1. Ожидания клиента.
2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.
3. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.
Способы влияния
| Возможные формы
| Содержание образа и типовые условия применения
|
Простое предложение
| «Я предлагаю Вам сделать такое...»
| Используется в ситуации, когда клиент фактически готов к предлагаемой действия, но через собственную нерешительность не может ее начать. Запрещается предлагать клиенту принятия жизненно важных решений.
|
Парадоксальная инструкция
| «Предлагаю Вам продолжать то, что Вы делаете»
| Доведение противоречий клиента до такого предела, когда становится очевидным их неконструктивный характер. Некоторые клиенты начинают осознавать примитивность переживаний, которые вызывает данная ситуация. Нельзя предлагать ригидным, склонным к застреваниям личностям.
|
Фантазирование
| «Представьте себе Вашу проблему. Опишите то, что Вы чувствуете, видите, слышите! Или на эту проблему можно посмотреть иначе? Попробуйте это сделать. А, возможно, мы сможем еще что-то заметить в этой ситуации? Или можно иначе объяснить поведение в ней других людей и свою собственную поведение?»
| Спектр действия очень широк. Используют для воспроизведения и анализа травмирующих обстоятельств, выявление особенностей реагирования клиента на психогенную ситуацию, а также для коррекции поведения и перенос клиента в подобную ситуацию. Один из основных приемов развития рефлексии. Формирует у клиента способность по-разному смотреть на травмирующий фактор. Применять следует постоянно. Недопустима оценка высказываний, действий, переживаний, мыслей клиента. Психолог принимает интерпретации клиента и только хочет сказать ему, что клиент несколько не учел в своем видении ситуации.
|
Приглашение клиента к новому видению ситуации
| «Поскольку мы с вами выяснили, какой психологический эффект может иметь место в данной ситуации, то попробуйте не торопиться с выводами, если столкнетесь с подобными обстоятельствами. Итак, какой вы видите вашу ситуацию?»
| Предусматривается обязательное расширение знаний и умений клиента о психологии, на базе которых клиенту предлагается четкая рекомендация: что психологически целесообразно делать в подобных ситуациях, а что делать не стоит.
|
Самораскрытие психолога перед клиентом
| «Вы знаете, со мной когда-то тоже случалось подобное... Отчетливо помню эти переживания. Как сейчас вижу себя в этой ситуации, свои действия, поведение.»
| Самораскрытие психолога заключается в том, чтобы максимально идентифицироваться с восприятием клиентом данной проблемы. Можно использовать в начале интервью для установления контакта с клиентом. На стадии поиска альтернативных путей решения проблемы психолог рассказывает, как бы он вел себя в подобной ситуации, показывает, как можно в этой ситуации действовать
|
Механизм «обратной связи»
| «Очень хорошо вас понимаю... Да, вам можно посочувствовать... Охотно верю, что сразу и не знаешь, что ответить в подобной ситуации.»
| Позволяет клиенту понять, как психолог воспринимает его жизненную ситуацию, и определить определенное эмоциональное отношение психолога к клиенту, в зависимости от четкости сигналов, посылаемых в ходе обратной связи.
|
Открытые вопросы
| «Кто Где? Когда? Почему? Как? Опишите в деталях вашу встречу с сыном после школы.»
| Позволяют получить дополнительную, относительно достоверную информацию о проблеме клиента. Часто используется при анализе ситуации.
|
Закрытые вопросы
| «Никак не могу понять, какую позицию вы занимаете: такую или...» (Дается точное описание каждого варианта поведения).
| Применяют в тех случаях, когда клиент отзывается неясно, противоречиво, уклоняется от ответа.
|
Повтор-перевод
| «Правильно ли я понял Вас? Вы говорите, что эта ситуация вызывает у Вас такие вот чувства...» (Дается их полное описание).
| Позволяет убедить клиента, что психолог его понимает, а также выяснить некоторые обстоятельства. Психолог анализирует ситуацию, поведение, действия, характерные переживания клиента.
|
Логическая цепочка
| «Давайте попробуем проследить логику Ваших рассуждений, которыми переживаниями могут сопровождаться события, какие действия и поступки они Вас подталкивают?»
| Прием показывает клиенту, чем на самом деле могут быть вызванные его переживания и позволяет ему спрогнозировать дальнейшие действия. Используют для обучения клиента прогнозированию, для иллюстрации ошибочности выбранного способа поведения вследствие логически ложных соображений.
|
Эмоциональное резюме
| «Давайте с Вами еще раз переживем тот момент. Вспомним все ошибки, отметим чувства, которые могли бы вызывать у Вас акцентированные обстоятельства.»
| Прием используется для облегчения понимания клиентом характера собственных переживаний, для выработки навыков «Видения» мыслей и чувств, умение говорить о них. Можно использовать в ходе всей работы с клиентом.
|
Вытекающее резюме
| «Итак, мы пришли с Вами к выводам, которые позволяют Вам изменить характер Вашего отношения к ситуации.»
| Позволяет подытожить интервью, помогает клиенту сделать обобщение и конкретные шаги в реальной жизни. Используют прием как в ходе интервью на отдельных этапах, так и в конце его, подводя общий итог разговору.
|