Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство двигателя и рекомендации по техническому обслуживанию

Подготовка нового мотоцикла к эксплуатации

1. Снять консервационную смазку деталей ветошью, смоченной бензином или керосином.

2. Зарядить аккумулятор, поставить на место и включить в цепь (минус на «массу»). Перед приведением аккумуляторной батареи в рабочее состояние ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации на аккумулятор.

3. Залить масло в воздухофильтр (если фильтр контактно-масляный).

4. Проверить наличие смазки в двигателе, коробке передач, главной передаче и при необходимости добавить. Уровень масла в картере должно быть не выше верхней и не ниже нижней меток на щупе при вывернутой пробке.

5. Проверить работу тормозных механизмов.

6. Проверить и подтянуть резьбовые соединения.

7. Перед заправкой бензобака необходимо достать из сумки ЗИП

обжимные кольца и установить их на бензошланги.

Примечание. Агрегаты мотоцикла заправлены маслом в соответствии

с сезоном, в котором выпускается мотоцикл.

В случаях разгерметезации при транспортировке гидропривода

тормозов, систему следует прокачать.

. Пуск двигателя

Перед пуском двигателя следует:

- установить основное нейтральное положение скоростей (между 1 и 2 передачами) механизма переключения передач. При этом должна загореться зеленая лампа нейтрали на щитке приборов при включенном зажигании;

- открыть бешокран, поставить его рычажок в положение «I» (открыт);

- нажать на утолители карбюраторов и убедиться в том, что топливо поступило из бака и поплавковые камеры наполнились.

ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ имеет три фиксированных положения 'ключа:

1. Ключ находится в положении 0 (крайнее левое) - все потребители выключены.

2. Ключ повернут по часовой стрелке в положение 1 - движение.

3. Ключ повернут по часовой в положение 2 - стоянка

(включены габаритные огни).

В положении 0 и 2 ключ можно вынуть из замка зажигания.

 

РЫЧАЖОК воздушной заслонки расположен с левой стороны коробки передач на трубе воздушного корректора (если воздушный фильтр контактно-масляный). При перемещении рычажка вверх всасывающее отверстие корректора закрывается. Если мотоцикл укомплектован воздушным фильтром, имеющим бумажный фильтрующий элемент, рычажок воздушной заслонки находится на входном патрубке корпуса фильтра.

Если мотоцикл имеет двигатель, оснащенный электрозапуском, следует учитывать некоторые особенности:

- при запуске нового двигателя или в холодное время года перед включением стартера надо установить карбюраторы в режим обогащения, прикрыть рычажок воздушной заслонки, повернуть двигатель несколько раз кикстартером, немножко приоткрыть воздушную заслонку и только после этого можно включить электрозапуск.

Включение стартера осуществляется кнопкой, расположенной в корпусе правого переключателя на руле мотоцикла.

В электросхеме системы запуска предусмотрена блокировка, исключающая поворотное включение стартера при работающем двигателе.

Предупреждение.

На первых моделях мотоциклов блокировка отсутствовала, ПОЭТОМУ следует учитывать, что во время запуска продолжительность проворачивания двигателя стартером не должна превышать 10 секунд при разовом включении. Повторное включение стартера допускается только через 30 секунд после полной остановки маховика. Не допускается включение стартера при вращающемся маховике (подкручивание двигателя). Как только двигатель запустился, следует тут же отпустить кнопку включения, т.к. в электросхеме не предусмотрено блокировочное отключение стартера.

Устройство двигателя и рекомендации по техническому обслуживанию

Двигатель мотоцикла «Урал» двухцилиндровый четырехтактный карбюраторный с воздушной или жидкостной системой охлаждения, конструкция которого показана на рисунках 3,4,5.

Рис. 3. Конструкция двигателя с жидкостной системой охлаждения:

1. Двигатель. 2. Радиатор. 3. Жидкостной насос.

Система охлаждения

На мотоцикле может быть установлен двигатель с системой охлаждения от встречного потока воздуха или с принудительной жидкостной системой. Схему работы жидкостной системы охлаждения см. на рис. 4.

Обслуживание жидкостной системы охлаждения:

При ежедневном осмотре перед выездом необходимо проверить наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень должен быть не ниже 2/3 объема бачка. Необходимо также следить за герметичностью системы в соединениях системы. Слив охлаждающей жидкости осуществляется следующим образом:

- открыть пробку радиатора;

- отвернуть сливное отверстие в корпусе водяного насоса;

- для полного слива охлаждающей жидкости следует отвернуть винты, расположенные в нижней части рубашки охлаждения цилиндров.

