Подготовительная к школе группа.
Старшая группа Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане. Можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений). Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик, медведь, петух, черепаха, рыбка; т.е. те животные, которые ребятам хорошо знакомы), фигура человека (изображение куклы. Деда Мороза, Буратино, фигурки детей в летней и зимней одежде), а также овощи, фрукты, посуда, декоративные пластинки. Подводя ребят к сюжетной лепке, детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п. Первые задания направляют ребенка на то, чтобы, вылепив предметы, он поставил их рядом на доске. В дальнейшем можно показать, как устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке. К декоративной лепке можно отнести предметы, требующие особого подхода в оформлении, например декоративные пластинки, кружки, чашки с несложным декоративным узором, выполненные рельефом или углубленным рельефом. Можно оформить предметы по типу узоров народных игрушек: петуха, козлика, дымковской куклы, петрушки, черепахи, рыбки.
В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы (это могут быть фрукты, овощи), разные по характеру формы, размеру. Лепка 2—3 предметов различной формы учит детей выделять и передавать характерные особенности каждого предмета, а затем самостоятельно выделять особенности других предметов. Например, для изображения предлагаются огурец, морковка и свекла. В старшей группе несколько по-иному, чем в предшествующей группе, решается лепка фигуры человека. Дети лепят по частям, а иногда из целого куска. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций. Сначала можно предложить лепку фигуры по типу народных дымковских кукол, которые устанавливаются на широком основании. Во время изображения этих фигур дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в ос лове конусообразную форму, руки — столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия. Подобным способом дети лепят фигуры Деда Мороза, Снегурочки. Следующим этапом обучения может быть лепка фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей не сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка — наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений дети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитателем». Педагог лепит фигуру воспитателя, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке.
Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных, но больше внимания уделяют изображению формы. Усложнения - дети лепят более точно форму - пальцами. Одновременно их учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Изображение животных требует новых способов лепки. Хорошим способом является лепка туловища и головы или туловища и ног из одного куска; это делает скульптуру прочнее и устойчивее. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Такой способ пригоден для изображения многих животных: кошки, собаки, медведя, козла. Но его применение не исключает возможности пользоваться и другими способами, когда все части создаются отдельно, а затем соединяются. Важно, чтобы ребята знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. В старшей группе, обучая ребят изображать движение, воспитатель одновременно учит их устанавливать фигурки на подставках, что подготавливает детей к изображению сюжетных композиций. Фигурки плотно примазываются к подставке в нужном положении. Толщина подставки может быть 1 —1,5 см. Ей придается форма квадрата, прямоугольника или круга. Интересной темой для лепки является изображение птиц. С детьми 5—6 лет можно вылепить воробья, снегиря, петуха, утку с утятами, цыплят. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки, например разную форму головы, хвоста у курицы и петуха. Одновременно ребята учатся обрабатывать форму пальцами и стекой, плотно примазывать детали.
Кроме животных и птиц, в старшей группе дети лепят посуду способами, не только уже усвоенными в средней группе, но и новыми. Обучение лепке детей старшей группы требует от воспитателя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности темы. На первом этапе обучения лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работы товарищей. Лепка с натуры не должна быть единственной формой занятия в детском саду, так как дети могут привыкнуть к ней и им трудно будет лепить по представлению. Лепка с натуры требует большой подготовительной работы, которая помогает знакомить детей с формой и пропорциями предметов. Предварительное рассматривание предметов организуется. воспитателем и проходит под его руководством. В начале занятия воспитатель показывает предмет, который будут лепить, устанавливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, педагог прибегает к частичному показу. Объяснение и показ способов лепки некоторых предметов требует порой много времени, в результате на создание предмета его остается у детей слишком мало. Поэтому воспитатель может провести 1—2 занятия в вечерние часы, которые подготовят ребят к предстоящей лепке.
