Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и классификация методов управления.




Метод управления – это совокупность приёмов и способов целенаправленного воздействия на управляемый объект – трудовой коллектив – для достижения поставленных предприятием целей.

Методы менеджмента могут применяться как к коллективу в целом, так и к каждому сотруднику в частности.

Характеризуя методы управления необходимо обратить внимания на вопросы направленности, содержания и организационной формы:

· Направленность методов управления заключается в вопросе определения объекта управления. Так, методы могут воздействовать на работу предприятия в целом или его отдела, подразделения, или конкретного работника;

· Содержание методов заключено в специфике используемых приёмов и способов воздействия на выбранный объект;

· Организационная форма методов предполагает воздействие методов на ситуацию, сложившуюся в ходе деятельности выбранного метода.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Характеристика методов Группы методов  
организационно - распорядительные (административные) экономические социально - психологические  
 
Мотив Чувство долга, желание работать в данной организации, соблюдение дисциплины Экономичность, материальные Социальные, психологические, политические, семейные, культурные  
 
 
Способ воздействия Прямые приказы Косвенные: заработная плата, премия, участие в прибылях Косвенные: похвала, вовлечение в деятельность, создание традиций  
 
 
Каналы воздействия Организационная структура, система подбора и расстановки кадров, нормирование труда Экономический механизм: система оплаты, материальная оплата Социальный механизм: личностный, групповой, взаимоотношения, роли и статус  
 
 

 

Таким образом, все методы менеджмента можно разделить:

· На организационно – административные (административные), основанные на прямых директивных указаниях работникам.

· Экономические, связанные с выполнением ожиданий работника относительно финансового стимулирования;

· Социально – психологические, которые применяются с целью повышения социальной активности сотрудников.

Экономические методы и их реализация

Более эффективными можно считать косвенные методы воздействия на работников предприятия. Косвенные методы подразумевают постановку задач и создание стимулов к трудовой деятельности. При хорошем подборе мотивирующих достигается достаточно высокий эффект от управленческого процесса. Именно такими качествами обладают экономические методы управления.

Использование экономических методов способствует выявлению новых возможностей, резервов, поскольку данная система направлена на учёт экономических интересов всех участников производственного процесса. Сложность использования данного метода заключается в необходимости создания условий, в которых экономические методы были бы не только действенными, но и целенаправленными. Для этого надо изменить методологию планирования, в частности:

· Принять стабильные нормативы, позволяющие более чётко определять объём тех ресурсов, которые могут быть оставлены в распоряжении подразделения;

· Разрабатывать общие показатели выполнения плана и средства их выполнения.

В результате успешного действия экономических механизмов создаётся ситуация, в которой коллектив предприятия побуждается к действиям не столько приказами и директивами, сколько экономическим стимулированием. На основании применения экономических методов управления следует развивать и все остальные методы управления.

Социально – психологические методы

Жизнедеятельность человека, а, следовательно, и трудовой процесс зависят от психологического состояния личности.

Организационно- распорядительные методы.

Организационно – административное воздействие включает в себя следующие компоненты:

· Виды и типы воздействия;

· Адресат;

· Постановку задач и определение критериев его выполнения;

· Установление меры ответственности;

· Инструктаж подчинённых.

Всё это предполагает прямое воздействие на процесс производства и труд персонала. Прямое воздействие, в свою очередь, предполагает непосредственную связь руководителя и подчинённого.

Организационно – административные методы опираются на власть руководителя, предоставленную ему в рамках организационной структуры предприятия. Таким образом, руководитель – администратор и основной субъект данной деятельности. Следует учитывать, что административные методы управления и администрирование – различные понятия, поскольку:

· Администрирование представляет собой только субъективные методы управления;

· Организационно – административные методы означают использование в управлении приказов и распоряжений, отдаваемых в устной или письменной форме. Кроме того, сюда же включается и контроль за их выполнением.

Использование организационно – административных методов призвано обеспечить чёткое выполнение работ и поддержание трудовой дисциплины. Данные методы регламентированы правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, а так же внутренними инструкциями предприятия, должностными обязательствами его сотрудников.

При использовании организационно правовых методов возможны три формы их проявления:

· Обязательное предписание – приказы или запреты, на какую либо деятельность;

· Согласительная форма, предполагающая использование консультаций и принятие компромиссных решений;

· Рекомендательная форма, подразумевает указания в форме советов и разъяснений, по какому – либо вопросу, а так же в форме предложений.

Организационно – административные методы отличает чёткая адресность указаний и обязательность их выполнения. Невыполнение директив в срок влечёт за собой определённые санкции по отношению к провинившейся стороне. То есть организационно – административные методы – это методы принуждения.

Система подчинения формируется в каждом коллективе в зависимости от методов руководства.

Существуют 3 типа подчинения:

· Вынужденное и навязанное извне. Данный тип самый непродуктивный, поскольку работник чувствует себя закрепощённым, повязанным инструкциями и указаниями, следовательно, угнетённым.

· Пассивное подчинение. Оно связано с ощущением удовлетворённости работников от, того, что им нет надобности принимать самостоятельные;

· Осознанное подчинение – идеал, которого достаточно сложно достигнуть. Данная форма основана на чётком осознании работником своей роли на предприятии и принятии его целей как важных и значимых для себя лично.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...