Производительность обеспечивают люди
На флоте, по словам одного из бывших руководителей Военно-морских сил США Элмо (Бада) Зумволта, принято считать, что "все, кто ниже вас по званию, не заслуживают того, чтобы с ними обращались как со взрослыми людьми" 1. Один наш приятель, который руководит работой нескольких заводов General Motors, передал нам поэму, сочиненную рабочими этих заводов, — остросатирическое произведение "рабочего андерграунда". (По-видимому, авторы этой "поэмы" являются не столько поэтами, сколько философами: в ней нет даже намека на рифмы и размер, зато налицо остроумные наблюдения и глубокомысленные выводы. Поэтому ее перевод сделан в виде обыкновенного подстрочника, достаточно близкого к тексту оригинала. — Примеч. пер.). Кто эти мужчины и женщины? Рабочий класс или детсад для переростков? Может быть, это обыкновенные дети, Хулиганистые мальчишки и противные девчонки, Которые пинают, шлепают и щиплют исподтишка друг друга? А что это за вход, в который мы устремляемся каждое утро? Ах да, это же наши райские врата — заводская проходная! А что это за люди, стоящие на входе? Да это же заводская охрана, которая идентифицирует нас по запаху! А дальше… Дальше — невидимый глаз, который, кажется, так и сверлит вас насквозь И искажает до неузнаваемости ваш человеческий облик, Некая сила, которая промывает ваши мозги и отдает приказ: "Следующие восемь часов ты должен быть совершенно другим человеком!" Что же это за сила, которая мужчину мгновенно превращает в ребенка? Еще минуту назад он был мужем, отцом, владельцем собственности, Избирателем, любовником — одним словом, взрослым человеком. Когда он говорил, находилось немало людей, готовых выслушать его.
Продавец стремился обратить на себя его внимание, Страховой агент молил его приобрести полис страхования имущества, А церковь взывала к его высоким моральным качествам… Но все это лишь до тех пор, пока он не переступил невидимый барьер, Отделяющий заводскую проходную от остального мира, Пока он не поднялся по лестнице, Пока не переоделся в свой рабочий комбинезон И не занял свое привычное место у конвейера 2. Человек, который передал нам экземпляр этой поэмы, сказал, что работники прежде всего хотят, чтобы к ним относились с доверием. Впрочем, кое-кто из них злоупотребляет доверием. "От трех до восьми процентов", — говорит он, понимая, конечно, всю приблизительность этой оценки. Осторожные люди приведут вам "тысячу доводов в пользу того, что рабочим доверять нельзя. В большинстве организаций действуют правила, исходящие из того, что средний работник ленив, некомпетентен, так и норовит напортачить". Он приводит символическую иллюстрацию своих слов: "Вы бывали в наших парках? Они буквально испещрены табличками с надписями "По газонам не ходить!", "Цветы не рвать!", "Автомобили не парковать!", "Не делать то!", "Не делать это!". Вы видели где-нибудь таблички с надписями "По газонам можно топтаться!", "Цветы рвать разрешается!" и пр.? То-то! Каждый считает своим долгом сообщить, что вам не следует делать. Ситуации, когда вам предлагают что-то сделать, присоединиться к чему-либо, воспользоваться чем-либо, встречаются крайне редко (если, конечно, речь не идет о платных услугах)". По мнению этого человека, подобная разница в исходных посылках, с точки зрения ее влияния на людей, носит поистине монументальный характер. Придя к руководству, Зумволт буквально за несколько лет провел поистине революционные преобразования в практике Военно-морских сил. Все эти преобразования основывались исключительно на его вере в то, что люди с благодарностью откликнутся на отношение к ним как к взрослым. Вот что говорит Зумволт о том, как начинались его преобразования.
