Трансформация страдания в покой
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Я читал об одном стоическом философе из древней Греции, который, когда ему сказали, что его сын погиб при несчастном случае, ответил: “Я знаю, что он не был бессмертным”. Является ли это уступанием? Если да, то я такого не хочу. Случаются ситуации, в которых уступание выглядит неестественным и даже бесчеловечным. Состояние отрезанности от своих чувств не является уступанием. Но нам неизвестно, каким было его внутреннее состояние, когда он произносил эти слова. В некоторых экстремальных ситуациях принятие момента Сейчас по-прежнему может быть для тебя невозможным. Но для того чтобы уступить, ты всегда получаешь второй шанс. Твой первый шанс – это в каждый момент уступать реальности настоящего момента. Зная, что то, что есть, уже не может быть изменено – просто потому что оно уже есть, – ты говоришь “да” тому, что есть, или принимаешь то, чего нет. Потом ты делаешь то, что тебе следует делать, чего бы эта ситуация ни потребовала. Если ты остаешься верным этому состоянию принятия, то ты больше не будешь создавать негативность, не будешь создавать страдание, не будешь создавать недовольство. Тогда ты будешь жить в состоянии непротивления, в состоянии благодати и света, свободным от необходимости бороться. Всякий раз, когда ты бываешь не способен сделать это, всякий раз, когда ты упускаешь такой шанс – по той ли причине, что не генерируешь достаточно осознанного присутствия для предотвращения расползания каких-либо стереотипов неосознанного сопротивления, или потому, что сложившиеся условия настолько экстремальны, что абсолютно неприемлемы для тебя, – всякий раз ты создаешь некую форму боли, некую форму страдания. Это может выглядеть так, будто сама ситуация создает это страдание, однако это не так – причиной тому твое сопротивление.
Тогда, для того чтобы уступить, у тебя появляется второй шанс. Если ты не можешь принять то, что окружает тебя снаружи, тогда прими то, что есть внутри. Если ты не можешь принять внешние условия – прими внутренние. Это означает вот что: не сопротивляйся боли. Позволь ей быть. Уступи горю, отчаянию, одиночеству или страданию, какую бы форму они ни приняли. Будь свидетелем, не вешая на это ментальных ярлыков. Прими это в свои объятия. Потом наблюдай за тем, как волшебная сила уступания трансмутирует тяжелое страдание в глубокое спокойствие. Это твое распятие на кресте. Позволь ему стать своим воскрешением и вознесением. Я не понимаю, как можно уступить страданию. Как вы сами подчеркнули, страдание является не-уступанием. Каким образом можно уступить не-уступанию? На миг забудь об уступании. Если твоя боль тяжела, то всякие разговоры об уступании могут казаться тщетными и бессмысленными. Если твоя боль глубока, то, скорее всего, у тебя появится гораздо более сильное желание избавиться от нее, чем примириться с ней. Просто ты не хочешь чувствовать то, что чувствуешь. Что может быть еще более заурядным? Но от боли не убежишь – просто некуда. Правда, есть много псевдо-выходов, таких как работа, выпивка, наркотики, гнев, отметание, подавление и так дале – но ни один из них не освобождает тебя от боли. Когда ты делаешь страдание неосознанным, оно не становится от этого менее интенсивным. Когда ты отрицаешь эмоциональную боль, то она загрязняет все, чем ты занимаешься и о чем думаешь, включая также и твои взаимоотношения. Ты излучаешь боль как энергию, а другие ее подсознательно принимают. Если они неосознанны, то могут почувствовать, что что-то заставляет их нападать на тебя или причинять тебе боль как-то иначе, либо ты сам можешь задеть их в тумане неосознанной проекции своей боли. Ты притягиваешь к себе и проявляешь то, что отвечает твоему внутреннему состоянию.
