Интеллектуальное мастерство
Ч.Р. МИЛЛС
Для социального ученого, чувствующего себя принадлежащим к классической традиции, социальная наука – своего рода ремесленная практика. Решая какие-то серьезные проблемы, он буквально утомляется от осмысления метода и теории в целом, поскольку они нарушают ритм его исследования. Он убежден, что гораздо лучше «снять кружева» с того, как реально работает полевой исследователь, чем слушать мудрые советы специалиста по методам и методологии, никогда не имевшего дела с живой практикой. Истинное понимание метода и теории можно почерпнуть лишь из беседы опытного поисковика с новичком, рассказывающим, что и как он делает в действительности. И я чувствую потребность поделиться с читателем секретами своего мастерства. Напомню тебе, мой юный читатель, что у мыслителей, которых ты с таким восхищением читаешь, жизнь и работа не были разделены. Они очень серьезно относились к их взаимопроникновению, позволяя обогащать друг друга. Хотя, конечно же, у простых людей жизнь и работа разделены Тебе же предстоит убедиться, что ты обладаешь исключительной возможностью так планировать свой жизненный путь, что он окажется надежной опорой творчеству. Ученость — выбор того, как жить, и одновременно это и выбор карьеры. Известно ли тебе, что интеллектуальный человек формирует себя по мере и одновременно с тем, как он совершенствуется в мастерстве? Чтобы реализовать свой потенциал и осуществить те возможности, которые подбрасывает ему судьба, ученый конструирует собственный характер, являющийся сердцевиной его лучших качеств как профессионала. Что это значит, ты узнаешь, применяя жизненный опыт в своей научной работе: постоянно испытывая и интерпретируя его. В этом смысле мастерство есть центр и средоточие себя самого. Ты должен быть лично вовлечен в тот индивидуальный продукт, который рождается у тебя.
Источником хороших идей выступает то, что я называю социологическим воображением. Оно состоит в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к пониманию общества в целом и его компонентов. Таково отличие социального ученого от технического специалиста, которого можно выучить за несколько лет. Социологическое воображение надо культивировать. Его сущность в комбинации идей, о которых вряд ли кто может подумать, что их можно соединить. Существует несколько способов стимулирования социологического воображения. На конкретном примере – перегруппировка записей в журнале, в результате чего выявляются скрытые связи явлений. Второй способ – «игра в слова». Можно, например, рассмотреть все синонимы к ключевым понятиям по словарям с целью обнаружить дополнительный смысл. Это позволит более строго и точно определить термины. Синонимизация сослужит добрую службу при операционализации – переводе общих понятий в конкретные. Когда одно утверждение распадается на два или три компонента, каждый из них описывает одно измерение переменной. Третий способ – составление классификаций и типологий. Воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное написание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще. Четвертый способ заключается в продумывании противоположного тому, о чем вы мыслите. Если вы думаете о развитии, то подумайте и о стагнации. Такой прием позволит полнее охватить материал и подобрать переменные в сравнимом масштабе. Конструирование двух полярных полюсов логически ограничивает круг искомых явлений некоторым континуумом, что помогает точнее сформулировать предмет исследования. Рассматривая одно явление под разными или противоположными углами – социологическим, психологическим, политическим, вы более объективно и всесторонне схватываете изучаемый процесс. В связи с этим очень полезно составлять диалоги.
Еще один способ – сравнение явлений. Изучая социальные институты современной Америки, сравните их с аналогичными институтами прошлого и позапрошлого веков. Придется глубже окунуться в исторический материал, но такое погружение необходимо социологу как воздух. В заключение надо сказать несколько слов о последнем способе – форме изложения материала. Надо различать тему (theme) и замысел (topic) сочинения. Тема – это предмет разговора, например «карьера руководителей корпорации», «увеличение власти военных» или «сокращение числа домохозяек». То, что вы хотите сказать о теме, умещается в главу или ее часть, но последовательность тем создает замысел, для изложения которого требуется больше места. Замысел – это идея, направление, главная концепция или ключевая дилемма, например рациональности и разума. В хорошей книге с замыслом автор знакомит читателя либо в начале, либо в конце. Замыслом писатели называют то, что ученые именуют идеей. В одной книге их может быть несколько. Но встречаются книги вообще безо всякого замысла. Они представляют собой нанизанные друг на друга темы, скажем, по методологии или теории. Об их авторе можно заключить, что это человек без идеи. Ему не хватает интеллигентности. Попробую суммировать то, что я сказал, в нескольких наставлениях молодым коллегам. 1. Стремитесь быть мастером своего дела. Избегайте жестких
2. Бойтесь разноголосицы понятий и пустого многословия. Приучайте себя и других к простым и ясным суждениям. Используйте Неразборчивость в средствах выражения – это способ, каким вам навязывают себя оценочные суждения читателей. 3. Шире пользуйтесь трансисторическими конструкциями, если 4. Не изучайте мелкие фрагменты друг за другом. Схватывайте 5. Помните, что главная ваша цель – сравнительное познание 6. Всегда держите глаза открытыми образу человека, благодаря чему ваша работа приобретет какую-то ценность для людей, а также образцу истории, т.е. вашему представлению о том, как она совершается. Иначе говоря, формируйте и совершенствуйте широкий взгляд на исторические проблемы, проблемы биографии и социальные структуры, в которых пересекаются история и биография. Откройте свой взор разнообразию человеческих индивидуальностей и образам эпохальных изменений. Используйте то, что вы увидите и что предстанет вашему воображению, – это ключ к изучению богатства человеческой природы.
7. Помните, что вы продолжаете традицию классического социального анализа, поэтому воспринимайте человека не в качестве изолированного фрагмента реальности, а как действующее лицо на социальной и исторической сцене. 8. Не позволяйте общественным проблемам, как они официально сформулированы, и личным заботам, как вы их сами чувствуете,
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Текст взят из: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение: Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М: Стратегия, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|