Так, перед лепкой по народным игрушкам детей сначала знакомят с промыслом. Игрушка устанавливается на подставке с поворотным кругом, и дети рассматривают ее. Хорошо, если в дошкольном учреждении имеется набор слайдов с изображением народных игрушек. На следующую беседу дети рассаживаются полукругом перед педагогом, а он показывает способы лепки. Таким образом, в начале занятия воспитателю остается лишь вспомнить общий способ изображения, который часто подсказывается самой игрушкой (например, голова и туловище козла лепятся из одного куска глины). Предлагая детям вылепить фигуру человека, воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема, глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее педагог выборочно показывает изображение деталей: одни из них выполняет путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе. В процессе занятия воспитатель поворачивает куклу, показывает ее со всех сторон и направляет внимание ребят на сравнение своей фигурки с натурой. Если во время занятия используются поворотные станки, то это облегчает работу: изделия стоят на станках, диск станка поворачивается и дети имеют возможность лепить форму со всех сторон. Обычно работы, выполненные по типу дымковских игрушек, раскрашивают гуашью, для чего их сначала хорошо просушивают и обжигают в муфельной печи. Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка дает возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Например, перед тем как лепить по представлению грибы, воспитатель рассматривает с ребятами натуру — муляжи или картинки с изображением грибов. Он спрашивает детей, какие грибы они видели, предлагает вспомнить их форму, рассказать, как они растут в лесу (по одному или по нескольку вместе; одни грибы растут под елками, другие около елки и т.д.); важно, чтобы 'ребята научились представлять себе окружающее. Большой предварительной работы требует лепка животных по представлению. Но для того чтобы у детей сформировались зрительные образы, сначала им показывают животных или их изображение на картинке, скульптуру малой формы, стараясь подобрать весь этот материал так, чтобы одно и то же животное было изображено в разных положениях. Детям дают игрушки, изображающие животных, читают о них. Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, а поэтому показ способов изображения здесь не нужен. Ребенок может выбирать по своему желанию тот способ лепки, который ему кажется наиболее удобным.
Создание игровых, необычных ситуаций. Одним из основных приемов обучения является также чтение художественной литературы. Воспитатель может использовать четверостишия, загадки, в которых говорится о птицах, зверюшках, их внешнем облике, характерных чертах. Обучение сюжетной лепке основывается на умении детей лепить отдельные предметы и приобретении знаний в области составления композиции. В связи с этим такой прием, как показ способов лепки, исключается, но большое значение приобретают наблюдения окружающего, куда входит и восприятие произведений искусства (скульптура малой формы, монументальная и парковая). Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение. В старшей группе, как и в других группах, для занятий лепкой необходимы определенное оборудование и материалы: доски или станки, стеки 2—3 образцов, глина, пластилин. Дети принимают активное участие в подготовке к занятию, дежурные раздают все необходимое. Иногда, в зависимости от поставленных задач, воспитатель может предложить детям самостоятельно выбрать материал для своей работы. Это приучает ребят подбирать, в зависимости от собственного замысла, форму стеки, количество глины или пластилина.
