Контроль состояния тела опор
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
3.1. Одним из самых распространенных повреждений опор мостов является разрушение раствора в швах каменной кладки опор мостов. Наибольшему разрушению подвержен раствор швов в пределах колебания горизонта вод и в подводной части опор, особенно в районе ледорезов. Признаками неисправности облицовки, а также блочной кладки опор являются: выкрашивание расшивки швов, выветривание кладки и выщелачивание раствора из швов между камнями (блоками), трещины как по швам, так и по целому камню. Глубина разрушения раствора заполнения швов определяется щупом. Если щуп входит в швы на глубину, превышающую толщину камней (блоков), т.е. процесс разрушения захватил уже ядро опоры, следует найти наиболее
ослабленное сечение и определить его очертание. Необходимо фиксировать наличие сдвигов и вывалов камней (блоков), наличие в них трещин, сколов. 3.2. В случае обнаружения в кладке опор трещин необходимо установить наблюдение за их состоянием и развитием (ставить маяки, делать отметки краской, производить измерения, составлять эскизы), выяснить причины возникновения трещин и принять меры по их заделке и ликвидации. В случае если трещины в опорах уходят под воду или имеются данные о повреждении кладки под водой, а также в случае деформации опор, необходимо произвести осмотр подводной части опор при помощи водолазов, произвести бурение скважин, заложить штольни и шурфы. Кроме того, необходимо провести контроль положения опор и щековых стен сводов (нет ли в них выпучивания, наклона, смещения), производя при этом соответствующие измерения, а в случае обнаружения деформаций немедленно принять необходимые меры. При обследовании опор наиболее ответственным этапом является изучение трещин, выявление причин их возникновения и динамики развития. Они могут быть вызваны самыми разными причинами и иметь различные последствия.
По степени опасности для несущих и ограждающих конструкций трещины можно разделить на три группы. 1. Трещины неопасные, ухудшающие только качество лицевой поверхности. 2. Опасные трещины, вызывающие значительное ослабление сечений, развитие которых интенсивно продолжается. 3. Трещины промежуточной группы, которые ухудшают эксплуатационные свойства, снижают надежность и долговечность конструкций, однако еще не способствуют полному их разрушению. Трещины могут быть поверхностными (в пределах облицовки) или глубокими, проникающими внутрь кладки. Характер трещин зависит от причин, вызвавших их появление. Возникновение трещин в опорах определяется локальными перенапряжениями, увлажнением бетона и расклинивающим действием льда в порах
материала, коррозией арматуры и действием многих труднопрогнозируемых факторов. Трещины, появившиеся в эксплуатационный период, разделяются на следующие виды: трещины, возникшие в результате температурных деформаций из-за нарушений требований устройства температурных швов или неправильности расчета статически неопределимой системы на температурные воздействия; трещины, вызванные неравномерностью осадок грунтов основания; трещины, обусловленные силовыми воздействиями, превышающими способность железобетонных и бетонных элементов воспринимать сжимающие или растягивающие напряжения. Следует определить положение, форму, направление, распространение по длине, ширину раскрытия, глубину, а также установить, продолжается или прекратилось их развитие. Значительные трещины, начинающиеся от фундамента и распространяющиеся к верху опоры, являются следствием слабости основания или фундамента.
Причиной появления сквозных продольных трещин, идущих от подферменников сверху вниз и, при их развитии, способных расколоть бык на части может быть наличие на быке двух неподвижных опорных частей или большого трения в подвижных опорных частях. При неравномерной осадке основания двухпутной опоры (обычно при пристройке под второй путь) могут также появиться трещины, раскалывающие опору. От плохо дренирующей и пучинистой засыпки между обратными стенками устоя может произойти сопровождаемый трещинами отрыв обратных стенок устоя. В шкафных стенках устоев при плохом состоянии кладки и наличии над ней стыков рельсов возможно появление трещин. Трещины в опорах могут появиться также от недостаточной прочности опор или их оснований, а также от воздействия на опоры продольных сил, вызванных, например, угоном пути на подходах к мосту, на которые опоры не рассчитаны. При образовании значительных трещин в теле опор или устоев или обнаружении смещения или наклона опор (что имеет особое значение для арочных,
неразрезных и рамных мостов), должны быть установлены причины дефектов и деформаций и организованы регулярные инструментальные наблюдения за положением опор. При необходимости должны быть с приняты мер по обеспечению условий безопасной эксплуатации сооружения. Мероприятия по ремонту мостов с деформированными опорами устанавливаются проектом в зависимости от причин деформаций, конструкции и состояния сооружения. При морозном пучении опор необходимо проводить противопучинные мероприятия в виде противопучинных обсыпок, утепления или предусматривать переустройство опор.
Начальник отдела эксплуатации искусственных сооружений Центра ИССО В. Цомиров
17 мая 2011г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|