Заправку охлаждающей жидкости производить следующим образом:

- снять пробку заливной горловины правого радиатора;

- вывернуть датчик включения вентилятора (термовыключателя) из верхнего бачка левого радиатора;

- произвести залив охлаждающей жидкости через эти отверстия до полного заполнения радиаторов;

- отвернуть два винта в верхней части цилиндров двигателя, расположенных в штуцерах рубашки охлаждения, для выпуска воздуха из системы;

- завернуть винты после появления жидкости в отверстиях штуцеров;

- заполнить радиаторы охлаждающей жидкостью до стабилизации уровня в верхних бачках радиаторов;

- установить датчик включения вентилятора (термовыключателя) на место и закрыть пробку радиатора;

- отвернуть пробку расширительного бачка и залить охлаждающую жидкость в количестве 0,2 литра;

- запустить двигатель и прогреть его на холостых оборотах в течение 10 минут;

- проверить уровень охлаждающей жидкости в обоих радиаторах и расширительном бачке, при необходимости долить;

- при заправке охлаждающей жидкости возможны потери от 3 до 5% от общего объема заливаемой жидкости.

-

- 1. Рубашка охлаждения цилиндра. 2. Жидкостный насос. 3. Термостат. 4. Радиаторы. 5. Расширительный бачок.

-

- Рис. 5. Конструкция двигателя с воздушной системой охлаждения

- Уход за двигателем

- При профилактическом осмотре надо очищать двигатель от грязи и пыли, обращая особое внимание на чистоту ребер, т.к. их загрязнение ухудшает охлаждение двигателя. В период обкатки мотоцикла, не реже чем через 2500 км пробега, проверять регулировку тепловых зазоров клапанов. Регулировать зазоры необходимо на холодном двигателе. Через каждые 10 тысяч км пробега нужно снимать цилиндры и их головки, очищать от нагара, поршни и клапаны очищать от нагара, не отсоединяя при этом поршней от шатунов, производить притирку клапанов.

- На мотоцикле вентиляция картера двигателя закрытого типа, т.е. вывод картерных газов замкнут на воздушный фильтр.

- В зимний период при температуре ниже -10°С рекомендуется снимать шланг с воздушного фильтра во избежание замерзания конденсата.

- Регулировка клапанов

- Между стержнем клапанов и толкающим (большим) плечом коромысла должен быть тепловой зазор 0,1-0,01 мм.

- Регулировать зазоры следует после притирки клапанов или частичной разборки клапанного механизма.

- Для регулировки зазоров в двигателе надо снять крышку головки и слить скопившееся масло. Затем рычагом пускового механизма проворачивать коленчатый вал. С началом закрытия впускного клапана регулируют зазор для выпускного клапана и с началом открытия выпускного клапана регулируют зазор для впускного клапана.

- Система смазки

- Смазка двигателя мотоцикла комбинированная: часть деталей смазывается маслом под давлением от масляного насоса, часть разбрызгиванием.

- Для увеличения долговечности двигателя в системе смазки установлен полнопоточный бумажный фильтр (масляный фильтр). На маслоизмерительном стержне нанесены две риски, показывающие нижний и верхний предельные уровни масла. При проверке уровня масла надо протереть стержень и опустить его в картер, не завертывая пробку. Через первые 500 и каждые 2500 км пробега мотоцикла масло в картере двигателя нужно менять.

- Перед сливом масла двигатель следует прогреть. Лучше всего сливать отработанное масло сразу после возвращения из поездки. Одновременно сливают отстой из корпуса масляного фильтра. Перед заменой масла следует тщательно очистить от грязи поверхности пробок сливного и наливного отверстий картера и пробку масляного фильтра и снять выхлопные трубы. Перед установкой свежего масляного фильтра нужно окунуть фильтр в масло, подготовленное к заправке двигателя, установить в фильтр уплотнительную резиновую втулку, затем фильтр с втулкой надеть на наконечник пробки и завернуть пробку в переднюю крышку.

-. Залить свежее масло по верхнюю метку маслоизмерительного стержня, пустить двигатель и дать ему проработать 3-5 минут, что необходимо для заполнения маслом всех масляных каналов. Остановить двигатель, через 3-5 минут снова проверить уровень масла и долить до верхней метки щупа.

- Заправочная емкость системы смазки двигателя - 2,3 л. В зимнее время масло перед заливкой следует разогреть. Заливать масло из чистой посуды, не допускается попадание в картер двигателя пыли, грязи и влаги.