Я изо всех сил пытался добиться, чтобы каждый офицер и матрос на корабле не только знал, в чем заключается наша задача, не только понимал, зачем мы выполняем тот или иной тактический маневр, каким бы сложным он ни был, но и чтобы каждый из них попытался уяснить, насколько это возможно, общую картину происходящего, что позволило бы ему получать некое удовольствие и даже испытывать определенный азарт, хорошо известный каждому, кому приходилось когда-либо руководить выполнением достаточно сложных задач. Наши методы трудно назвать необычными или уникальными. Например, мы часто объявляли по системе громкоговорящей связи о конкретном событии, происходящем в данный момент. В начале и в конце каждого дня я обсуждал с офицерами, которые в свою очередь обсуждали со своими подчиненными, что произошло и что должно произойти в ближайшем будущем, что делают наши "противники" и что должны сделать мы, чтобы достойно противостоять им. Мы знакомили всех членов экипажа с планами на следующий день, пытаясь вызвать у каждого из них обыкновенный человеческий интерес к операциям, в которых принимает участие их корабль. Я проводил совещания с младшим офицерским составом экипажа. Нередко эти совещания проводились в неформальной обстановке, за чашкой кофе. Гораздо важнее всех этих подробностей было, конечно же, то, что мы постоянно стремились донести до каждого из членов экипажа ощущение увлеченности, интереса к происходящему, удовольствия от хорошо выполненной задачи 3. Зумволт добавляет, что всего за каких-нибудь восемнадцать месяцев подобные методы вывели его корабль с последнего на первое место в эскадре по эффективности выполнения поставленных перед ними задач. "На собственном опыте, — говорит Зумволт, — я понял, насколько важно относиться к морякам, как к взрослым людям, каковыми они, собственно говоря, и являются" 4. О том же говорит и председатель совета директоров компании Tandem Джеймс Трейбиг: "Мы относимся к своим сотрудникам, как к взрослым людям". Наш токийский коллега Кен Омэ утверждает: "Японские руководители не устают повторять своим работникам, что те из них, кто находится на переднем крае, знают бизнес лучше всего и что инновации и усовершенствования должны исходить от генба (т. е. оттуда, где происходит действие)" 5. Вполне согласен с этим и Питер Смит, недавно получивший в Уортоне звание магистра экономики управления и считающий, что стезя аналитика — не для него (он стал директором завода компании General Signal): "Дайте людям волю, и они обрушат на вас лавину идей" 6.
Практический опыт, которым делится еще один магистр экономики управления (в том числе и закономерно несчастливый финал этой истории), лишь подтверждает эти выводы. Я был руководителем операций Сан-Францисского отделения крупной компании, занимающейся автомобильными грузоперевозками. Наш терминал не был лидером в этом районе ни по одному из показателей (за исключением нерентабельности — по этому показателю мы были безусловными лидерами). Я выразил свои опасения и тревоги водителям грузовиков. Многие из них отвечали, что любят свою работу и чувствуют себя настоящими профессионалами своего дела, но ни один из начальников раньше никогда не просил их помочь в решении проблем терминала и не давал им почувствовать важность того, чем они занимаются, для успеха компании Поняв, в чем тут дело, я принял ряд мер. Прежде всего я позаботился о том, чтобы с самого утра (еще до того как водители придут на работу) грузовики были помыты, заправлены топливом, а их двигатели прогреты, т. е. готовы к тому, чтобы немедленно отправиться в путь. Я рассчитывал, что эти меры вызовут у водителей грузовиков ощущение важности их работы. Затем я подарил каждому водителю бейсболку с эмблемой нашей компании и вручил брошюры, которые они, по мере возможности, должны были распространять среди потенциальных клиентов нашей компании. (Вообще говоря, я не имел права делать это: распространением брошюр среди потенциальных клиентов было разрешено заниматься только торговым представителям компании. А бейсболки с эмблемой нашей компании мне пришлось однажды утром похитить из автомобиля одного из торговых представителей.)
Самое важное: на этом терминале давно сложилась традиция, в соответствии с которой контролеры распределяют по разным маршрутам все грузы местного назначения, причем, как правило, делают это не самым лучшим образом. Я предложил им в каждой третьей или четвертой грузовой накладной не указывать маршрут, а когда работник, обслуживающий погрузочную платформу, спросит у них, по какому маршруту следует отправлять соответствующий груз, попросить его посоветовать наиболее подходящий маршрут. Большинство этих идей я держал в секрете от своего начальства и профсоюзных боссов. К моему немалому удивлению, со временем дела нашего терминала пошли в гору, мы стали получать прибыль. Я опубликовал соответствующие финансовые показатели на профсоюзной доске объявлений (что также полностью противоречило принятым у нас правилам), однако на сей раз никто не возражал против моей инициативы. Со временем торговые представители компании поняли, что водителям удается находить для нас больше потенциальных клиентов, чем им самим, поэтому некоторые из них решили отправиться в путь вместе с водителями, чтобы разузнать "секреты" их успеха. Наш терминал работал с прибылью до тех пор, пока мой начальник не увидел, что происходит на самом деле. Он обеспокоился, не получили ли наши водители чересчур большую свободу действий. Примерно в то же время в нашей компании была введена в действие система контроля, в соответствии с которой каждый водитель был обязан отчитываться о том, на что он потратил каждые пятнадцать минут своего рабочего дня. Наш терминал опять перестал получать прибыль, а жалобы клиентов посыпались на нас как из рога изобилия. Я вынужден был оставить эту работу и заняться чистой наукой 7. Относитесь к работникам как к взрослым людям. Относитесь к ним как к партнерам; старайтесь не задевать их чувство собственного достоинства; относитесь к ним с уважением. Относитесь к ним — а к не затратам капитала или автоматизации — как к основному источнику роста производительности. Именно такие уроки можно извлечь в результате изучения опыта успешных компаний. Иными словами, если вы хотите добиться повышения производительности и сопутствующих этому финансовых выгод, вы должны относиться к своим работникам как к своему важнейшему активу. Очень точно высказался по этому поводу Томас Дж. Уотсон в своей книге A Business and Its Beliefs: "Философия IBM состоит из трех простых представлений 8. Я хотел бы начать с того, которое, по моему мнению, является самым важным: нашего уважения к личности. В этой концепции нет ничего сложного, однако руководство IBM уделяет этому вопросу особое внимание. В исключительной важности этой концепции был твердо убежден мой отец".
