Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УИС России: развитие и становление




Содержание

Введение

. Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика

УИС России становление и развитие

Уголовно-исполнительная система России в современный период

. Перспективы развития уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. Это объективно обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны. Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания. Концепция развития УИС РФ до 2020 года содержит основные направления дальнейшего реформирования не только уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России, но и уголовно-исполнительной политики в целом. В связи с этим примечательным будет исследование не только современных основ построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и анализ исторических тенденций ее развития и формирования. В реферате рассматриваются вопросы, связанные со становлением пенитенциарной системы России, законодательным регулированием ее деятельности.


 

Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика

УИС России: развитие и становление

 

Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.

Первые попытки упорядочить систему вынесения наказаний и их исполнение были предприняты в XIII-XV веках и впервые вошли в сборники сводов древнерусского феодального права, которые назывались поочерёдно Краткой, Пространной и Сокращенной правдой, впоследствии объединенных под названием «Русская правда». Они включали установления Ярослава Мудрого, его сыновей - Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие документы. Нормы, содержащиеся в них, видоизменялись по мере укрепления княжеской власти, централизации государства, все более подчинялись защите интересов господствующих классов.

Во время царствования Ивана III в 1497 году был принят сборник законов под названием «Судебник», в котором кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства. В нем понятие преступного деяния четко не определялось. Трактовка его как «иное какое лихое дело» давала широкий простор для произвола власть имущих, позволяла подводить под наказание любые действия, которые, по мнению представителей правящего класса, могли принести ему ущерб. Перечень наказаний приобретает более суровый характер и направлен на устрашение подданных.

Широко применявшаяся до этого система штрафов вытесняется более жестокими наказаниями, вплоть до смертной казни. В порядке устрашения введена торговая казнь - публичное битье кнутом на торговой площади. При большом скоплении народа приводилась в исполнение и смертная казнь. «Судебник» не устанавливал порядка исполнения наказания. Хотя и называл лиц, которые должны его осуществлять.

С укреплением централизованной власти продолжают совершенствоваться средства правового принуждения, призванные эту власть защитить. Ярким тому подтверждением стало Соборное уложение 1649 года. Содержащиеся в нем нормы на первое место ставят защиту интересов церкви и государственной власти. В нем продолжена политика, направленная на ужесточение наказаний, устрашение подданных. Этим актом определены способы совершения смертной казни («сжечь на костре», «залить горло», «повесить против неприятельских полков», «живьем закопать в землю» и т.д.), вводится в качестве наказания членовредительство, утверждается закон талиона (возмездия): око за око, зуб за зуб. Расширяется перечень жестоких наказаний, исполняемых публично (чтобы «на то смотря иным не повадно было так делать»).

Впервые в карательной политике предусмотрены такие виды наказания, как ссылки «в Сибирь, на житье на Лену», «в окрайные города», а также неопределенный вид наказания - «что государь укажет».

Усиление централизации исполнения наказаний прослеживается и во время правления Петра I. Это подтверждает «Артикул воинский», принятый в 1715 году. Еще до его утверждения, Указом 1703 года, законодательно оформлен новый вид наказания - ссылка на каторгу, который на практике применялся 1699 года. При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Они строили крепости, форты, другие оборонные сооружения.

Дальнейшее развитие правового регулирования исполнения наказаний и первые попытки его гуманизации наблюдались в период царствования Екатерины II, стремившейся доказать свою просвещенность и приверженность европейской культуре. В рамках проводимой императрицей реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с законом от 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерниями Российской империи» возлагается обязанность по руководству новыми видами учреждений, исполняющих уголовные наказания, - работными и исправительными домами. Их устройство и деятельность подробно регламентируется законом. Председателями вновь образованных приказов императрица повелела быть непосредственно самим губернаторам.

