VI. 2. Охрана морей и океанов.
Интенсивное загрязнения Мирового океана побудило многие страны приступить к разработке и реализации мер по предупреждению загрязнения водных бассейнов. В современных условиях большое значение приобретают международные соглашения о запрещении сброса загрязнённых вод и мусора в открытых морях и океанах. Первые попытки принятия таких соглашений не увенчались успехом. Только в 1954 году ООН была организована разработка Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью, которая вступила в силу в 1958 году. В последствии в неё были внесены поправки и дополнения. В том же 1958 году была создана Межправительственная морская консультативная организация, основное назначение которой в начале ограничивалось контролем за соблюдением положений Конвенции. Природоохранительным законодательством России предусмотрены строгие меры ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря. Лица, виновные в этих загрязнениях, могут быть привлечены к уголовной ответственности с применением таких мер наказания, как лишение свободы, исправительные работы или штраф. В настоящее время все новые транспортные суда имеют сепарационные установки для очистки льяльных вод, а танкеры – устройства, позволяющие осуществлять мойку танков без слива остатков нефти в море. Суда старой постройки оснащаются этими устройствами при очередных ремонтах. Для очистки поверхности портовых акваторий от мусора и разлитых нефтепродуктов начато серийное производство и оснащение торговых и рыбных портов плавучими нефтемусоросборщиками. Выпускаются судовые сепараторы для очистки удаляемой за борт воды, загрязнённой после промывки грузовых отсеков танкеров, а также трюмов сухогрузов. Построены и успешно эксплуатируются береговые сооружения для приёма с танкеров и очистки загрязнённых балластных вод. Все суда, иные плавучие средства и установки (платформы) оснащаются необходимым оборудованием для очистки или сбора нефтесодержащих и других загрязнённых вод, мусора и сдачи их на плавучие или береговые приёмные пункты.
Более 60 тыс. т балластных вод, сбрасываемых танкерами, очищают ежедневно от нефтяных примесей агрегаты первой очереди специальной станции. В торговых и рыбных портах нашей страны около 200 нефтемусоросборщиков несут постоянную вахту, обслуживая сотни квадратных километров акваторий и собирая за год примерно 20 тыс. т нефти и десятки тысяч кубометров мусора. В настоящее время контроль загрязнения морей охватывает все внутренние и омывающие моря. Система мониторинга включает в себя 60 – 70 станций 1 категории, 570 – 600 станций II категории и 1000 – 1100 станций III категории. Россия последовательно и на всех уровнях выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения морей. Вот почему аварийность судов под флагом России среди крупнейших судовладельческих стран наименьшая. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Из всей курсовой работы видно, что транспорт - очень важный неблагоприятный фактор состояния окружающей среды. Почти все виды транспорта загрязняют окружающую среду, в особенности воздух, а также и воду, и вызывают значительный шум и вибрацию. Поглощается много земельных ресурсов для транспортной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, трубопроводов, аэропортов и пр. и связанных с ними складов, вокзалов, причалов и т.д. Транспортная инфраструктура создает значительные по площади техногенные ландшафты. Значительное количество природных ресурсов расходуется на производство автомобилей и сооружение элементов транспортной инфраструктуры. Все виды транспорта представляют серьезную опасность для жизни, здоровья и имущества людей.
Из этого следует, что необходимо стремиться к осуществлению следующих направлений: – Потребление горючих ископаемых для транспорта должно сокращаться. – Должны быть установлены основанные на передовой технологии общемировые стандарты выбросов в атмосферу для всех видов транспорта. – Каждой стране следует разработать и осуществлять программу контроля эмиссии всех источников и видов транспорта. – Совершенствовать и развивать надежную и общедоступную систему общественного транспорта. – При планировании развития транспортных систем использовать системный подход, направленный на комплексное решение экологических проблем. Устранять причины, а не следствия геоэкологических проблем на транспорте. Общая цель в системном управлении транспортом заключается в нахождении оптимального соотношения между обеспечением потребностей общества и снижением загрязнения окружающей среды. Стратегии управления будут зависеть от локальных ситуаций и потому будут различными для конкретных стран, регионов и городов.
Использованная литература: 1. Л. А. Ахметов, Е. В. Корнев, Т. З. Ситшаев. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. – Ташкент: Мехнат, 1990 г. 2. Н. А. Бобровников. Защита окружающей среды от пыли на транспорте. – М.: Транспорт, 1984 г. 3. Г. Н. Голубев. Геоэкология. – М.: ГЕОС, 1999 г. 4. И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. Окружающая среда и транспорт. – М.: Транспорт, 1987 г. 5. Составитель Г. Гухман. Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду / Энергия: экономика, техника, экология 11’99, с. 42 – 45. – М.: Наука. 6. Составитель Г. Гухман. Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду / Энергия: экономика, техника, экология 12’99, с. 42 – 45. – М.: Наука. 7. И. Е. Евгеньев, В. В. Савин. Защита природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. – М.: Транспорт,1989г. 8. Защита окружающей среды при транспортных процессах/ Под ред. В. Г. Ененкова. – М.: Транспорт, 1984 г.
9. Н. И. Игнатович, Н. Г. Рыбальский. Чем опасен транспорт для людей, животных и растений? – М.: РЭФИА, 1996 г. 10. Ю. М. Коссой. Городской транспорт в зеркале экологии/ Энергия: экономика, техника, экология 1’2001, с. 64 – 68. – М.: Наука. 11. Г. К. Лобачёва. Рынок вторичных ресурсов. – Волгоград: ВолГУ, 1998г. 12. Г. К. Лобачёва, В. Ф. Желтобрюхов. Состояние вопроса об отходах и современных способах их переработки. – Волгоград: ВолГУ, Волг. Отд – ие экол. Академии, 1999г. 13. П. П. Пальгунов, М. В. Сумароков. Утилизация промышленных отходов. – М.: Стройиздат, 1990 г. 14. Н. Л. Пирогов, С. П. Сушон. Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы. – М.: Экономика, 1987 г. 15. В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995 г.
Приложение. Таблица 1. Качественный состав отработавших газов автомобилей.
Таблица 2. Доля различных источников продуктов сгорания в загрязнении атмосферного воздуха, % Источник загрязнения |
Страны | |||||||||||||||||||
США | Англия | Франция (Париж) | ||||||||||||||||||
Автомобильный транспорт Промышленность и энергетика Отопительные и прочие предприятия | 60, 0 30, 3 9, 1 | 33, 5 36, 0 30, 5 | 32 28 40 |
Таблица 3.
Площади застройки и размеры земельных участков гаражей для хранения легковых автомобилей, м² на одно автомобиле – место.
Число этажей | Площадь застройки | Размеры земельного участка |
1 2 3 4 5 6 7 - 9 | 25 15 10 8 6 5 4 | 30 20 14 12 10 8 5 |
Таблица 4.
Расстояние от гаражей и площадок до жилых и общественных зданий.
Вид зданий
Расстояние при количестве автомобилей в неземных гаражах и на площадках, м
Жилые дома
Общественные здания
Школы и детские учреждения
Лечебные учреждения стационарного типа
15
15
50
15
15
25
Определяется в каждом случае по согласованию с органами Государственного санитарного надзора
Определяется в каждом случае по согласованию с органами Государственного санитарного надзора
|
|
Рис.1. Схема переработки отходов пластмасс.
|
|