- Масляный фильтр рекомендуется заменять через 5000 км пробега. Перед сменой фильтра нужно промыть систему смазки двигателя. Для этого залить в картер 1-2 л. свежего масла (масло промывочное), запустить двигатель и дать ему проработать на малой частоте вращения холостого хода 2-3 минуты. Затем слить масло из поддона, крышек головок и полости масляного фильтра.

-

-

- Система питания Бензиновый кран:

- Рукоятка крана имеет три положения: I - кран открыт, II - кран закрыт, III - кран открыт на расход резерва.

- В резерве содержится около 2 л. Карбюраторы

- Двигатель мотоцикла имеет два взаимозаменяемых карбюратора. Мотоциклы могут быть укомплектованы карбюраторами К-65Т, К-68У и Йиков 2928СЕ (Чехия). Регулирование карбюраторов К-65Т, К-68У

- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной температуры; если при запуске были использованы воздушный корректор и пусковой топливный корректор карбюраторов, то воздушный корректор полностью откройте.

-

- Рис. 6. Бензиновый кран

- Для регулировки левого карбюратора:

- - ослабьте контргайку упора оболочки торса привода дросселя и заверните упор, обеспечив зазор 2-3 мм между оболочкой троса и

- упором;

- - снимите наконечник со свечи правого цилиндра и закоротите его любым способом на «массу»;

- - выверните винт подъема дросселя настолько, чтобы двигатель устойчиво работал на несколько повышенной частоте вращения, после чего заверните до отказа винт качества смеси холостого хода;

- - завинчивая винт подъема дросселя, уменьшите частоту вращения двигателя и, вывинчивая винт качества смеси, найдите такое его положение, при котором двигатель работал бы устойчиво.

- Выключив левый цилиндр, приступите к регулированию правого карбюратора. Порядок регулирования такой же, как и при регулировании левого карбюратора.

- Карбюраторы должны обеспечить одинаковую частоту вращения двигателя при работе одного (левого или правого) цилиндра на режиме холостого хода.

- Синхронность работы обоих цилиндров двигателя на различных режимах достигается одновременным поднятием дросселей правого и левого карбюраторов. Несинхронность работы может вызвать перегрев одного из цилиндров двигателя. Для достижения синхронности работы поворотом ручки подъема дросселей установите частоту вращения двигателя, соответствующую скорости 40-50 км/ч, а затем, снимая поочередно наконечник со свечи и, закорачивая его на «массу» то правого, то левого цилиндра, определите, изменяется ли при этом частота вращения двигателя.

- Регулирование состава смеси на режимах частичной нагрузки двигателя в зависимости от изменения климатических условий, времени года, индивидуальных свойств двигателя, степени изношенности карбюраторов и других факторов производится перемещением дозирующей иглы относительно планки. Заводской регулировкой обеспечено расстояние 71,5+-15 мм между нижней плоскостью планки и конусным концом иглы. Правильность регулирования положения иглы проверяется контролем над расходом топлива при эксплуатации. Уровень топлива в поплавковой камере устанавливается заводской регулировкой 13 +-1 мм от плоскости разъема корпуса и крышки карбюратора, в процессе эксплуатации регулировка не требуется.

-

Рис. 7. Схема карбюратора К-65Т:

1. Жиклер топливный холостого хода. 2. Жиклер топливный главный. 3. Камера поплавковая. 4. Распылитель главной системы. 5. Ось поплавка. 6. Прокладка. 7. Камера сопловая. 8. Распылитель главной системы. 9. Игла дозирующая. 10. Дроссель. 11. Планка дозирующей иглы. 12. Пружина дросселя. 13. Трос управления дросселем.

14. Направляющая троса. 15. Контргайка. 16. Упор оболочки троса.

17. Винт регулировочный подъема дросселя.

18. Крышка карбюратора. 19. Ограничитель подъема дросселя. 20. Корпус карбюратора. 21. Штуцер топливоприемный., 22. Утолитель поплавка. 23. Клапан топливный. 24. Поплавок. 25. Винт качества смеси холостого хода. 26. Рычажок управления пусковым корректором. 27. Плунжер. 28. Игла пускового корректора. 29. Жиклер пускового корректора. 30. Регулировочный элемент;

а) канал воздушный главной системы, б) канал разбалансировочный поплавковой камеры; с) отверстие переходное системы холостого хода;

d) отверстие эмульсионное системы холостого хода; е) канал воздушный системы холостого хода; g) отверстие дренажное;

А) корректор пусковой закрыт; В) корректор пусковой открыт.