Первые шаги по упорядочению структуры управления местами лишения свободы были предприняты в начале XIX века. Указом Александра I от 25 июня 1811 года учреждено Министерство полиции, в составе которого образовано три департамента, в том числе и полиции исполнительной. С упразднением в 1819 упомянутого министерства его департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. Департамент полиции исполнительной приобрел статус централизованного органа управления тюремной системой государства. В этом же году с разрешения и под покровительством Александра I учреждается Попечительное о тюрьмах общество, просуществовавшее до 1917 года. Принятый в 1832 году Государственным Советом «Свод учреждений и уставов о содержании под стражею и ссыльных» причислил его к органам управления тюремной системой. Руководителей данного общества и аналогичных комитетов в губерниях назначал и утверждал лично император.

Перед Обществом в качестве главной ставилась задача нравственного исправления преступников, и на достижение этой цели должны быть направлены усилия всех тех, кто посвятил себя тюремному делу. Круг обязанностей Попечительного о тюрьмах общества был широк и охватывал практически все стороны жизни осужденных. Это - создание условий для поддержания здоровья арестантов, обеспечение одеждой, бельем, обувью и удовлетворение других потребностей в период пребывания отбывания наказания, духовно нравственное воспитание, контроль за размещением и содержанием мест заключения и прочее. Можно с уверенностью сказать, что идеи Общества и попытки их реализовать стали первым опытом участия гражданского общества в разрешении проблем тюремной системы страны. В 1851 году оно было передано в ведение Министерства внутренних дел, а должность президента занял министр.

В 1866 году по материалам специально созданной Особой комиссии МВД составляется «Записка о преобразовании тюремной части в России», состоящая из пяти разделов:

о действующем законодательстве;

о мерах правительства по улучшению тюрем;

о положении тюрем на момент проверки;

о предложениях с мест об улучшении тюрем;

о позиции МВД по вопросам устройства тюрем.

Следует отметить, что 60-70-е годы XIX века были периодом поиска путей реформирования тюремной системы России. Создавались различные комиссии, в состав которых которые входили различные высшие государственные чиновники, известные юристы и научные деятели. На завершающей стадии разработкой проекта тюремной реформы занималась образованная в 1877 года при Государственном Совете Особая комиссия по тюремным преобразованиям под председательством члена Госсовета К.К. Грота. Она основательно изучила представленные материалы, скрупулезно ознакомилась с постановкой тюремного дела в 15 странах Европы и США, представила расчеты по финансированию предстоящих преобразований. Результатом работы комиссии Грота явился закон «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления».

Тюремная реформа была вызвана необходимостью упорядочения системы и видов уголовных наказаний, которая и определена законом от 11 декабря 1879 года «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях». В нем изложен перечень видов уголовных наказаний, раскрывается понятие «содержание под стражей», для обеспечения реализации указанных мер в гражданском ведомстве предусмотрена система учреждений, имеющих свой особый правовой статус.

Образованное в структуре МВД Главное тюремное управление (ГТУ) по замыслу разработчиков реформы призвано было стать высшей руководящей, контролирующей и распорядительной инстанцией в тюремном деле государства.

Для непосредственного выполнения перечисленных задач в структуре ГТУ создается орган, не имеющий аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, - тюремная инспекция, на которую возлагаются обязанности проведения ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предположений. Спустя четыре месяца после учреждения ГТУ министром внутренних дел подписаны «Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы».

Можно сказать, что с этого момента начали просматриваться функции ведомственного контроля в современном понимании этого словосочетания, управления и реагирования на положение дел в местах лишения свободы, что и побуждало к разработке единых норм содержания арестантов на территории всей империи.

Очередным шагом реформирования тюремной системы стала ее передача на основании указа Правительствующего Сената от 13 декабря 1895 года из МВД в Министерство юстиции. Данное решение мотивировалось тем, что «существующие условия содержания заключенных требуют во многом изменения в связи с производимым ныне общим пересмотром уголовных законов, дабы лишение свободы во всех его видах успешнее достигало поставленных ему задач - ограждение общества от порочных и опасных членов и нравственного исправления преступников».