Подготовительная к школе группа. Дети седьмого года жизни по сравнению с пятилетними способны к длительному рассматриванию и наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали. Ребенку доступно понимание того, что положение фигурки и ее частей в пространстве зависит от состояния изображаемого зверька. Например, у бегущего зайца несколько запрокинута голова и уши прижаты к спине, а если заяц прислушивается к шороху, то уши у него подняты и стоят торчком. Все эти особенности внешнего вида и повадки зверей дети б лет понимают и при соответствующем обучении могут изобразить. В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы изображаются либо с натуры, либо по представлению— после наблюдения и рассматривания. Дети лепят овощи, фрукты, посуду, животных, человека. Учитывая то, что они хорошо знают форму большинства предметов, воспитатель начинает прохождение программы с известных предметов, требует точности при передаче формы, соблюдения пропорциональных соотношений частей. В подготовительной группе задача усложняется: ребятам предлагают вылепить два однородных предмета с различной формой (например, два яблока разных сортов: округлую антоновку и овальное крымское яблоко). Можно предложить детям составить общую композицию из вылепленных фруктов и овощей, объединив все предметы на какой-нибудь подставке в виде подноса, тарелки, вазы. Небольшую композицию может составить каждый ребенок. Композицию ребята создают и по представлению, самостоятельно отбирая предметы и способы их лепки. Для такой работы следует предложить пластилин, цвет которого будет важным дополнительным средством выразительности. В течение всего года дети лепят птиц, зверей. Эта тема интересна и увлекательна для ребят. Они часто наблюдают разных животных, слушают рассказы о них, с их изображением дети встречаются, рассматривая картинки, иллюстрации, скульптуры малых форм. Во время лепки с натуры ребята должны сравнивать свою работу с предметом, который стоит перед ними; кроме того, у них должна появиться потребность во время лепки видеть предмет со всех сторон. При создании птиц дети вспоминают способы лепки и закрепляют умение лепить из целого куска. Так, при изображении петуха или курицы (натурой может служить игрушка) шею и хвост можно вылепить из целого куска. При этом дети учатся зрительно делить, объем куска, захватывать рукой столько глины, чтобы получилась нужная часть. Это дается детям не сразу. Тема «Изображение животных» предполагает и лепку по представлению, которая основывается на запасе знаний и представлений детей, Ребята должны представить характерную форму птицы, ее особенности и отличие от других птиц (например, чем отличается утка от гуся, петух от курицы). Лепка по представлению дает ребятам возможность свободно фантазировать при изображении движения. Например, воспитатель предлагает вылепить гуся (гусей дети наблюдали летом, потом видели на картинках), причем отмечает, что вылепить птицу можно в любом положении, кто как хочет. Во время лепки зверей и домашних животных от детей подготовительной группы требуется изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения. Первые занятия, так же как и при лепке птиц, могут быть лепкой с натуры, а затем можно предложить лепку по представлению. Например, детям предлагают вылепить лису (в качестве натуры — игрушка). Во время лепки воспитатель обращает внимание ребят на плавный переход от туловища к шее и голове. Дети 6—7 лет уже могут передавать пластичность формы, нужно только направить их внимание на это. Изображая лису, они следуют форме натуры, уточняют детали и пропорции. В лепке по представлению детям дается возможность вылепить лису в любом положении (лиса бежит, крадется, прислушивается), но в основе изображения формы лежат знания, полученные во время лепки с натуры. Во время лепки по представлению, основываясь на этих знаниях и умениях, дети могут, например, лепить животных жарких стран — слона, жирафа, бегемота, изображая специфические особенности их строения путем составления фигуры из отдельных частей или способом вытягивания частей от общего куска глины. Голову и хобот слона, например, лепят из одного куска, уши — отдельно, чтобы не нарушить общего строения головы. Из отдельных частей лепят и бегемота (голову и уши выполняют из целого куска). Туловище, шея и голова жирафа делаются из одного куска глины; ноги (передние длиннее задних) удобнее лепить отдельно; кроме того, ноги у жирафа тонкие и нужно подумать, как их установить. Если лепят из пластилина, то фигурка получается более устойчивой; при лепке из глины нужны каркасы-палочки, которые вставляют в середину ноги, а затем, когда глина слегка подсохнет, их осторожно вытягивают и устраняют. Сделать это довольно сложно, и здесь нужна помощь воспитателя. Успешное изображение многих предметов зависит от того, насколько ребята освоили способы соединения частей; в подготовительной группе дети должны знать многие из них. Они могут не