Рис. 8. Общий вид карбюратора К-68У:

1. Упорный болт оболочки троса. 2. Винт регулировки качества смеси. 3. Винт подъема дросселя.

Регулировка карбюратора «Йиков»

1. Уровень топлива в поплавковой камере, измеряемый от разделяющей плоскости корпуса и поплавковой камеры при давлении 1.837 МПа - составляет 11+-1 мм.

2. При регулировке на холостом ходу каждый карбюратор

регулируется отдельно.

Для регулировки:

- заверните винт упора троса, обеспечив зазор 2-3 мм между тросом и винтом;

- снимите наконечник со свечи одного из цилиндров и закоротите его любым спососбом на «массу»;

- заверяйте винт 3 подъема дросселя настолько, чтобы двигатель работал устойчиво на минимальных оборотах;

- заверните до отказа винт 2 качества смеси, а затем выверните, примерно на 1 оборот;

- винтом 5 подъема дросселя отрегулируйте минимально устойчивые обороты холостого хода.

3. Регулирование состава смеси на режимах переменных нагрузок или, в зависимости от климатических условий, производится перемещением дозирующей иглы дросселя. Оптимальное положение защелки иглы -среднее, что составляет 49 мм от защелки до конца конуса иглы.

4. Синхронность работы обоих цилиндров двигателя достигается одновременным поднятием дросселей правого и левого карбюратора.

Рис. 9. Схема карбюратора «Йиков» 2829СЕ:

1. Корпус карбюратора. 2. регулировочный винт холостого хода. 3. Регулировочный винт дросселя. 4. Эмульсионная трубка переходной системы. 5. Жиклер переходной системы. 6. Эмульсионная трубка холостого хода. 7. Жиклер холостого хода.

УХОД ЗА КАРБЮРАТОРАМИ состоит из периодической (через 5000 км пробега) чистке и промывке деталей топливных и воздушных каналов. Промывайте детали и каналы чистым бензином, а при наличии обильных смолистых отложений - растворителем для нитрокрасок.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Промывка топливного клапана в растворителе может вызвать повреждение его эластичной уплотнительной шайбы и поэтому недопустима.

Промытые детали и каналы продуйте струей сжатого воздуха. Не прочищайте жиклеры и калиброванные отверстия карбюраторов проволокой и другими металлическими предметами.

В процессе повседневной эксплуатации мотоцикла следите за состоянием карбюраторов. Постоянное подтекавие бензина через дренажное отверстие свидетельствует о негерметичности топливного клапана.

Для устранения подтекания бензина промойте поплавковую камеру, топливоподводящий канал, проверьте состояние эластичной шайбы на топливном клапане.

Воздухофильтр

Работа контактно-масляного воздухофильтра основана на принципе последовательности очистки воздуха. По мере засорения воздухофильтра степень фильтрации воздуха снижается. Поэтому воздухофильтр следует периодически снимать, тщательно промывать в керосине или бензине, смачивать фильтрующий элемент маслом и заполнять ванну свежим маслом. Промывать фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 2500 км пробега.

При комплектации мотоцикла бумажным фильтрующим элементом его следует заменить. Для смены фильтрующего элемента воздушного фильтра следует разомкнуть боковую крышку фильтра и вынуть из корпуса фильтрующий элемент; Фильтрующий элемент следует заменять через каждые 5000 км пробега.

В период эксплуатации мотоцикла следует периодически проверять герметичность соединения и состояние уплотнения во всасывающем тракте, т.к. подсос неочищенного воздуха вызывает преждевременный износ деталей двигателя.

Выхлопная система

Выпуск отработанных газов двигателя осуществляется через систему выпускных труб и два глушителя, выхлопная система маркируется заводскими номерами в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.

Мотоциклы могут быть укомплектованы различными вариантами выхлопных систем.

Система зажигания

На мотоцикле установлена катушка зажигания Б204, имеющая два вывода для тока высокого напряжения. Каждый вывод питает одну из свечей цилиндра и работает в комплекте с прерывателем или электромагнитным датчиком. Зазор между разрядниками и клеммами высокого напряжения - 9 мм.

Рис. 10. Бесконтактная электронная система зажигания:

1. Катушка зажигания. 2. Магнитоэлектрический датчик. 3. Основание модуля зажигания. 4. Модуль зажигания. 5. Ротор.