С переподчинением количество функций ГТУ существенно возросло. В 1908 году впервые выделяется особое делопроизводство, в обязанности которого вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремной жизни вопросов. В 1912 году министр юстиции утверждает новую организационную структуру ГТУ, вместо предыдущих 15 делопроизводств создаются девять отделов по направлениям деятельности и Главная инспекция по пересылке арестантов. Отделы занимались решением вопросов, связанных с работой личного состава, содержанием арестантов (размещение, внутренний распорядок, питание, лечение, обеспечение трудом и т.д.), подготовкой законопроектов, отчетов, различных справочных материалов. Последним в этой перечне значился отдел воспитательно-исправительных заведений (для несовершеннолетних) и Общество патроната.

Первостепенное место в деятельности ГТУ отводилось службе охраны, обеспечивающей главное требование исполнения наказания в виде лишения свободы - надежность изоляции заключенных. Подразделения этой службы осуществляли внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, выполняли конвойные функции.

Вплоть до 1917 года Министерством юстиции при поддержке правительства предпринимались меры по совершенствованию тюремной системы. Неуклонно повышалось финансирование, принимались решения, направленные на смягчение карательной политики. Наиболее прогрессивными были меры в отношении несовершеннолетних преступников. Они нашли свое отражение в Законе от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних». Этим нормативным актом предусматривалось их содержание без охраны, а надзор возлагался на педагогический персонал. Несовершеннолетние преступники пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничений. За хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства. К ним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание. Закон детально регламентировал все стороны деятельности этих учреждений, в нем особое внимание уделено вопросам организации образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.

Последним значимым нормативным актом периода самодержавного правления, оставившим заметный след в истории тюремной системы, стала «Общая тюремная инструкция», утвержденная министром юстиции А. Хвостовым 28 декабря 1915 года. Она отражала практически все стороны тюремной жизни. Довольно четко были определены права и обязанности персонала, лиц, состоящих при местах заключения. Среди них выделялись священники, учителя, библиотекари, инструкторы и мастера. На священников возлагались обязанности по духовно-нравственному воспитанию арестантов, они в случае необходимости должны были заменять учителей, библиотекарей. Инструкция предписывала тюремной страже обходиться с арестантами строго, но справедливо, к насильственным действиям и бранным словам не прибегать ни при каких условиях.

Период Февральской революции 1917 года характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась с насилием и беззаконием. Переломить такое настроение в условиях политической напряженности в стране было сложно. В это время четко определились две основные тенденции: стремление арестантов к самоорганизации, вплоть до самовольного освобождения, и желание тюремного ведомства построить арестантскую жизнь в принципах демократизма и гуманизма.

Первым шагом, подтверждающим это намерение, стала объявленная Временным правительством 17 марта амнистия, в соответствии с которой в течение двух недель было освобождено 88тысяч 97 человек. На 1 апреля в местах лишения свободы оставалось 41,5 тысячи человек.

В этот короткий предоктябрьский промежуток времени проявлена активность, направленная на смягчение карательной политики государства. Очередная реформа в области системы исполнения уголовный наказаний была возложена на центральное тюремное ведомство, переименованное в Главное управление мест заключения (ГУМЗ), которое возглавил профессор А.П. Жиленко. В своем первом приказе на этой должности он подчеркивал, что главная задача наказания - перевоспитание человека, и для достижения этой цели необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов.

Руководство ГУМЗа считало, что прежний тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к личности человека, себя изжил и мало пригоден для внутреннего тюремного переустройства. Постановлением Временного правительства учреждаются пенитенциарные курсы для подготовки персонала новой формации. Организация этой работы возлагалась на Главное Управление.