только примазывать одну часть к другой, но и вставлять одну часть в углубление, предварительно сделанное. Детям показывают, как добиться большей устойчивости фигур с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основной фигуркой и поддерживают ее. Например, при изображении девочки с корзиной в руках можно вылепить пенек, на который ставится корзина, в результате фигура девочки устанавливается очень прочно; палки в руках лыжника также делают фигурку более устойчивой. При лепке фигуры человека с трудом дается изображение пропорций. В подготовительной группе в качестве натуры, как правило, бывает кукла. Дети сравнивают части, устанавливают их соотношение (сколько раз голова умещается во всем росте куклы, что длиннее: руки или ноги) и передают в своей фигурке. Теперь применяется и несколько иной, чем был в старшей группе, способ изображения, которым пользуются дымковские мастера: голову и кофту они лепят из одного куска, а юбку отдельно, из расплющенной лентообразной формы, короткие концы которой соединяются, а верх собирается воедино. Так получается колоколообразная форма. Этот способ дает возможность сделать юбку фигуры полой, отчего изделие становится легче. Затем голову с кофтой прикрепляют к юбке и плотно примазывают. Следующий этап — прикрепление рук и дополнение фигуры деталями. Последний этап — заглаживание поверхности изделия мокрой тряпочкой. При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Тут открывается возможность для проявления фантазии, творчества в выборе темы, деталей, использования способов лепки, выразительных средств. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Мальчик (или девочка) делает зарядку», «Мальчик идет в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой». При изображении деталей головы они могут идти от высокого или углубленного рельефа (глаза наметить стекой, а нос и рот — путем наложения кусочков глины на основную форму). Этим же способом можно выполнить детали одежды. В подготовительной группе им показывают новые способы изображения, например способ лепки из колец, когда глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны). Этим способом можно вылепить кружку, миску, солонку, вазу для цветов. Детям 6 лет показывают и другой способ лепки сосудов - выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы. Нужно напоминать детям работать осторожно, чтобы при удалении глины стекой стенки сосуда не оказались очень тонкими. Кроме сосудов, дети делают глиняные пластинки, при изготовлении которых они учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Так же как и в предшествующих группах, дети подготовительной группы, прежде чем лепить, наблюдают, рассматривают предметы. Для выразительной лепки им нужно знать, каковы повадки животных, как изменяется форма тела животного, находящегося в движении. Для этого во время наблюдения нужно обращать внимание детей на то, как изогнута шея у гуся, который пьет; как запрокинута голова петуха, который поет; как выгнута спина кота, который сердится; как прижимает к спине уши заяц, который испугался. Эти наблюдения помогут детям сделать образ выразительным. Перед наблюдением желательно предупредить детей, что они будут этот предмет лепить. Подобные предупреждения делают наблюдение целенаправленным, дети становятся внимательнее, точнее подмечают особенности предмета. Кроме живых объектов, с ребятами рассматривают картинки, иллюстрации в книгах, где персонажи изображаются в разных положениях. При изображении фигуры человека важно уточнить формы, пропорции. Вместе с воспитателем ребята еще раз рассматривают кукол, наблюдают за детьми во время прогулки. Ребят можно повести на каток, в парк понаблюдать за катающимися на коньках, лыжах. Эти наблюдения также требуют специальной подготовки, объяснения их цели. Чтобы дети лучше поняли положение тела в движении, можно предложить им принять то или иное положение, а воспитатель объясняет, как согнуты руки и ноги у человека во время катании на лыжах или на коньках. Ребенок наиболее выразительно передает динамичность фигур, когда при объяснении действие расчленяется на его составные части (для того чтобы слушать песенку гусей, лиса села па задние лапы, оперлась передними о землю, вытянула шею, подняла уши; для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову). Подобный предварительный анализ действия помогает ребенку во время работы подойти к изображении) движения осмысленно. Для рассматривания детям предлагают и народную игрушку. Кроме игрушек, ребятам можно показать картинки и слайды с изображением народных игрушек. Для ознакомления детей с народной игрушкой можно проводить дидактические игры: «Магазин игрушек» (ребенок угадывает игрушку по описанию), «Устроим выставку дымковской (или другой) игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети по очереди отбирают тс, что нужны, и дают описание игрушки, ее формы, способов изображения и оформления). Детей можно сводить на выставку или