Этапы развития менеджмента.
Понятие и происхождение менеджмента. Менеджмент- это совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличение прибыли. Менеджмент – это умение достигать поставленной цели используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент- это английское слово, которое произошло от латинского слова «manus». Изначально в Англии слово менеджмент означало искусство верховой езды или умение управлять лошадью. Позже этот термин был перенесен в сферу деятельности человека и под ним стали понимать область науки и практики управления людьми и организациями. Почему «Менеджмент» называется универсальной наукой. Менеджмент универсален. Если менеджер имеет фундаментальные знания по управлению, умеет применять их в конкретной ситуации и обладает способностью быстро адаптироваться к новой обстановке, то он сможет исполнить управленческие функции эффективно в любой организации и на любом уровне управления. Менеджмент универсален, т.к. он использует системный комплекс знаний включающий законы и принципы подтверждающие свою состоятельность в управленческом процессе. Эти знания могут применяться к любым видам деятельности человека(производство, образование,медицина, сельское хозяйство) и могут применяться на всех уровнях управления на всех организациях. Чем отличаются понятия «менеджер» и «предприниматель». Менеджер – это человек занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности. Понятие менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер- это и должность и профессия. С синонимами менеджер можно считать такие понятия как администратор, начальник, руководитель.
Предприниматель – это человек, предпринимающий что то по собственной инициативе, на свой страх и риск и рассчитывающий на собственные силы и средства. Отличительные особенности понятий «управление», «руководство» и «менеджмент». Управление – понятие широкое (управлять можно хим. Реакциями, машинами, людьми). Руководство- это влияние на людей для достижения определенной цели. Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния людей, но и некоторые другие действия: планирование работ, организация работ, мотивация работ, контроль за выполнением работ. Цели и задачи менеджмента. Цель- повышение эффективности предпринимательской деятельности и увеличение прибыли. Задачи: 1.обеспечение существования предприятия на рынке. 2.обеспечение маркетинга. 3.уменьшение загрязнения окружающей среды и рациональное использование ресурсов. 4.обеспечение инноваций. 5.организовать работу коллектива: сформулировать кадры предприятия, установить систему отношений между людьми, содействовать эффективности труда работников. Специфицеские особенности управленческого труда. 1.умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно- административный и воспитательный, аналитической и конструктивной, информационно- технической. 2. участие в создании материальных благ опосредственно, т.е. через труд других людей. 3.предмет труда руководителя- информация. 4. средства труда руководителя- – это организационная и вычислительная техника. 5. результат труда руководителя – управленческое решение. Основные принципы управления. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителя, по осуществлению своих управленческих функций.
1.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. Этот принцип означает: что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а руководители неценовых звеньев решают оперативные вопросы. 2.принцип плановости - постоянное обязательное планирование. 3. принцип научной обоснованности в управлении. Все действия руководителя должны осуществляться на базе научных методов. 4.принцип демократизации в управлении – участие в управлении, организации всех сотрудников. Организация – базовое понятие менеджмента. Общие черты организаций. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Трудовое формирование, чтобы считаться организацией, должно соответствовать следующим требованиям: 1.наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной организации. 2.наличие у этих людей единой цели. 3.эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для них цели. Общие характеристики организаций: 1.все организации используют ресурсы: люди, финансы, информация. 2. все организации функционируют в определенной внешней среде и зависимы от неё. Эта среда включает: экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, действующие законы, общественные взгляды. 3. разделение труда. Оно бывает: горизонтальным, вертикальным. Горизонтальное разделение – это разделение работы на составляющие компоненты. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях необходимо координировать и направлять. Вертикальное разделение труда- образует уровни управления. 1.менеджеры высшего уровня управления (топ-менеджеры). Они осуществляют управление организацией в целом. К этому уровню можно отнести: ген. Директор, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер. 2. менеджеры среднего уровня (мидл менеджеры). Они координируют работу менеджеров низшего уровня и высшего уровня. К мидл менеджерам относятся: начальники цехов, отделов, служб, ведомств и т.д.
3. менеджеры низшего уровня (супервайзеры). Они организуют работу непосредственных подчиненных (рабочих). К ним относятся: мастер и ниже. Этапы развития менеджмента. 1 этап Древнегреческий (9-7 тыс. до н.э. по 18 в н.э.). На этом этапе происходило накопление опята в области управления. Примеры: 1. Древний Египет. Египетские пирамиды- это памятник управленческого искусства древних Египтян. 2.древняя Греция. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать по камню, по железу и по дереву, т.к. он не может преуспеть всюду (разделение труда). Сократ анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности говорил о том общем, что составляет основу их труда, т.е. об универсальности управления. Говоря об обязанностях руководителя Сократ отмечает что в сущности они одинаковы. Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний (об универсальности управления). 2 этап Индустриальный (1776-1890 гг.). В этот период происходило возникновение теории менеджмента. Например, Адам Смит, его работа «Богатство Наций» 1776 год. В этой работе Адам Смит рассматривает влияние приема разделения труда на повышение производительности, в частности он анализирует производство булавок. Адам Смит утверждает,что за счет разделения труда, производительность труда вырастает в сотни раз. 3 этап Систематизаций (1856-1960 гг.). В это время появилось много различных учений по управлению, и их необходимо было систематизировать. Появляются различные школы управления:1.школа научного управления. 2.административная школа управления. 3. Школа человеческих отношений. 4.школа поведенческих наук. 4 этап Информационный (1960- по наше время). Появление данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|