Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности периода новорожденности

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. А. БОГОМОЛЬЦА

«Утверждено»

на методическом совете

кафедры педиатрии № 2 с курсом

медицинской генетики и неонатологии

 

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор А.П. Волосовец

_________________________________

«____» ___________________ в 200 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Учебная дисциплина Пропедевтика педиатрии
Модуль №  
Тематический модуль №  
Тема занятия Периоды детства
Курс  
Факультет Медицинский

 

Киев 2007

 

 

Актуальность темы.

В различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. Такие возрастные особенности детей требуют создания для них, дифференцированных а зависимости от возраста, условий окружающей среды, питания, воспитания, профилактики и лечения заболеваний.

Поэтому в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход, как к здоровым, так и к больным детям с учётом их возрастных морфологических и физиологических особенностей. Для использования такого дифференцированного подхода целесообразно разделить детство на отдельные периоды, определённым образом принципиально различные.

 

2. Конкретные цели:

· Знать названия и продолжительность периодов внутриутробного и внеутробного развития ребёнка.

· Знать основные анатомо-физиологические особенности детей в разные возрастные периоды.

· Знать особенности патологических состояний в разные возрастные периоды.

· Знать спектр основных заболеваний в разные периоды развития ребёнка.

· Знать наиболее вероятные исходы влияний терратогенных факторов на плод в различные его периоды внутриутробного развития.

 

Базовый уровень подготовки.

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
Нормальная анатомия Описывать строение органов и систем детского организма присущие разным возрастным группам.
Нормальная физиология Знать особенности функционирования органов и систем детского организма в различные возрастные периоды.
Гистология Знать фазы внутриутробного развития.

 

 

Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию

4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
Органогенез Образование внутренних органов плода.
Эмбриопатия Наиболее грубые пороки анатомического развития плода.
Фетопатия Негрубые аномалии развития, возникшие в ранний фетальный период.
Тератогенный фактор Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности.

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Продолжительность внутриутробного (гестационного) этапа и на какие фазы развития он делится.

2. Понятие о критических периодах развития ребёнка.

3. Характеристика фазы эмбрионального развития. Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в этот период.

4. Характеристика фазы плацентарного развития (раннего и позднего фетального периодов). Возможные исходы патологического влияния тератогенных экзо – и эндогенных факторов в данный период.

5. Периоды внеутробного этапа развития.

6. Основные физиологические особенности неонатального периода.

7. Основные патологические состояния, характерные для неонатального периода.

8. Основные физиологические особенности грудного периода.

9. Основные патологические состояния, характерные для грудного возраста.

10. Основные физиологические особенности периода раннего детства (преддошкольного). Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.

11. Основные физиологические особенности дошкольного периода. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.

12. Основные физиологические особенности младшего и старшего школьного периодов. Основные патологические состояния, характерные для данного возраста.

Содержание темы

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

А. Подготовительный этап

1) период формирования наследственности

2) формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей

3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза

 

Б. Внутриутробный этап (270 - 280 суток)

1) герминальный, или зародышевый период (1 неделя с момента зачатия) и период приживления (40 часов)

2) фаза эмбрионального развития:

а) собственно эмбриональный период (5-6 недель)

б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – время формирования плаценты)

3) фаза плацентарного развития:

а) ранний фетальный период (9 – 28 недель)

б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)

 

В. Интранатальный период (период родов)

Г. Внеутробный этап

1) период новорожденности (0 - 28 дней):

а) ранний неонатальный (0 - 6 суток)

б) поздний неонатальный (7 - 28 суток)

2) период грудного возраста (от 29 суток до 12 месяцев)

3) период молочных зубов (1 – 7 лет):

а) преддошкольный период (младшего детства) (1 - 3 года)

б) дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет)

4) младший школьный возраст (от 6 -7 до 11 лет)

5) период полового созревания, или старший школьный возраст (от 11 - 12 до 17 – 18 лет)

Критические периоды:

- время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов;

- переход от одного вида обмена к другому;

- переход от одного вида питания к другому;

- должен завершиться более высоким уровнем адаптации.

 

 

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

 

Возрастные границы Особенности критического периода
Внутриутробный период I триместр беременности (20 -70 дней после зачатия) Максимальная интенсивность процессов пролиферации клеток, дифференцирования тканей, формирования органов. Риск возникновения врожденных пороков развития.
Последний триместр беременности Ускорен рост массы тела. Риск возникновения внутриутробной гипотрофии, рождения недоношенного ребенка.
Перинатальный период Риск травматизации в родах. Переход ко внеутробной жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и возобновление массы тела.  
Неонатальный период Период значительной адаптации.  
Второе полугодие – второй год жизнь Переход на независимое от матери питание. Интенсивный рост и энергетический обмен.  
1-3 год Формирование высшей нервной деятельности.  
Раннее детство и дошкольный этап (2 – 7 лет) Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис), первое вытягивание в конце этого периода. Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы.  
Старший школьный период Половое созревание. Модуляция обмена веществ под воздействием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов, андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

1. Интенсивное приспособление к новым условиям жизни:

а) функционирование малого круга кровообращения и внешнего дыхания;

б) переход на энтеральный путь питания.

2. Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, их функциональное несовершенство.

3. Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного, транзиторные (переходные) состояния периода адаптации.

4. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС).

5. Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов, незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкое содержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает 99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность от специфических (детских) инфекционных заболеваний.

6. В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесенной гипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционные заболевания (врожденные и приобретенные).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...