Установка зажигания

На картере двигателя около маслозаливной горловины имеется отверстие, закрытое резиновой пробкой. У отверстия справа на картере двигателя нанесена риска с надписью «МЗ».

При снятой резиновой пробке через отверстие видна наружная поверхность маховика, на который нанесена стрелка острием в сторону надписи «МЗ» (момент зажигания). Установка зажигания производится следующим образом:

- проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами;

- совместить стрелку на маховике с меткой «МЗ» на картере двигателя;

- ослабить винты крепления корпуса и держателя крышки прерывателя;

- включить зажигание;

- присоединить контрольную лампу с патроном концом одного провода к клемме низкого напряжения катушки зажигания (проводу, идущему к прерывателю), а другим концом провода к «массе»;

- проворачивать корпус прерывателя до момента размыкания контактов (загорается лампочка). В этом положении закрепить корпус прерывателя.

 

При установке автомата совместите метки поводка и пластины. При отсутствии меток обратите внимание на правильное положение поводка. Окна на пластине, через которые видны пружины, должны быть прямоугольной формы (см. рис. 11).

Уход за прерывателем

При эксплуатации:

- не допускать ослабления контактов;

- следить за чистотой прерывателя и состоянием контактов.

-

- Рис. 11. Прерыватель ПМ302А:

- 1. Винт крепления неподвижного контакта. 2. Пластина упорная неподвижного контакта. 3. Зазор между контактами 0,4-0,5 мм. 4. Подвижный контакт прерывателя. 5. Автомат опережения зажигания. 6. Регулировочный винт. 7. Конденсатор.

- Установка момента зажигания с ВСЗ

- Установка момента зажигания производится по меткам, нанесенным на роторе и основании магнитоэлектрического датчика, а в процессе эксплуатации в корректировке не нуждается. Если из-за ремонта двигателя возникла необходимость в установке угла опережения зажигания, то необходимо:

- - совместить первую стрелку (с точкой) на маховике с меткой «МЗ» на картере двигателя;

- - ослабить винты крепления основания датчика и повернуть его так, чтобы риска на роторе совпала с риской «О» на основании, после чего затянуть винты.

- Когда после совмещения первой стрелки (с точкой) на маховике с меткой «МЗ» на картере двигателя риски на роторе датчика не окажется:

- - поверните коленчатый вал на 360°;

- - проверьте величину зазора между ротором и полюсами магнитоэлектрического датчика, при необходимости, отрегулируйте (величина зазора должна находиться в пределах 0,45 +-0,05 мм);

- - установите зазор между электродами свечей зажигания 0,8-1,0 мм. ПРИМЕЧАНИЕ. Для замены бесконтактной системы зажигания на серийную систему зажигания необходимо заменить магнитоэлектрический датчик с основанием на прерыватель ПМ302А и соединить согласно схеме зажигания.

- Свечи зажигания

- На мотоцикле установлены свечи А17В или 15 УС. Нижняя часть корпуса свечи имеет резьбу М 14х1,25 длиной 11 мм. Между нижним концом центрального электрода и боковым

- искровой зазор 0,5-0,65 мм.

Силовая передача

- Силовая передача мотоцикла состоит из сцепления, коробки передач, карданной и главной передач.

- Сцепление двухдисковое сухое. Нормальный свободный ход рычага обеспечивает полное включение и выключение сцепления. Регулируйте свободный ход двумя регулировочными винтами на тросе сцепления.

- Коробка передач

- Коробка передач четырехступенчатая с шестернями постоянного зацепления и подвижными муфтами выключения шестерен.

- РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ. Механизм переключения передач регулируют с помощью упоров (регулировочных винтов), ограничивающих поворот кривошипа механизма, следовательно, и ход передачи переключения. Для регулировки нужно:

- - установить нейтраль механизма переключения передач;

- - запустить двигатель и установить мотоцикл на подставку, затем выполнить следующие операции.

- Регулируют нижний упор. Установить сектор переключения передач в положение 2 передачи, фиксатор при этом попадает в соответствующую выемку сектора (положение 1, рис. 12).

- Нажимают рычаг назад (положение 2)для того, чтобы включить 3 передачу. Если нижний упор (регулировочный винт) отрегулирован правильно, то сектор проворачивается на необходимый угол и фиксируется в этом положении (положение 5). Если упор отрегулирован неправильно, то сектор после поворота (пол. 3,4) не стопорится фиксатором. Это легко обнаружить, покачивая валик

- сектора назад и вперед (на выступающем конце валика имеются лыски).

