Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальное мастерство

Ч.Р. МИЛЛС

 

Для социального ученого, чувствующего себя принадлежащим к классической традиции, социальная наука – своего рода ремес­ленная практика. Решая какие-то серьезные проблемы, он букваль­но утомляется от осмысления метода и теории в целом, поскольку они нарушают ритм его исследования. Он убежден, что гораздо лучше «снять кружева» с того, как реально работает полевой ис­следователь, чем слушать мудрые советы специалиста по методам и методологии, никогда не имевшего дела с живой практикой. Ис­тинное понимание метода и теории можно почерпнуть лишь из бе­седы опытного поисковика с новичком, рассказывающим, что и как он делает в действительности. И я чувствую потребность поделить­ся с читателем секретами своего мастерства.

Напомню тебе, мой юный читатель, что у мыслителей, которых ты с таким восхищением читаешь, жизнь и работа не были разде­лены. Они очень серьезно относились к их взаимопроникновению, позволяя обогащать друг друга. Хотя, конечно же, у простых людей жизнь и работа разделены Тебе же предстоит убедиться, что ты обладаешь исключительной возможностью так планировать свой жизненный путь, что он окажется надежной опорой творчеству. Уче­ность — выбор того, как жить, и одновременно это и выбор карье­ры. Известно ли тебе, что интеллектуальный человек формирует себя по мере и одновременно с тем, как он совершенствуется в мастерстве? Чтобы реализовать свой потенциал и осуществить те возможности, которые подбрасывает ему судьба, ученый конструиру­ет собственный характер, являющийся сердцевиной его лучших ка­честв как профессионала.

Что это значит, ты узнаешь, применяя жизненный опыт в своей научной работе: постоянно испытывая и интерпретируя его. В этом смысле мастерство есть центр и средоточие себя самого. Ты дол­жен быть лично вовлечен в тот индивидуальный продукт, который рождается у тебя.

Источником хороших идей выступает то, что я называю социологическим воображением. Оно состоит в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный под­ход к пониманию общества в целом и его компонентов. Таково от­личие социального ученого от технического специалиста, которого можно выучить за несколько лет. Социологическое воображение надо культивировать. Его сущность в комбинации идей, о которых вряд ли кто может подумать, что их можно соединить.

Существует несколько способов стимулирования социологиче­ского воображения. На конкретном примере – перегруппировка записей в журнале, в результате чего выявляются скрытые связи явлений. Второй способ – «игра в слова». Можно, например, рас­смотреть все синонимы к ключевым понятиям по словарям с целью обнаружить дополнительный смысл. Это позволит более строго и точно определить термины. Синонимизация сослужит добрую службу при операционализации – переводе общих понятий в кон­кретные. Когда одно утверждение распадается на два или три ком­понента, каждый из них описывает одно измерение переменной. Третий способ – составление классификаций и типологий. Вооб­ражение развивается при поиске новых типов, общих черт и крите­риев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструмен­том разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, ко­гда словесное написание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точ­нее и проще.

Четвертый способ заключается в продумывании противополож­ного тому, о чем вы мыслите. Если вы думаете о развитии, то поду­майте и о стагнации. Такой прием позволит полнее охватить мате­риал и подобрать переменные в сравнимом масштабе. Конструиро­вание двух полярных полюсов логически ограничивает круг искомых явлений некоторым континуумом, что помогает точнее сформули­ровать предмет исследования. Рассматривая одно явление под разными или противоположными углами – социологическим, пси­хологическим, политическим, вы более объективно и всесторонне схватываете изучаемый процесс. В связи с этим очень полезно со­ставлять диалоги.

Еще один способ – сравнение явлений. Изучая социальные ин­ституты современной Америки, сравните их с аналогичными институ­тами прошлого и позапрошлого веков. Придется глубже окунуться в исторический материал, но такое погружение необходимо социологу как воздух. В заключение надо сказать несколько слов о последнем способе – форме изложения материала.

Надо различать тему (theme) и замысел (topic) сочинения. Тема – это предмет разговора, например «карьера руководителей кор­порации», «увеличение власти военных» или «сокращение числа домохозяек». То, что вы хотите сказать о теме, умещается в главу или ее часть, но последовательность тем создает замысел, для из­ложения которого требуется больше места. Замысел – это идея, направление, главная концепция или ключевая дилемма, например рациональности и разума.

