Особенности периода новорожденности
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. А. А. БОГОМОЛЬЦА «Утверждено» на методическом совете кафедры педиатрии № 2 с курсом медицинской генетики и неонатологии
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.П. Волосовец _________________________________ «____» ___________________ в 200 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Киев 2007
Актуальность темы. В различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. Такие возрастные особенности детей требуют создания для них, дифференцированных а зависимости от возраста, условий окружающей среды, питания, воспитания, профилактики и лечения заболеваний. Поэтому в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход, как к здоровым, так и к больным детям с учётом их возрастных морфологических и физиологических особенностей. Для использования такого дифференцированного подхода целесообразно разделить детство на отдельные периоды, определённым образом принципиально различные.
2. Конкретные цели: · Знать названия и продолжительность периодов внутриутробного и внеутробного развития ребёнка. · Знать основные анатомо-физиологические особенности детей в разные возрастные периоды. · Знать особенности патологических состояний в разные возрастные периоды. · Знать спектр основных заболеваний в разные периоды развития ребёнка.
· Знать наиболее вероятные исходы влияний терратогенных факторов на плод в различные его периоды внутриутробного развития.
Базовый уровень подготовки.
Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
4.2. Теоретические вопросы к занятию: 1. Продолжительность внутриутробного (гестационного) этапа и на какие фазы развития он делится. 2. Понятие о критических периодах развития ребёнка. 3. Характеристика фазы эмбрионального развития. Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в этот период. 4. Характеристика фазы плацентарного развития (раннего и позднего фетального периодов). Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в данный период. 5. Периоды внеутробного этапа развития. 6. Основные физиологические особенности неонатального периода. 7. Основные патологические состояния, характерные для неонатального периода. 8. Основные физиологические особенности грудного периода. 9. Основные патологические состояния, характерные для грудного возраста.
10. Основные физиологические особенности периода раннего детства (преддошкольного). Основные патологические состояния, характерные для данного возраста. 11. Основные физиологические особенности дошкольного периода. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста. 12. Основные физиологические особенности младшего и старшего школьного периодов. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста. Содержание темы
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
А. Подготовительный этап 1) период формирования наследственности 2) формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей 3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза
Б. Внутриутробный этап (270 - 280 суток) 1) герминальный, или зародышевый период (1 неделя с момента зачатия) и период приживления (40 часов) 2) фаза эмбрионального развития: а) собственно эмбриональный период (5-6 недель) б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – время формирования плаценты) 3) фаза плацентарного развития: а) ранний фетальный период (9 – 28 недель) б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)
В. Интранатальный период (период родов) Г. Внеутробный этап 1) период новорожденности (0 - 28 дней): а) ранний неонатальный (0 - 6 суток) б) поздний неонатальный (7 - 28 суток) 2) период грудного возраста (от 29 суток до 12 месяцев) 3) период молочных зубов (1 – 7 лет): а) преддошкольный период (младшего детства) (1 - 3 года) б) дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет) 4) младший школьный возраст (от 6 -7 до 11 лет) 5) период полового созревания, или старший школьный возраст (от 11 - 12 до 17 – 18 лет) Критические периоды: - время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов; - переход от одного вида обмена к другому; - переход от одного вида питания к другому; - должен завершиться более высоким уровнем адаптации.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 1. Интенсивное приспособление к новым условиям жизни: а) функционирование малого круга кровообращения и внешнего дыхания; б) переход на энтеральный путь питания. 2. Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, их функциональное несовершенство. 3. Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного, транзиторные (переходные) состояния периода адаптации. 4. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС). 5. Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов, незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкое содержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает 99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность от специфических (детских) инфекционных заболеваний.
6. В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесенной гипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционные заболевания (врожденные и приобретенные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|