После Октябрьской революции 1917 года ГУМЗ был переименован в Карательный отдел Народного комиссариата юстиции. Тюремное ведомство какое-то время продолжало руководствоваться, с определенными изъятиям, нормативными актами царского времени и Временного правительства. Основной документ в этой сфере - «Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных», был признан утерявшим силу лишь в июле 1918 года. Одним из первых документов, принятых Наркомом юстиции при новой политической власти, было постановление «О тюремных рабочих командах» (24 января 1918 года), которое регламентировало организацию трудового использования осужденных и оплату их труда.

Существенные качественные изменения в пенитенциарной системе Советского государства связаны с принятием декрета ВЦИК от 15 апреля 1919 года «О лагерях принудительных работ», на основании которых в системе НКВД стали интенсивно создаваться подобные учреждения. Для управления ими сначала был создан Центральный отдел НКВД, преобразованный в 1921 году в Главное управление лагерей принудительных работ. К декабрю 1921 года в его системе действовало 120 концентрационных лагерей, в которых содержалась почти 31 тысяча заключенных. В целом же во всех учреждениях НКВД содержалось более 50 тысяч человек.

Таким образом, на рубеже второго и третьего десятилетий прошлого века сложилась уникальная ситуация, когда наряду с Министерством юстиции исполнением наказаний занималось и другое ведомство с собственной структурой управления и нормативной базой. Такое явление, конечно же, не может быть признано нормальным. В 1922 году состоялся пятый Всероссийский съезд заведующих отделами губернских (областных) управлений, который, ссылаясь на то, что применение карательных мер в отношении преступников входит в задачи внутреннего управления, что «постановка пенитенциарного дела в лагерях принудительных работ находится на правильном пути, и что НКВД имеет более мощную административную структуру, чем ведомство НКЮ», высказался за передачу мест лишения свободы в подчинение НКВД.

Вскоре в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 25 июля 1922 года все места лишения свободы были сосредоточены в одном ведомстве - НКВД, в котором они просуществовали более 70 лет.

Проведенная централизация потребовала законодательного обеспечения. Таким нормативным актом стал первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР, утвержденный постановлением ВЦИК 16 октября 1924 года. В нем были закреплены воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Исправительно-трудовая колония признавалась основным видом лишения свободы. После принятия кодекса стали разрабатываться и утверждаться ведомственные акты.

В марте и апреле 1928 года сначала в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения», а потом на съезде административных работников в полный голос было заявлено о необходимости ужесточения порядка и условий исполнения наказаний, ограничении применения скромного перечня льгот к осужденным (зачет рабочих дней, предоставлении отпусков, переводы в разряды). Все эти рекомендации были директивно закреплены в выступлении И.В.Сталина на Пленуме ЦК ВКП(б) 9 июля 1928 года, на котором сформулирован тезис обострения классовой борьбы с капиталистическими элементами, врагами рабочего класса и социализма.

В апреле 1930 года постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях, просуществовавших до 1958 года. Предопределено их главное назначение - использование дешевой рабочей силы осужденных для решения крупных народно-хозяйственных задач, освоение отдаленных территорий страны. Для этих целей были созданы УХТО-Печорский, Вишерский, Сибирский, Казахстанский, Темниковский, Свирский, Кунгурский и другие лагеря. В 1932 году сформированы в Карелии Беломорско-Балтийский ИТЛ и Дмитровский (Московская область) лагерь для строительства канала Москва-Волга, а также Северо-Восточный ИТЛ для освоения дальневосточного севера и добычи цветных металлов.

Характерной особенностью того периода была нестабильность правового регулирования порядка отбывания уголовных наказаний. Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 года упраздняются Народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. Места заключения, кроме системы ГУЛАГа, вновь передаются в ведение НКЮ.

В августе 1933 года утверждается новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В качестве основной задачи уголовной политики на период перехода от капитализма к коммунизму провозглашается защита диктатуры пролетариата и социалистического строя от посягательств со стороны классово враждебных, деклассированных и неустойчивых элементов из среды трудящихся. А для перевоспитания заключенных предусматривалось привлечение их к социалистическому труду.

