Направления повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций
Деятельность Банка России в ближайшие годы будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов [19, c. 480]. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Банка России. Банком России будет продолжена работа по поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области многих банков в единую универсальную платежную систему. Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все ее технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. [27, c. 270] Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять: - прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения. Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга [10, c. 315]: – открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; – разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.
Таблица 15. Общее время, затрачиваемое контролерами
Исходя из данных таблицы 15 можно сделать следующие выводы: общее время, затрачиваемое контролерами составляет 230 мин, а после внедрения предложенных мероприятий по ускорению платежей оно стало составлять – 157 мин. это на 73 мин. улучшает работу контролера и сокращает время непосредственного обслуживания клиентов. Таким образом, предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности: время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Заключение
Тема дипломной работы актуальна тем, что на данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране. В первой главе рассматривали теоретические аспекты рассчетно-кассовых операций в кредитных организациях. Организация расчётно-кассового обслуживания базируется на следующих принципах: списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и законом. Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В настоящее время прием наличных денежных средств кассами банка производится на основании Положения ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01 октября 2002 года №199-П. Выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания от качества работы банка клиенты» любого банка. Для выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке кассовой наличности в каждом отделении сбербанка создаётся отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений: приходных касс; расходных касс; приходно-расходных касс; разменных касс; касс пересчёта. Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой, а при наличии более 3-х подразделений вводится должность начальника отдела кассовых операций. Персональную ответственность за полную сохранность ценностей в кассах, состояние кассовой работы несут: управляющий; начальник отдела кассовых операций; главный бухгалтер; заведующий кассой; кассиры.
Для определения экономического интереса коммерческих банков необходимо провести анализ расчётно-кассовых операций коммерческого банка по следующему алгоритму: 1. Анализ выполнение плана по среднедневным остаткам на счетах клиентов 2. Анализ клиентской базы: – Группировка крупных, средних клиентов и клиентов сферы малого бизнеса по размеру среднедневного остатка средств на счету – Анализ движения безналичных расчетов с юридическими лицами 3. Анализ динамики объема документооборота (платежных поручений) через расчетно-кассовый центр ЦБ и корреспондентский счет другого банка 4. Анализ статистики по необработанным документам. 5. Анализ лимита максимального остатка кассы. Во второй главе провели анализ и дали оценку рассчетно-кассовым операциям в Белгородском ОСБ №8592. Белгородского ОСБ №8592 – это филиал Сбербанка России, который не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России и действует на территории г. Белгорода Белгородской области. Филиал осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России. В 2006 году банк увеличил не только объемы активов и прибыли, но и улучшил показатели рентабельности практически по всем составляющим по сравнению с 2005 годом. На протяжении 2005 года филиал продолжал увеличивать собственную ресурсную базу путем привлечения новых клиентов и расширения ассортимента современных депозитных ресурсов. Однако в общей сумме банковских ресурсов учреждения филиала на долю собственных средств приходится на начало 2004 года – 63,5%; на 2005 г. – 65,7%, и на 2006 г. – 68,6%, а на долю привлеченных 36,5%; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2006 года увеличились по сравнению с 2005 годом на 2,9%, а привлеченные уменьшились на 2,9%. Среднесписочная численность работников банка увеличилась с 207 работников в 2004 году до 209 человек в 2006 году.
Фонд заработной платы также увеличился в 2004 году он составил 28082230,9 руб., в 2005 году – 30872854,7 руб., а в 2006 году – до 33663478,5 руб. это на 2790623,8 руб. больше чем в 2005 году. Общий объем мобилизованных ресурсов на протяжении 2005 года увеличился на 3 млрд. 709 млн. 272 тыс. руб., а на 1 января 2006 года – на 5 млрд. 437 млн. 392 тыс. руб. Белгородского ОСБ №8592 имеет право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в рублях и иностранной валюте: привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком; осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов. Стратегической задачей Белгородского ОСБ №8592 депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам. Количество клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2006 г. в Белгородском ОСБ №8592 составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. руб. По состоянию на 1 ноября 2007 года в отделении открыто 52 бюджетных счета. Счетов Федерального бюджета нет. Большинство счетов открыто для финансирования из местного бюджета для школ, детских садов и больниц. Остатки на бюджетных счетах составили 1280,3 тысяч рублей, среднедневной остаток – 2390,9 тысяч рублей. В настоящее время среди клиентов Белгородского ОСБ №8592 есть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса. Количество крупных клиентов в 2006 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. руб. Средний бизнес представлен предприятиями различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2006 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. руб. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.
В Белгородском ОСБ №8592 документооборот в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). В третьей главе рассматривали предложенные направления по совершенствованию расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592. Внедрение электронного документооборота позволяет значительно сократить время прохождения платежей, благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП и ЭПД, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского отделения Сбербанка №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Для улучшения качества работы банка мы предлагаем воспользоваться таким программным продуктом как система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», по мнению многих экспертов, она является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплекта системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС. Предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности: время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2. – М.: «Ось-89», 2004. 2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 3. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Положение ЦБРФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01.10.2002 г. №199-П 5. Положение ЦБР от 5 января 1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изм. и доп. от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.) 6. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г., 11 июня 2004 г.) 7. Аверченко В.А., Сильвестров С.Н., К вопросу о безналичном денежном обращении в России // Банковское дело. – 2004. – №4. – с. 15–17. 8. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи, 2007. – 423 с. 9. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2002. – 511 с. 10. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. – 415 с. 11. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 564 с. 12. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статисика, 2004. – 592 с. 13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Логос, 2006. – 387 с. 14. Белов В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2005. – №12. – с. 17–21. 15. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2005. – №1. – с. 15–19. 16. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2004. – 412 с. 17. Бломштейн Г.Д. Саммерс. Б.Д. Банковское дело и платежная система. – М.: Дело, 2005. 493 с. 18. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2006. –147 с. 19. Ван ден Берг П. Операционная и финансовая структура платежной системы. – М.: ЮНИТИ, 2005. 569 с. 20. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2003. – №12. – с. 12–17. 21. Горюхин Б.Н., Гузов К.О., Фатуев В.А. Оценка периода использования остатков денежных средств на расчетных счетов клиентов // Банковское дело. – 2004. – №1. – с. 23–25. 22. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: ОРКЕСТР, 2003. – 496 с. 23. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2004. – 312 с. 24. Коган М.Л. Предприятие и банк. – М.: Аркаюр, 2003. – 302 с. 25. Коттер Р., Коммерческие банки. – М.: Прогресс, 2003. – 501 с. 26. Кузьмин О. «Клиент-Банк» и программы распознавания отсканированных платежных поручений // Банковское дело в Москве. – 2005. – №4. – с. 37–41. 27. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 320 с. 28. Ломан Э.Д. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 2003. – 381 с. 29. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 457 с. 30. Мехряков В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг // Банковское дело. – 2006. – №7.–с. 12–14. 31. Миловидов Д.А. Современное банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 335 с. 32. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. – 2004. – №7. – с. 31–35. 33. Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 259 с. 34. Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. – М.: Банки и биржи, 2007. – 299 с. 35. Подпорин Ю., Безналичные расчеты под защитой // Экономика и жизнь. – 2004. – №19. 36. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 325 с. 37. Саркисянц А. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета Интернет. – 2001. – №5–6. 38. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. – М.: Банки и биржи, 2005. – 453 с. 39. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М.: АНТИДОР, 2006. – 268 с. 40. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 446 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|