Раздел 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла учебного плана Программы подготовки специалистов среднего звена специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности. Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
Целью освоения дисциплины «Основы исследовательской деятельности» является развитие навыков научно-исследовательской деятельности, формирование основ культуры умственного труда, оказание методической поддержки обучающимся при проведении исследований и подготовке устных выступлений (презентаций) Задачами изучения дисциплины являются: 1. Изучение теоретических и практических аспектов научного познания и научно-исследовательской деятельности. 2. Формирование представления о системе методов научного исследования, методики организации научно-исследовательской работы. 3. Развитие практических умений обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствовании практики организации социальной работы. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь: У.1 определять предмет и объект исследования, формулировать цель и задачи исследования, составлять план научного исследования; У.2 подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам; У.3 выполнять поиск, накопление и обработку научной информации с использованием информационно-коммуникационных технологий; У.4 выполнять оформление учебно-исследовательских работ и их подготовку к защите У.5 публично защищать результаты собственного научного исследования. У.6 владеть приемами изложения научных материалов В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: знать: З.1 современное состояние науки как социокультурного феномена и ее значение для жизнедеятельности человека; цели и основные задачи науки, научных исследований; З.2 общую структуру и научный аппарат исследования; З.3 методы научного познания; 3.4 этапы организации исследовательской работы; З.5 виды и источники научной информации; способы поиска, накопления и обработки научной информации;
З.6 виды исследовательских работ и методику их выполнения; 3.7 способы представления результатов исследовательской работы; 3.8 правила оформления результатов исследовательской деятельности.
I ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1 Исследовательская деятельность как специфический вид человеческой деятельности | Значение и содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» и связь ее с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Специфика организации учебного труда на теоретических и практических занятиях. Роль дисциплины в достижении требуемого уровня компетенции выпускника. Исследовательская деятельность, ее сущность и особенности. Компоненты исследовательской деятельности: цель, мотивы, действия, результат. Общее понятие о науке. Исторические периоды развития науки. Понимание науки древними мыслителями и учеными. Философское понимание науки.Наука как социальный институт. Система научных учреждений в России. Инфраструктура научной работы. Научные кадры. Научная степень, научные звания. Наука как результат. Наука как система знаний. Структура научного знания. Функции науки. Наука как процесс (научная деятельность). Виды научной деятельности: индивидуальная и коллективная. Направления научной деятельности: фундаментальное, прикладное, разработки. Особенности труда ученого. Возможности карьерного роста в науке. Жизненный путь ученого. Научная этика. | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2 Научное исследование как результат исследовательской деятельности | Место и роль научных исследований в познавательной деятельности. Сущность научного исследования. Виды научных работ: реферат, научный отчет, тезисы доклада, научная статья. Фундаментальные и прикладные исследования. Научный стиль. Учебные научные работы. Цель, задачи и требования к курсовой работе, к дипломной работе. Структура научного исследования. Функциональная роль каждой части курсовой (дипломной) работы. | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|