в музеи прикладного искусства, что обычно производит на них сильное впечатление. Хорошо показать ребятам декоративные пластинки с доступным для них содержанием, керамическую посуду. Во время занятий воспитатель показывает некоторые приемы изображения. Для детей 6—7 лет нет необходимости демонстрировать их каждый раз: чаще воспитатель пользуется объяснением в начале занятий, беседует с детьми, уточняя основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют, например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов из колец или путем выбирания глины стекой из шарообразной формы. Детям в подготовительной к школе группе показывают лишь незнакомые технические приемы. Успех занятия зависит от того, как осуществляется руководство детьми во время занятия. Основная задача — направить детей на верное самостоятельное решение замысла без нарушения общего хода работы. Например, при изображении посуды ребенка спрашивают: «Каким способом ты будешь прикреплять ручку к вазе?», «А как ты думаешь украсить край миски?», «Подумай, каким еще более простым способом можно прикрепить ножки к солонке». Если ребенок сделал неустойчивый сосуд, ему предлагают подумать над тем, как можно придать сосуду устойчивость. Другой пример: воспитатель видит, что ноги у жирафа, который вылеплен ребенком, одинаковы по длине. Обращаясь к нему, воспитатель говорит: «Вспомни, какой длины ноги у жирафа, и подумай, одинаковые они по длине или нет». Если ребенок ответит правильно, то воспитатель просит проверить, так ли у него получилось, и внести поправки. В том случае, если ответ будет неверный, воспитатель объясняет ошибку — напоминает пропорции фигуры, кроме того, может показать изображение жирафа на картинке. На занятиях лепкой с детьми 6 лет можно использовать художественное слово: чтение сказок, рассказов. Нужно подбирать сюжетные произведения, в которых персонажи действуют, попадают в разные ситуации. Перед чтением предупреждают детей, что потом они будут лепить на тему прочитанного и поэтому слушать надо внимательно, чтобы после чтения выбрать тему для лепки. Из русских народных сказок можно рекомендовать «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь». Можно прочесть и другие сказки: «Приключения Чипполино» Д. Родари, сказку А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», английскую народную сказку «Три поросенка», сказку Ш. Перро «Кот в сапогах» и многие другие. После чтения сказки детям предлагают выбрать сюжет для изображения, подумать над тем, какими должны быть персонажи по размеру; какие предметы, кроме фигурок, изображающих главных героев, войдут в сюжет; как по отношению друг к другу их нужно расположить; как они разместятся на подставке. Такое задание стимулирует детей заранее обдумывать тему и к началу занятия иметь готовый замысел. В начале занятия воспитатель может не раздавать глину па столы, а попросить ребят отобрать нужное количество, что также приучит их с самого начала занятия действовать самостоятельно. Дети подбирают и стеки для лепки. Развитие творческой активности и самостоятельности ребят зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется весь процесс занятий. Например, если дети лепят из глины предметы, а затем должны окрашивать их ангобами, то занятие делится на две части. Первая часть занятия — лепка предметов, вторая — окраска. Лепят дети, сидя за обычными столами, на досках или станках, а для окрашивания переходят к специально подготовленным столам, где стоят краски в банках, кисти, палитры. Ребята знают, что после окрашивания их работы должны хорошо высохнуть, так как поделки обжигаются в муфельной печи. В подготовительной группе можно использовать игровые приемы, которые создают творческий настрой во время лепки. Например, во время декоративной лепки по замыслу можно провести занятие в виде игры в гончарную мастерскую. По окончании занятия работы раскладываются на столе и рассматриваются. Ребята рассказывают, какие из поделок им нравятся больше. Если лепка была не декоративного, а предметного характера, то анализ проводится сразу после занятия. Чтобы результат получился интереснее, а обсуждение содержательнее, желательно продумать общее оформление. Так, если лепили дымковских кукол, то можно их поставить в хоровод около картонных и фанерных деревьев — елок или берез. Дети рассаживаются вокруг стола, и начинается беседа. Важно, чтобы ребята отметили, как изображены форма, пропорции, детали; если изделия раскрашены, то пусть дети оценят окраску, скажут, красиво ли подобраны цвета краски. Хорошо, когда дети видят применение своих работ. Например, они лепили декоративных бабочек. Каждый вылепил ба бочку, раскрасил ее ангобами; после обжига из них составляется красивый орнамент на стенде или на стене. Некоторые изделия можно окрасить глазурями, но делает это сам воспитатель, так как в их состав входят вредные вещества и детям работать с ними нельзя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|