-

-

- Рис. 12. Схема регулировки механизма переключения передач:

- Регулируют верхний упор. Установить сектор переключения передач в положение, соответствующее 3 передаче (положение 6). Нажимают рычаг вперед - включение 2 передачи (положение 7). В этом положении сектор должен зафиксироваться. Если фиксация не происходит, что ощущается покачиванием валика сектора, значит верхний упор отрегулирован неправильно.

- Регулировка механизма переключения передач производится на заводе. Ее следует делать только в случаях переборки КП или систематического самовыключения всех передач. В случаях самовыключения одной из передач регулировку делать не следует, т.к. в этом случае необходима замена той шестерни вторичного вала, на которой передаче происходит самовыключение.

- Регулировка контакта датчика нейтрали

- При эксплуатации коробки передач может нарушиться контакт датчика нейтрального положения в коробке передач. Для регулировки следует:

- - установить механизм переключения передач в зафиксированное нейтральное (между 1 и 2 передачами) положение;

- - ослабить гайку крепления клеммы провода и гайку контровки винта датчика;

- - включить зажигание и, заворачивая и отворачивая винт датчика до соприкосновения с контактом на секторе, добиться загорания контрольной лампы зеленого фонаря на щитке приборов, предварительно проверив цепь контрольной лампы;

- - законтрить винт гайкой и закрепить клемму провода датчика.

- Уход за коробкой передач

- Через каждые 2500 км пробега проверять уровень масла в коробке передач (25-30 мм от плоскости заливного отверстия) и, если потребуется, доливать. В коробке не оснащенной стартером имеется щуп, уровень масла должен быть между верхней и нижней риской щупа.

- Через каждые 10000 км пробега необходимо заменять масло в коробке передач. Для этого отвернуть пробки сливного и заливного отверстий и слить масло. Затем завернуть сливную пробку и залить в картер не менее 400 см3 промывочного масла. Пустить двигатель на 2-3 минуты и промыть коробку передач. После этого слить масло и заправить картер свежим.

- Карданная передача

- Карданная передача состоит из упругого шарнира, карданного вала.

- Главная передача

- Главная передача выполнена в виде пары конических шестерен со спиральными зубьями.

- Главная передача может быть в двух вариантах - под тормоза барабанного типа и дискового.

-

- Рис. 13. Общий вид главной передачи под тормоз дискового типа

- 1. Картер. 2. Гайка сальника. 3. Клин карданного вала. 4. Гайка. 5. Шплинт. 6. Подшипник. 7. Ведущая шестерня. 8. Ступица с ведомой шестерней. 9. Подшипник. 10. Крышка главной передачи.

- Уход за карданной и главной передачами

- При техническом уходе нужно проверять затяжку гаек крепления главной передачи к рычагу маятника или рамы мотоцикла. На мотоцикле, где главная передача соединена с рамой реактивной тягой, следует проверять затяжку болтов и их шплинтовку. Усилие затяжки болтов - 4-5,6 кг/см. Несвоевременная подтяжка гаек приводит к разбалтыванию точек крепления и разрушению главной передачи.

- После первых 2500 км пробега заменить масло в картере.

- Через каждые 10000 км пробега мотоцикла нужно:

- - смазывать игольчатые подшипники крестовины кардана. Для этого снять главную передачу и через масленку шприцем заправить смазку в крестовину;

- - заменять масло в картере главной передачи. Для этого вывернуть пробки сливного и заливного отверстий и слить масло, залить в картер 100-150 см3 масла, применяемого для промывки, и промыть главную передачу, повертывая несколько раз карданный вал. Затем масло слить. В картер заправить 130 см3 масла ТАП15В. Уровень масла замеряется щупом. Уровень масла должен быть между верхней и нижней риской щупа.

Ходовая часть

- К ходовой части мотоцикла относятся: колеса, вилка передняя, рама, подвеска заднего колеса, седло-подушка.

- Рама мотоцикла имеет сварную конструкцию с дуплексным креплением головной трубы в верхней и несущей части. Задняя часть рамы мотоцикла представляет, обычно, рычажную подвеску, оснащенную пружинно-гидравлическими амортизаторами. В зависимости от модификации мотоцикла задняя часть рамы может быть выполнена в жестком бесподвесочном варианте крепления главной передачи и заднего колеса.

- Компоновка рамы предусматривает снижение центра тяжести мотоцикла, установку низкого седла водителя, крепление ряда деталей дополнительного оборудования: дуги безопасности, декоративных панелей, багажников (см. рис. 14-18).