Когда из боли нет выхода, тогда всегда есть путь сквозь нее. Поэтому не отворачивайся от боли. Смотри ей прямо в лицо. Чувствуй ее целиком. Чувствуй ее – не думай о ней! Если это необходимо, то выражай ее, но не создавай в своем разуме ее описания. Направь все свое внимание на ощущение, а не на личность, не на событие или ситуацию, которые, как тебе кажется, породили ее. Не позволяй рассудку использовать эту боль для того, чтобы ты превратил себя в ее жертву. Чувство жалости к себе и пересказы своей истории другим людям будут удерживать тебя зажатым в тисках собственного страдания. Раз уж невозможно уйти от того, чтобы чувствовать боль, то единственной возможностью для перемен остается только войти в нее – иначе ничего не сдвинется. Поэтому направляй все свое внимание на то, что ты чувствуешь, и избегай ментальных определений. Погружаясь в ощущения, будь в высшей степени чувствителен и внимателен. Поначалу она может показаться тебе чем-то совершенно беспросветным и ужасным, но когда у тебя появится сильное желание отвернуться от нее, то просто возьми и наблюдай за ней, но ничего с ней не делай. Продолжай удерживать свое внимание на чувстве боли, продолжай чувствовать горе, страх, боязнь, одиночество, все, что там будет. Оставайся начеку, будь в присутствии – в присутствии со всем своим Существом, с каждой клеточкой своего тела. Так ты вносишь свет в темноту. Это и есть яркий и ясный свет твоего сознания. На этом этапе тебе уже больше не нужно будет беспокоиться об уступании. Это уже произошло. Как? Полное внимание и есть полное принятие, полное примирение. Фокусируя все свое внимание, ты используешь силу момента Сейчас, которой и является сила твоего присутствия. В ней не сможет уцелеть ни один затаившийся комочек сопротивления. Присутствие ликвидирует время. А при отсутствии времени ни страдание, ни негативность не могут выжить. Принятие страдания – это путешествие в смерть. Стать лицом к лицу с глубокой болью, позволяя ей быть, устремляя свое внимание внутрь нее, означает осознанно войти в смерть. Когда ты умираешь такой смертью, то понимаешь, что смерти нет – и бояться нечего. Умирает только эго. Представь себе луч солнечного света, который забыл, что является неотделимой частью солнца и сбивает себя с толку тем, что ему будто бы нужно биться за выживание и цепляться за какую-нибудь другую свою идентификацию, иную, чем солнце. Разве смерть этого заблуждения не станет для тебя невиданным освобождением?
Хочешь ли ты умереть легко? Хотел бы ты умереть хотя бы без боли, без агонии? Тогда каждый сущий миг умирай для прошлого и позволь свету своего присутствия высветить и придать блеск тому тяжелому и скованному временем “себе”, которого ты считаешь своим “я”. ?
ПУТЬ КРЕСТА Имеется множество сообщений от людей, которые говорят, что обрели Бога через свое глубокое страдание, и вместе с тем существует Христианское выражение “Путь Креста”, которое, как я полагаю, указывает на то же самое. Мы здесь ничего другого и не рассматриваем. Строго говоря, они не обрели Бога через свое страдание, потому что страдание включает в себя сопротивление. Они обрели Бога через уступание, через полное принятие того, что есть, внутрь чего их втолкнуло собственное сильнейшее страдание. На некотором уровне они должны понять то, что их боль была создана ими самими. Каким образом вы приравниваете уступание к обретению Бога? Поскольку сопротивление неотделимо от разума, то отказ от сопротивления, то есть уступание, – это конец владычеству твоего разума, конец хозяину, самозванцу и обманщику, претендующему на то, чтобы называться “тобой”, это кончина ложного бога. Суждения и негативность растворяются в нем. Царство Сущего, которое прежде заслонял разум, начинает раскрывать себя. Внутри тебя внезапно воцаряется глубочайшее спокойствие, непостижимое и необъяснимое чувство покоя. А внутри этого покоя – великая радость. А внутри этой радости – любовь. А в самой сердцевине, в самой сокровенной ее глубине пребывает священное, не поддающееся никакому измерению То, что не может иметь никакого названия.
Я не называю это обретением Бога, ибо как же ты можешь найти то, чего никогда не терял, как же ты можешь отыскать жизнь, которой сам и являешься? Слово Бог представляется имеющим ограничения не только вследствие своего неверного восприятия и употребления на протяжении тысячелетий, но также и вследствие того, что оно подразумевает наличие существа, отделенного от тебя. Бог – это само Сущее, а вовсе не существо. Здесь не могут иметь место отношения типа субъект-объект, не может быть никакой двойственности, никаких тебя и Бога. Осознавание Бога – это самое естественное из всего, что есть. Поразительно и непостижимо не то, что ты можешь осознавать Бога, а то, что ты не осознаешь Его. Путь Креста, о котором ты упомянул, это старый путь к просветлению, и до последнего времени он был единственным. Но не списывай его со счетов и не недооценивай его действенность. Он всё ещё работает. Путь Креста – это совершенная и полная перестановка. Он означает, что самое худшее из того, с чем ты сталкиваешься в жизни, превращается в самое лучшее из всего, что вообще