В хорошей книге с замыслом автор знакомит читателя либо в начале, либо в конце. Замыслом писатели называют то, что ученые именуют идеей. В одной книге их может быть несколько. Но встре­чаются книги вообще безо всякого замысла. Они представляют со­бой нанизанные друг на друга темы, скажем, по методологии или теории. Об их авторе можно заключить, что это человек без идеи. Ему не хватает интеллигентности.

Попробую суммировать то, что я сказал, в нескольких наставле­ниях молодым коллегам.

1. Стремитесь быть мастером своего дела. Избегайте жестких
исследовательских процедур. Старайтесь развивать в себе социологическое воображение. Избегайте фетишизма метода и техники. Своим творчеством защищайте права естественного, без высокомерных претензий, ремесла. Побуждайте каждого человека быть методологом для самого себя, своим собственным теоретиком. Старайтесь превратить теорию и метод в органичную часть своей практики. Стремитесь к научной самостоятельности и избегайте диктата над собой технических специалистов.

2. Бойтесь разноголосицы понятий и пустого многословия. Приучайте себя и других к простым и ясным суждениям. Используйте
сложные термины только в тех случаях, когда вы твердо уверены,
что они улучшат вашу ментальную восприимчивость, точность цитирования, углубят аргументацию.

Неразборчивость в средствах выражения – это способ, каким вам навязывают себя оценочные суждения читателей.

3. Шире пользуйтесь трансисторическими конструкциями, если
они принесут пользу в вашей работе: ройтесь в исторических подробностях проблемы. Стройте такие формализованные теории и модели, какие у вас получаются. Исследуйте в деталях даже самые незначительные факты и их связи, а также крупные и уникальные явления. Постоянно соотносите их с исторической реальностью. Формулируйте свою проблему в таких терминах. Не связывайте воедино личные заботы и общественные проблемы. И никогда не пишите более трех страниц без того, чтобы не иметь в уме хотя бы один твердый факт.

4. Не изучайте мелкие фрагменты друг за другом. Схватывайте
социальную структуру в целом, частями которой они выступают. В
термин крупной структуры отберите нужные вам фрагменты, а затем исследуйте их в деталях.

5. Помните, что главная ваша цель – сравнительное познание
когда-либо существовавших в мировой истории и существующих
ныне социальных структур. Систематизация должна быть разнообразной, в соответствии с интересующими вас темами и значимыми проблемами. Конструируйте свое исследование, подходите к выбо­ру методов и идей с выдумкой. Ваше исследование – часть того, частью чего вы сами являетесь. Оно не должно быть частью того, что навязывает вам непонятный научный жаргон и неограниченные претензии экспертов.

6. Всегда держите глаза открытыми образу человека, благодаря чему ваша работа приобретет какую-то ценность для людей, а также образцу истории, т.е. вашему представлению о том, как она со­вершается. Иначе говоря, формируйте и совершенствуйте широкий взгляд на исторические проблемы, проблемы биографии и соци­альные структуры, в которых пересекаются история и биография. Откройте свой взор разнообразию человеческих индивидуально­стей и образам эпохальных изменений. Используйте то, что вы уви­дите и что предстанет вашему воображению, – это ключ к изуче­нию богатства человеческой природы.

7. Помните, что вы продолжаете традицию классического социального анализа, поэтому воспринимайте человека не в качестве изолированного фрагмента реальности, а как действующее лицо на социальной и исторической сцене.

8. Не позволяйте общественным проблемам, как они официально сформулированы, и личным заботам, как вы их сами чувствуете,
определять то, что вы собираетесь изучать. Знайте, что личные за­
боты не всегда решаются сами по себе, их надо переинтерпретировать в терминах общественных проблем и исторических событий. Проблемы социальной науки, если они правильно сформулированы, должны включать как личные заботы, так и общественные вопросы, т. е. биографию и историю. На этом и основывается социологическое воображение.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Текст взят из: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение: Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М: Стратегия, 1998.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...