностью рабочего места исследователя?
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «основы экономических исследований»
1. Предмет и метод дисциплины 2. Цели и задачи дисциплины 3. Организация научных исследований в экономике 4. Цели, форма и организация учебно-исследовательской работы студента 5. Этапы учебно-исследовательской работы студентов 6. Определение проблем направления исследования 7. Выбор темы УИРС и составление плана УИРС 8. Составление аналитического обзора литературы 9. Разработка программы и методики сбора информации 10. Содержание научно-технического отчета по прохождению учебно-исследовательской практики 11. Содержание и требования к курсовой работе по УИРС 12. Содержание разделов курсовой работы по УИРС 13. Критерии оценки курсовой работы по УИРС 14. Основы проведения научных исследований в экономике 15. Чувственное и рациональное познание 16. Структурный элемент логического рассуждения «понятие» 17. Структурный элемент логического рассуждения «суждение» 18. Структурный элемент логического рассуждения «умозаключение» 19.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|