когда-либо могло с тобой произойти. Этот путь пролегает через принуждение тебя сдаться, капитулировать, через вталкивание тебя в “смерть”, через побуждение тебя стать таким, как ничто, стать таким, как Бог, – потому что Бог тоже ни-что. Что касается большинства людей, продолжающих оставаться неосознанными, то в наше время Путь Креста по-прежнему остается для них единственным. Они будут пробуждаться только через дальнейшее страдание, а просветлению как массовому явлению будут предшествовать предсказанные пророками грандиозные общественные сдвиги. Этот процесс отражает действие известных вселенских законов, управляющих ростом сознания, и поэтому он предсказан некоторыми видящими. Кроме того, это предсказано в Книге Откровений или Апокалипсисе, хотя и замаскировано под невразумительной и, порой, непроницаемой символикой. Это страдание ниспослано не Богом, оно ниспослано самими людьми – каждым самому себе и друг другу, – так же как, впрочем, предсказаны и определенные защитные меры, которые Земля, будучи живым, интеллектуальным организмом, предпримет для своей защиты от бешеной атаки человеческого безумия. Тем не менее, число людей, живущих в настоящее время, сознание которых уже настолько глубоко эволюционировало, что для достижения состояния просветления они уже больше не нуждаются в страдании, растет. Ты можешь быть одним из них. Смысл просветления через страдание – Путь Креста – состоит в том, чтобы тебя вбросили в поднебесное королевство брыкающимся и вопящим. В конечном счете, ты сдаешься только потому, что больше не в силах противостоять боли, однако она может продолжаться еще очень долго, прежде чем утихнет. Осознанно выбранное просветление означает отказ от своей привязанности к прошлому и выбор момента Сейчас в качестве главного фокуса своей жизни. Это означает выбор пребывать в состоянии присутствия, а не во времени. Это означает говорить “да” тому, что есть. Тогда боль уже больше не будет тебе нужна. Как ты думаешь, сколько еще времени тебе потребуется, прежде чем ты сможешь сказать: “Я больше не буду создавать боль и страдание?” Сколько еще боли тебе нужно, прежде чем ты сможешь сделать такой выбор?
Если ты думаешь, что для этого тебе потребуется еще какое-то время, ты получишь это время – и получишь боль. Время и боль – неразлучны.
СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ А как же насчет всех тех людей, которые, похоже, действительно хотят страдать? У меня есть подруга, у которой есть партнер, который ее оскорбляет, да и ее предыдущие отношения были похожи на нынешние. Почему она выбирает таких мужчин, и почему сейчас она снова отказывается выйти из этой ситуации? Почему так много людей фактически выбирают испытывать боль? Я знаю, что слово выбирать – это любимый термин движения “Нью-Эйдж”, но в этом контексте он не совсем точен. Высказывание типа того, что кто-то в своей, в его или ее жизни “выбирает” неконструктивные отношения или любую другую негативную ситуацию, только заводит не туда. Понятие выбор включает в себя осознанность, то есть высокий уровень сознания. Без этого у тебя нет выбора. Выбор начинается в тот момент, когда ты разотождествляешься со своим разумом и с его обусловленными клише и совершается в тот момент, когда ты становишься присутствующим. Пока ты не достигнешь этой точки, то, выражаясь духовно, ты будешь оставаться неосознанным. Это означает, что ты по-прежнему будешь вынужден думать, чувствовать и действовать согласно определенному стилю и в зависимости от состояния своего разума. Вот почему Иисус сказал: “Прости их, ибо не ведают что творят”. Это не связано с традиционным смыслом слова “интеллектуальность”. Я встречал достаточно много высоко интеллигентных и образованных людей, которые вместе с тем были совершенно неосознанными, то есть полностью отождествленными со своим разумом. Фактически, если умственное развитие и растущая информированность не уравновешены соответствующим ростом осознанности, то потенциальная опасность попасть в беду, так же как и вероятность возникновения катастроф, становится очень высокой. Твоя подруга застряла в отношениях с партнером, который ее оскорбляет, причем, не впервые. Почему? Потому что у нее нет выбора. Разум, который сформирован своим прошлым и поэтому определен быть именно таким, какой он есть, всегда ищет возможность вос-создать то, что он уже знает и что ему уже знакомо. Даже если это больно, то, по крайней мере, хотя бы знакомо. Разум всегда придерживается уже изведанного. Незнакомое для него опасно, потому что он не знает, как его контролировать. Вот почему разум не любит настоящий момент и избегает его. Осознавание настоящего момента образует просвет не только в стремнине потока мыслей, но также и в континууме “прошлое-будущее”. Ничто по-настоящему новое и творческое не может прийти в этот мир иначе, как через этот просвет, через это чистое пространство безграничных возможностей. Поэтому твоя подруга, пребывая в состоянии отождествления себя со своим разумом, способна вос-создавать только ту модель из своего прошлого, которую она заучила и в которой интимные отношения неразрывно связаны и ассоциируются у нее с