Позитивистская социология Огюста Конта
Возникновение социологии. Социологический проект О. Конта. Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии. 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);
2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О. Конт считается основоположником социологии. Конт ставил задачу создать новую науку и назвал ее "позитивная философия". Философия, изучая общество, должна давать конкретные знания об обществе, основанные на наблюдении, экспериментах, - знания, которые можно использовать на практике. Конт считал создание философского позитивизма и социального позитивизма. Позитивизм – это ориентация на знания, полученные из эмпирического опыта. Идеалом является – естествознание. Второе название, которое он предложил – это социальная физика. Эта наука должна быть конкретной, как физика, но изучать общество. Замысел Конта реализовался, потому что он стал одним из создателей науки об обществе.
Позитивистская социология Огюста Конта Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта. Огюст Конт родился в Монпелье в 1798 г в семье чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент.
О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-филосовской эволюции общественной мысли. В своей работе «Курс позитивной философии» (1910), Конт рассматривает «закон трех стадий» развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Интерес к социальному прогрессу побудил Конта заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией. При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда останется относительным, в зависимости от нашей организации и нашего положения в ней. С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, но и уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству. Конт выдвигает ряд положений о классификации наук, объективной основой которой являются различные формы движения материи. В предложенной классификации науки располагаются от более общих к более частным и более сложным для изучения, а потому результатом их изучения явилось менее точное значение. Одно из первых мест в этой классификации занимала метафизика, которая ранее других перешла в позитивную стадию, затем астрономия, физика и другие естественные науки. На последнем месте была социология - наука об обществе, которое Конт представлял как функциональную систему, основанную на разделении труда.
Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям. По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально - философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.
Заключение Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации - социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире. Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей - О. Конта - заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1. победа альтруизма над эгоизмом; 2. рост социальных чувств; 3. обеспечение легкой и приятной жизни; 4. быстрое развитие материальной культуры общества; 5. справедливость и мир.
Основной смысл социального учения Огюста Конта – развитие исторического разума – исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Возникает вопрос: если история человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы:
1) Раса. Конт считал, что каждая раса имеет свои склонности к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность к эмоциональной, чувственной деятельности. Это представляется Конту моральным превосходством. Разные народы не развивались одинаково, ибо имели разные предпосылки к освоению своей социокультурной среды. 2) Климат. Различие предпосылок к освоению природы Конт связывал с разным климатом и географической средой. Климат - это совокупность естественных условий, в которых оказался народ. Через преодоление климата, народ двигается к прогрессу. В этом смысле Конт продолжает линию географического детерминизма. 3) Политическая деятельность. При рассмотрении политической деятельности, Конт стремится показать, что реформы, революции, не могут изменить ход исторических событий. В качестве примера – политическая деятельность Наполеона, который не понял смысла истории. Его попытка реставрировать военный режим потерпела фиаско, т. к. он ошибся в определении характера эпохи. Теория Конта, утверждавшая, что человек не может изменить ход событий, была направлена против реформаторов, революционеров, утопистов, всех – кто хотел изменить общество. По Конту, общественная жизнь может лишь немного видоизменяться, а не спонтанно управляться человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|