- На мотоцикле устанавливаются сдвоенное седло-подушка или раздельные седла водителя и пассажира.

- Седло-подушка съемное. Для снятия седла-подушки отверните гайку, расположенную под передней частью седла, приподнимите седло и сдвиньте его впереД» Устанавливайте седло в обратной последовательности.

-

- Рис. 14. Рама мотоцикла ИМЗ-8.1230 «Соло Люкс»

-

- Рис. 15. Рама мотоцикла ИМЗ-8.1231 "Соло Классик"

-

- Рис. 16. Рама мотоцикла ИМЗ-8.1234 - 8.1235 «Вояж»

-

Рис. 17. Рама мотоцикла ИМЗ-8.1230 «Кобра»

-

Рис. 18. Рама мотоцикла ИМЗ-8.1237 «Вода»

На мотоцикле ИМЗ-8.1236 устанавливаются раздельные седла, они крепятся к раме мотоцикла с помощью защелок и для их снятия достаточно повернуть рычаг, расположенный с левой задней стороны седла водителя (см. рис. 19).

На мотоциклах ИМЗ-8.1235, ИМЗ-8.1231 предусмотрено болтовое жесткое крепление седел.

На мбтопикле ИМЗ-8.1230, оснащенном рамой без задней подвески, устанавливается седло водителя, подрессоренное пружиной, жесткость которой можно регулировать (см. рис. 20).

Рис. 19.

  1. Рычаг с защелками. 2. Раздельное седло. 3. Седло-подушка.

Рис. 29. Седло водителя:

1. Основание седла. 2. Пружина. 3. Шток регулировочный.

Для регулировки жесткости седла в кронштейне основания седла предусмотрены два отверстия. Перемещая шток по отверстиям одновременно ввертывая или вывертывая шток в наконечнике пружины, регулируются нагрузка и положение седла.

Вилка передняя

Вилка передняя телескопического типа с внутренними пружинами и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Щиток передний колеса не подрессорен, крепление которого может быть с помощью растяжек или кронштейнов, устанавливаемых на наконечники перьев вилки.


Рис. 21. Вилка передняя

1.Шайба защитная. 2.Сальник. 3.Траверса вилки. 4.Гайка стержня рулевой колонки. 5.Шайба опорная. 6.Шайба пружинная. 7.Болт затяжной. 8.Стержень рулевой колонки. 9.Гайка подшипника. 10.Подшипник верхний шариковый радиально-упорный. 11.Гайка затяжная. 12.Наконечник пружины верхний. 13.Кольцо уплотнительное кожуха. 14.Кожух пера с кронштейном фары. 15.Болт стяжной. 16.Мостик рулевой колонки. 17. Шайбы фрикционные. 18.Пружина. 19.Манжета. 20.Маижета сальника. 21.Пружина сальника. 22.Кольцо опорное. 23.Втулка верхняя. 24.Труба пера вилки. 25.Наконечник пера вилки. 2б.Штифт. 27-Трубка корпуса амортизатора. 2 8. Конус корпуса амортизатора.

29-Болт крепления амортизатора. ЗО.Втулка нижняя. 31.Направляющая амортизатора нижняя. 32-Поршснь амортизатора. ЗЗ.Кольцо пружинное. 34.Шток амортизатора. 35.Гайка трубки амортизатора. 36-Корпус сальника. 37.Шайба подвижня. 38.Подшипник нижний шариковый раднально-упорный. 39.Шайба неподвижная амортизатора руля. 40.Труба головная рамы. А.Полость подпоршневая Б.Полость надпоршневая.

Подшипники рулевой колонки

Регулировку подшипников нужно производить в такой последовательности:

- вывесить переднюю часть мотоцикла так, чтобы переднее колесо не касалось грунта;

- вывернуть затяжной болт амортизатора руля, снять пружинную и опорную шайбы;

- покачивая переднюю вилку (вверх и вниз) за конечники перьев, определить наличие люфта.

Устранение люфта производится затяжкой гайки стержня рулевой колонки, предварительно сняв верхнюю траверсу.

На некоторых моделях мотоциклов в рулевую колонку устанавливаются роликовые конические подшипники, регулировка которых производится так же гайкой стержня рулевой колонки.

Обслуживание вилки передней

Для мотоциклов ИМЗ-8.1230-ИМЗ-8.1232 в каждое перо вилки через вывернутые затяжные гайки заливают 135 см3 масла, применяемого для двигателя.