оскорблением и бесчестием. С другой стороны, она может так действовать, опираясь на свой, усвоенный ею в раннем детстве стереотип, в рамках которого она представляется как ни на что не годная и заслуживающая всяческого порицания. Также весьма вероятно, что очень большую часть своей жизни она проживает через тело боли, которое постоянно рыщет в поисках боли, которой оно питается. У ее партнера есть свой список моделей неосознанного поведения, дополняющий ее. Понятно, что она сама и создала эту ситуацию, но тогда кем или чем является эта самая “сама”, кто и что все это создает? Это всего лишь ментально-эмоциональные модели прошлого, и больше ничего. Почему “она” все это делает? Если ты скажешь ей, что она выбрала свое состояние или ситуацию, то только усилишь ее чувство отождествления с разумом. Но является ли модель, которая хранится в памяти, тем, кто она есть на самом деле? Покажи своей подруге, как наблюдать настоящее за пределами своих мыслей и эмоций. Расскажи ей о теле боли и о том, как от него освободиться. Научи ее искусству осознавания своего внутреннего тела. Продемонстрируй ей смысл присутствия. И как только она станет способной получить доступ к силе момента Сейчас и, тем самым, прорвется через свое обусловленное прошлое, у нее будет выбор. Никто не выбирает дисфункцию, конфликт или боль. Никто не выбирает безумие. Это происходит только потому, что для растворения прошлого у тебя не достает присутствия, а для того, чтобы рассеять тьму, в тебе не достаточно света. Ты не целостный, ты не весь здесь. Ты еще не совсем пробудился. А пока это так, то обусловленный рассудок будет продолжать управлять твоей жизнью. Если у тебя, так же как и у многих других, есть разногласия со своими родителями, если ты продолжаешь давать прибежище своему чувству обиды за то, что они сделали что-то не так или вообще чего-то не сделали, то ты продолжаешь верить, будто тогда у них был выбор, будто тогда они могли поступить как-то иначе. Всегда кажется, что у людей есть выбор, однако это совсем не так, это иллюзия. Пока твой разум, который под самую завязку набит обусловленными моделями и стереотипами, управляет твоей жизнью, пока ты это твой разум, какой же у тебя может быть выбор? Никакого. Ты даже рядом не стоишь. Состояние идентификации с разумом дисфункционально не на шутку. Это одна из форм безумия. От этого заболевания в той или иной степени страдает почти каждый человек. Чувство возмущения и обиды исчезает как раз в тот момент, когда ты его осознаешь. Разве ты можешь обижаться на то, что кто-то заболел? Единственным подходящим ответом здесь является сочувствие. Тогда получается, что никто не несет никакой ответственности за то, что он делает? Мне это не нравится. Если тобою управляет разум, то у тебя нет выбора, и ты будешь продолжать страдать от последствий своей неосознанности и только приумножать это страдание. Ты будешь продолжать тащить тяжкую ношу, состоящую из страха, конфликтов, проблем и боли. Страдание, порожденное таким образом, в конце концов, вытолкнет тебя из неосознанного состояния. То, что вы говорите по поводу выбора, также относится, как я полагаю, и к прощению. Прежде, чем сможешь простить, нужно стать полностью осознанным и уступающим. “Прощение” – это термин, который в ходу уже 2000 лет, но представление большинства людей о том, что он означает, продолжает оставаться очень неглубоким и весьма ограниченным. До тех пор пока ты будешь исходить из своего чувства себя, уходящего своими корнями в прошлое, ты не сможешь по-настоящему простить ни себя, ни других. Истинное прощение возможно только через доступ к силе момента Сейчас, которая является твоей собственной силой. Это приводит прошлое в беспомощное, бессильное состояние, и ты глубоко осознаешь то, что ничто из того, что ты сам когда-либо делал или что было сделано по отношению к тебе, не в силах хотя бы даже слегка затронуть лучезарную суть того, кто ты есть. Тогда вся концепция прощения становится ненужной. А как мне дойти до этой точки осознания? Когда ты уступаешь тому, что есть, и становишься полностью присутствующим, то прошлое перестаёт иметь какую-либо силу. Оно тебе больше не нужно. Присутствие – вот ключ. Момент Сейчас – вот ключ. Как я узнаю, что уступил? Когда тебе уже больше не нужно будет задавать этот вопрос. © Николай Лаврентьев. Перевод с английского. Москва 2003. Связь с переводчиком: loverentiev@mtu-net.ru
[1] Игра слов peak и peek: “peak experiences” – “пиковые ощущения” и “peek” experiences” – “мимолетные” ощущения. [2] Being – Сущее, Бытие, Жизнь, Существование. [3] A.Koestler, The Ghost in the Machine (Arkana, London 1989). P.180. А. Костлер, “Душа Машины” (Аркана, Лондон 1989), стр. 180. [4] …“enjoying myself – in joy in my self” – красивая игра слов. Обе части фразы звучат одинаково. (Примечание переводчика). [5] Реальное воплощение божества (преим. Вишну). (Прим. Переводчика). [6] Heart Sutra, дословно: Сутра сердца. (прим. Переводчика) [7] A Course of Miracles
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru Все книги автора Эта же книга в других форматах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|