В то же время следует отметить, что данный кодекс содержал нормы, свидетельствующие о смягчении репрессивных мер, широко применявшихся в стране. В этот непродолжительный период нахождения мест лишения свободы в системе органов юстиции принимаемые акты носили более гуманный характер.

С образованием в июле 1934 года общесоюзного НКВД исправительно-трудовые учреждения, подведомственные НКЮ, вновь передаются органам внутренних дел. В ноябре этого же года постановлением ЦИК и СНК СССР при НКВД было создано особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до пяти лет, заключать в исправительно-трудовые лагеря. А с конца 30-х и до начала 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс фактически не действовал. Законодательная регламентация исполнения наказаний вытеснялась закрытыми для общества ведомственными приказами и инструкциями.

В 1954 году Совет Министров СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, которым отменены действия многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных актов. Перед названными учреждениями мест лишения свободы ставилась главная задача - исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.

В течение последующих 15 лет интенсивно обновляется уголовно-исполнительное законодательство. В 1970 году принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который, несмотря на большое число внесенных изменений и дополнений, просуществовал до 1 июля 1997 года.

При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шел активный поиск новых форм воспитательной работы с осужденными. Расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осужденных, много внимание уделялось рациональному использованию свободного от работы времени. В целях повышения эффективности воспитательного процесса проводились эксперименты, обобщался и распространялся передовой опыт ИТУ Белоруссии, Саратовской, Вологодской, Челябинской, Харьковской и других областей.

Во второй половине 80-х годов, получивших название эпохи перестройки, в стране стала ощущаться нестабильность политической и экономической жизни, негативно отразившаяся и на местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах прокатилась волна массовых беспорядков, в том числе взятие в заложники сотрудников. Стало очевидным, что существующая система ИТУ, основанная на неуважении к личности, себя исчерпала, и ее нужно коренным образом реформировать.

В 1992 году были внесены значительные изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс, направленные на гуманизацию порядка и условия содержания осужденных. В обновленном кодексе впервые гарантировалась свобода совести и вероисповедания, введены нормы, обеспечивающие безопасность граждан, лишенных свободы, им предоставлена возможность пользоваться платными лечебными услугами, вести телефонные переговоры, выезжать за пределы ИТУ во время трудового отпуска, а отдельным категориям разрешено проживание за пределами учреждений. Сняты ограничения на отправку писем и телеграмм, исключены некоторые дисциплинарные взыскания, отменены ненужные и унизительные правоограничения.

В 1993 году впервые в истории УИС был принят важнейший закон: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Кроме определения целей и задач, основных направлений деятельности исправительных колоний и тюрем, уточнения прав и обязанностей сотрудников, предоставления им ряда социальных льгот, закон установил порядок контроля за деятельность УИС.

В 1994 году произошли слияние ГУИН и ГУЛИТУ МВД России и передача функций охраны из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему. Тогда же была развернута работа по концентрации функций, оптимизации структуры управления системой. 13 января 1996 года Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным одобрена «Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России», в которой заложены меры по дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной политики, приведению условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами. Несмотря на прогресс в деле реформирования УИС, становилось очевидным, что в рамках МВД этот процесс реализуется недостаточно динамично и последовательно. Медленно решались вопросы, связанные с переполнением исправительных колоний и следственных изоляторов, нарушением прав человека, принятием новых законодательных актов, регламентирующих деятельность УИС. Запросы и нужды системы исполнения наказаний, когда она находилась в составе МВД, для Министерства внутренних дел далеко не на первом месте, и отношение к ним со стороны этого ведомства было соответствующее. Не вызывало сомнений, что ускорения реформирования можно добиться только в структуре гражданского министерства. Важной предпосылкой принятия окончательного решения стало вступление России в начале 1996 года в Совет Европы. С принятием закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» наша страна взяла на себя ряд обязательств, одним из которых было приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. Это и предопределило подписание Президентом страны Указа от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». С первого сентября она стала функционировать в структуре Минюста России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...