На мотоциклы ИМЗ-8.1234-ИМЗ-8.1237 в каждое перо вилки заливают по 160 см3 масла.

При сборке вилки передней необходимо обратить внимание на то, что между наконечниками пружины и гайкой, контрящей затяжную гайку, остался зазор 0,2-0,5 мм, обеспечивающий свободное вращение затяжной гайки со штоком.

Амортизатор руля

На мотоцикле установлен амортизатор фрикционного типа. Степень затяжки амортизатора руля выбирается в зависимости

от состояния дороги и скорости движения. На мотоциклах ИМЗ-

8.1234-ИМЗ-8.1237 амортизатор руля отсутствует.

Колеса

Колеса мотоцикла ИМЗ-8.1230 18-дюймовые с литым алюминиевым тормозным барабаном с короткими одинаковыми спицами (см. рис; 22).

Рис. 22. Колесо с литым тормозным барабаном:

1. Шина. 2. Обод. 3. Спицы. 4. Тормозной барабан. 5. Подшипники 6-7-8. Втулки ступицы колеса. 9. Сальник. 10. Гайка. 11. Контргайка.

Для дисковых тормозов с гидравлическим приводом устанавливаются колеса с алюминиевой или стальной ступицей, на которые закрепляются тормозные диски (рис. 23).


Рис. 23. Колесо для дискового тормоза:

1. Спицы. 2. Обод. 3. Диск тормозной. 4. Болт. 5. Ступица с подшипниками.

Регулировка подшипников колес

Долговечность подшипников колес обеспечивается регулировкой подшипников по мере износа беговых дорожек колес. После пробега мотоциклом 5000 км надо проверить состояние и отрегулировать затяжку подшипников. Регулировать подшипники необходимо в такой последовательности:

- снять колесо с мотоцикла,

- вставить и затянуть гайкой ось заднего колеса (без защитного колпака) с помощью втулки длиной 100 мм, внутренним диаметром 21 и наружным 25-30 мм или набора втулок указанных размеров;

- проворачивая ось (а не колесо на оси) и покачивая ее, определить наличие люфта;

- ослабить контргайку;

- завернуть гайку сальника до упора и затем ослабить ее на 1,6-1,8 оборота с таким расчетом, чтобы система ось-втулка вращалась без люфта, но свободно, без заеданий. Чрезмерная затяжка подшипников не рекомендуется;

- надежно затянуть контргайку, не нарушая регулировки

подшипников.

ПРИМЕЧАНИЕ. В конструкции ступиц колес могут быть применены

шариковые радиальноупорные подшипники, которые не требуют

регулировки.

Уход за ходовой частью

Необходимо проверять крепление узлов и деталей. При ослаблении крепления и наличии повышенных люфтов нужно подтянуть крепление, устранить люфты.

Смазку производить своевременно.

В период обкатки через каждые 300 км пробега следует проверять и регулировать натяжение спиц колес.

В послеобкаточный период проверять состояние и регулировать натяжейие спиц колес периодически, но не реже чем через 2500 км пробега.

Натяжение спиц проверяется при вывешенных колесах. Равномерность натяжения можно проверить постукиванием по спицам.

Через каждые 10000 км пробега заменять смазку в подшипниках ступиц и колес и регулировать подшипники колес.

Механизмы управления

К механизмам управления мотоцикла относят руль, приводы управления и тормоза.

Тормоза

На мотоциклах установлен передний дисковый тормоз с гидравлическим приводом.

Задний тормоз может быть двух типов, т.е. дисковый с гидравлическим приводом или барабанного типа с механическим приводом. На мотоциклах также могут быть установлены дисковые тормоза импортного производства.

Регулировка тормозов барабанного типа заднего колеса осуществляется изменением длин приводной тяги. На тормозах барабанного типа тормозные колодки имеют регулировочные болты, необходимые для компенсации износа накладок колодок.

Для нормальной работы тормозов между колодками и барабаном должен быть зазор 0,3-0,7 мм.

Для контроля зазора и величины износа тормозных накладок на картере главной передачи имеется смотровое отверстие, закрытое резиновой пробкой.

Тормоза с гидравлическим приводом не требуют регулировки. Осмотр состояния тормозных накладок можно производить без снятия колес. Колодки подлежат замене при износе накладок до толщины 1 мм. При замене колодок необходимо отвернуть болты крепления суппорта к наконечнику передней вилки или рычагу задней подвески или кронштейну рамы мотоцикла (в жестком бес подвесочном варианте рамы мотоцикла), снять скобу, сдвин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...