Смысл – отношение к мотиву.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности. Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реального мира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Так как у них была произведена восстановительная хирургическая операция, связанная с массивным смещением мягких тканей предплечий, то они утрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками (явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроля эта функция у них не восстанавливалась, соответственно у них не восстанавливались и предметные ручные движения. на уровне рефлектирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными "значимыми" образами, второе - собственно чувственной тканью. Работа систем познания связана с внутренней репрезентацией. Существует три вида репрезентаций:
1. действенная, 2. образная, 3. знаковая. В процессе развития представления о мире происходит поразительное смещение акцентов. Сначала ребёнок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему ещё и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно ещё один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создаёт третью систему представления. Каждый из трёх способов представления – действенный, образный и символический – отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребёнка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трёх линий сохраняется, составляя одну из главных её черт. Из наблюдения за поведением можно узнать, какого типа презентация реальности у данного индивида. Презентация через действие В конце 1 года жизни ребенка узнавание объектов зависит в большей степени от того, какие действия они вызвали. Два наблюдения Пиаже: Лоран раскачивает папиросную коробку – случайно роняет ее так, что она вылетает из поля его зрения – он смотрит на свою руку выражением удивления и разочарования, вызванного исчезновением. Но, никак не считая потерю невозвратимой, он начинает снова размахивать рукой, хотя она пуста. После этого он взглядывает на нее снова. Невозможно толковать его поведение иначе, как попытку заставить объект появиться снова; Люсьен – хватает ткань, покрывающую стенки кровать – тянет на себя, но выпускает из рук. Тогда она подносит к глазам крепко сжатую руку и осторожно разжимает ее. Она внимательно глядит на свои пальцы и повторяет действие сначала. Для нее достаточно дотронуться до объекта, чтобы решить, что он у нее в руках. Вид коробки побуждает Лорана раскачивать ее, но, когда коробка исчезает, то действие используется для того, чтобы снова увидеть коробку. Люсьенн ожидает увидеть складки материи у себя в руке, сжав ее так, как если бы материя все еще была в ней. На более поздних этапах детства этот способ представления объектов не исчезает полностью (феномен Фрейда «всемогущество мысли» - смешение мысли о действии с самим действием).
В конце 1 года возникает тесная связь между действием и восприятием. Первоначально, действие принимает форму «устремления взгляда», обнаруживающегося в движении глаз или ориентировке головы. Эта форма действия является врожденной. Позднее – схватывание рукой, захватывание ртом и т.д. По Пиаже характеризует стадию сенсомоторного интеллекта, в которой предметы скорее "переживаются", чем "мыслятся", действие и внешний опыт оказываются слитыми. Уподобляет интеллект этого типа необратимой и фиксированной последовательности статистических образов, каждый из которых связан с действием. Сначала ребенок реагирует на исчезновение предмета поиском только в том случае, если его активно изъяли из его рук; на первом году достаточно удалить объект в то время, как «ребенок только начал тянуться к нему»; задолго до 2 лет – ищет уже спрятанные предметы. «Существование» или «сохранение» предмета становится все более независимым от прямого действия с ними. Этот первый период развития заканчивается возникновением для ребенка мира, в котором объекты не зависят от действий, предпринимаемых с ним. Эксперимент Мандлера о переходе действенного предствления в образное.. В его экспериментах ис-пытуемым требовалось пройти без контроля зрения довольно сложный лабиринт с коленчатыми пере-ключателями. Для овладения навыком требовалось совершить очень много проб. К счастью, Мандлер просил своих испытуемых многократно продолжать свои "пробежки" по лабиринту и после того, как они им овладели. Спустя некоторое время отдельные испытуемые стали говорить, что теперь они решают задачу по-иному, чем раньше. По их словам, у них теперь вместо последовательного ряда развернутых движений имелся образ правильного пути. Этот образ позволил им видеть перспективу лабиринта вне связи с движениями.
Познание и действие. Действие – способ решения познавательной задачи. Действие направлено на адаптивный результат. Пример: эксперимент Вагнера и Запорожца. Испытуемым предъявляют скульптурный портрет Нефертити. Глаз взрослого фиксирует несколько точек (реберных); установочные и гностические действия совпадают. Перцептивные действия развиваются за счёт упорядочения действий схемой лица (или тела). Моторная сфера хуже всего осознаётся. Благодаря наличию схемы тела ребёнку нужно научиться вписывать своё физическое тело в окружающую среду. Схема тела изменяется при профессиональной деятельности (пр-р: хирург), при общении с людьми. Конструктивное запоминание (механическое запоминание очень редко)- запоминание посредством когнитивных схем. Запоминается смысл; происходит переработка информации для лучшего запоминания (лучшего относительно цели). Действенное познание можно встретить везде. Действия в мышлении чаще называют интеллектуальными операциями (это сравнения, обобщения и т.п.). Акт (действие) внимания – это контроль, который обеспечивает достижение качественного результата. Презентация в образах Вторая стадия в развитии презентации индивидуального мира, когда ребенок может представить себе мир в образах или в пространственной схеме, относительно независимой от действия. Но вначале действия с предметами являются необходимыми для поддержания образа. Сложность организации перцептивного поля у маленького ребенка гораздо меньше, чем у взрослых. Хеммендингер (1953) установил, что 3-х летки реагируют на чернильные пятна (методика Роршаха) в целом, не давая никаких деталей; около 7 лет увеличение указываемых детьми деталей; в 9 – отдельные детали объединяются в целостную картину. Вывод: отмечается диффузость и глобальность в качестве основной черты восприятия в детском возрасте. Многие авторы предполагают эгоцентричность перцептивного мира маленького ребенка, для детей характерно неумение видеть мир с т.зр., отличной от его собственной. Ребенок является исходной точкой всех систем координат, которые упорядочивают его мир и не оценивает эту точку.
Маленькие дети находятся целиком во власти яркости сенсорных впечатлений и новизны окружающей среды. По- видимому, маленький ребенок, создавший перцептивный мир, уже не связанный прямо с действием, фиксирует внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза. В качестве своей следующей задачи ребенок выдвигает отыскание верного пути к глубинному строению видимого мира. Познание и образ. По Локку образ – это промежуточный этап между ощущением и понятием. Понятие – класс объектов Образ – объект в целом Ощущение – свойство объекта Образы отличаются предметностью, константностью, целостностью, овнешнённостью, полимодальностью. Выделяют образы: абстрактные и конкретные, образы восприятия и образы прошлого, образы воображения и реальные образы, послеобразы, образ тела, эйдетические образы, образ мира и другие. Образы могут видоизменяться посредством операциональных (знаковых) структур. Образы взаимодействуют с языком, легко могут быть означены. Познание и знак Знак: означаемое и означающее. Первая знаковая система – это родной язык. Язык – это система знаков, которая носит коллективный характер. Речь же – индивидуальное порождение на основе языка. Речь является как средством общения, так и средством мышления. Речь – это мощнейшее средство в организации мыслительного процесса, мощное средство управления психикой, форма выражения результатов мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|