Трудно найти более характерную и всепроникающую тему в успешных компаниях, чем тема уважения к личности. Но подобно многому другому, о чем нам приходилось говорить с сотрудниками успешных компаний, концепция уважения к личности не сводится к чему-то одному — какому-то единственному предположению, представлению, формулировке, долгосрочной цели, ценности, системе или программе, — что обеспечивало бы практическое воплощение этой концепции. Практическое воплощение этой концепции в успешных компаниях обеспечивает множество структурных механизмов, систем, стилей и ценностей, причем все эти факторы влияют друг на друга и усиливают друг друга. Именно это, как нам кажется, обусловливает необычайную способность успешных компаний, в которых работают самые обыкновенные люди, добиваться потрясающих результатов. Этот вывод непосредственно отсылает нас к одной из первых глав этой книги, посвященной человеку и его мотивациям. Успешные компании предоставляют людям возможность самим вершить свои судьбы, они вносят смысл в жизнь своих работников. Они превращают самых обычных Джонов и Джейн в победителей, предоставляют своим людям возможность проявлять инициативу — более того, они настаивают на этом. Они делают акцент на позитиве. Сделаем последнее вступительное замечание к этой теме. Речь вовсе не идет о том, чтобы баловать работников, заигрывать с ними. Речь идет лишь об уважительном отношении к личности работника и готовности обучать его, формировать у него разумные и четко сформулированные ожидания, предоставить ему практическую автономию, которая давала бы ему возможность проявить себя на фоне своих коллег и добиться значительных успехов в исполнении своих профессиональных обязанностей. Подлинная ориентация на людей резко контрастирует с двумя ловушками под названием "лицемерие" и "новомодные затеи", которые слишком часто встречаются в современных компаниях. Лицемерие, несомненно, является худшим из указанных двух зол. Трудно встретить руководителя, который не рассуждал бы об огромной важности уважительного отношения к работникам. Но говоря так, на практике они почти не обращают внимания на своих работников. Более того, нередко создается впечатление, что они даже не осознают своих просчетов. "Решение кадровых вопросов занимает почти все мое время" — вот типичное возражение, которое приходится слышать от таких руководителей. На самом деле их слова следует понимать так: "Если бы мне не приходилось столько возиться со своими работниками, моя жизнь была бы намного легче". Однако если мы посмотрим на успешные компании, то увидим совсем другую картину. Ориентация на людей в этих компаниях прослеживается буквально с первых дней их основания: политика отказа от увольнений в периоды экономического спада; повышенное внимание к вопросам обучения во времена, когда такое обучение было в диковинку; обращение к каждому работнику по имени во времена, когда были приняты более формальные нормы обращения, и т. д. Уважительное отношение к работникам стало второй натурой руководителей таких компаний. "Мы являемся руководителями благодаря этим работникам, а не наоборот". Руководители успешных компаний, по-видимому, хорошо усвоили эту формулу — они живут в соответствии с ней. Ориентация на людей настолько глубоко укоренилась в сознании руководителей успешных компаний, что она даже стала частью их языка. В авиакомпании Delta часто приходится слышать о "чувстве семьи". В Hewlett-Packard говорят об особом "пути Hewlett-Packard " и "управлении путем хождения в народ". В компании Dana буквально на каждом шагу слышишь слово "люди" — его можно встретить в годовых отчетах компании, в докладах высших руководителей, в формулировках ее политик. (Рене Макферсон, бывший председатель совета директоров компании, строго следит за этим. Например, обсуждая рекламную кампанию в связи с выпуском новой модели автомобиля Ford, он возмущается: "Черт возьми, они говорят о рабочих! Почему не о людях?") Служащих называют не персоналом, а членами команды в McDonald's, хозяевами — в Disney Productions и коллегами — в J. C. Penney. Несмотря на то, что кое-кому все это может показаться несколько нарочитым и сентиментальным, эти довольно очевидные приемы и методы для поднятия энтузиазма находят искренний отклик в сердцах людей. Когда мы впервые анализировали это явление, то полагали, что все эти приемы и методы для поднятия энтузиазма в основном ограничиваются компаниями, наподобие Tupperware, президент и высшее руководство которой до тридцати дней в году участвуют в праздновании всевозможных юбилеев, отмечая успехи лучших из своих 15 000 торговых представителей и менеджеров. Однако затем мы пришли к заключению, что приемы и методы для поднятия энтузиазма сотрудников широко применяются и в высокотехнологичных компаниях (например, песня Hewlett-Packard "Grab a Grizzly", исполненная в честь выпуска их первого компьютера серии 3000). А в Caterpillar нам рассказывали о мероприятии, проведенном в честь выпуска нового оборудования, во время которого огромные узлы экскаваторов были наряжены в яркие костюмы. Наверное, самое удивительное заключается в том, что у ориентации на людей есть своя сложность. Успешные компании обожают все измерять и ориентируются на достижение высоких экономических показателей, однако это качество является следствием высоких взаимных ожиданий и взаимной высокой требовательности сотрудников, а не чрезмерной придирчивости руководителей или наличия всеохватывающих систем контроля. Эта сложность, по-видимому, является несколько большей, чем сложность, присущая менее успешным фирмам, а также компаниям, в которых, как правило, действуют более формальные системы, поскольку ничто так не впечатляет людей, как ощущение собственной нужности, которое порождает повышенные ожидания. Что еще может быть большим стимулом к тому, чтобы работать лучше, чем высокие ожидания ваших коллег по отношению к вам! Как мы уже отмечали в главе 3, людям нравится сравнивать себя с другими. Им нравится также сравнивать свои показатели с соответствующими стандартами — разумеется, если эти стандарты вполне достижимы и особенно если они сами участвовали в разработке этих стандартов. Проблема, таким образом, заключается в полноте ориентации на людей, которую мы наблюдаем в успешных компаниях. Иными словами, подлинная ориентация на людей не терпит исключений. В учреждениях, где ориентация на людей не идет дальше разговоров, отсутствует почти все, о чем было сказано выше. Конечно, проблема увольнения работников относится к числу самых сложных, однако мы могли бы привести совсем немного примеров из деятельности других компаний, которые были бы сопоставимы с поистине титаническими усилиями, прилагавшимися такими компаниями, как IBM, Delta, Levi Strauss и Hewlett-Packard, чтобы избежать увольнения своих работников. Истории о настоящих войнах, которые разворачивались в менее успешных компаниях в связи с массовыми увольнениями их работников, разительно контрастируют с подлинной заботой, вниманием и участием в судьбах своих работников, проявляемыми такими компаниями, как Dana, Digital и IBM. Слово "руководитель" в учреждениях, ориентация на людей которых является не более чем лицемерной уловкой, зачастую обозначает не того, кто, засучив рукава, работает бок о бок с рядовыми сотрудниками, а того, кто поручает эту работу своим заместителям. В таких компаниях вам никогда не скажут о том, что работники должны контролировать работу друг друга. В таких компаниях все засекречено, а информация совершенно преднамеренно утаивается от большинства сотрудников. "Сигнал" в этом случае совершенно очевиден: сотрудников здесь не считают достаточно взрослыми людьми, которым можно рассказать правду. А приемы и методы для поднятия энтузиазма сотрудников, корпоративные вечеринки и постоянно меняющийся перечень призов, наград и прочих инициатив? В учреждениях, лицемерно заявляющих о своей ориентации на людей, вы не найдете и этого. Разумеется, время от времени здесь также затевают ту или иную модную новинку, вроде какой-нибудь программы типа MBO, кружков качества или "плана Скэнлона". Однако каждое из этих начинаний либо быстро глохнет, либо безнадежно "обюрокрачивается". Очередную неудачу чаще всего оправдывают происками профсоюзов или пассивностью работников и почти никогда ее не объясняют отсутствием упорства или невниманием со стороны руководства компании. Это подводит нас непосредственно ко второй проблеме: ловушке под названием "новомодные затеи". Самой свежей "новомодной затеей" является кружок качества. Сама по себе идея кружков качества очень даже неплоха, о чем наглядно свидетельствует опыт японцев. Однако кружки качества — это лишь самый последний инструмент из длинного перечня таких инструментов, который может либо приносить реальную пользу, либо служить обычной дымовой завесой для руководства, которое не желает заниматься своим прямым делом — реальным вовлечением людей. Десять лет тому назад началось движение за укрупнение работ. До этого мы наблюдали практически повсеместное движение за развитие организации и связанное с ним формирование команд, Т-групп, разрешение конфликтных ситуаций и управленческие сетки. "Останки" этих программ разбросаны по всем низкопроизводительным компаниям Соединенных Штатов. Реальное влияние их оказалось ничтожным. Консультанты и прочие профессионалы продали свои программы руководителям нижних уровней, например преподавателям курсов повышения квалификации, а высшие руководители компаний дали свое добро на их внедрение — главным образом для того, чтобы не иметь к ним никакого отношения. Однако эти затеи были заранее обречены на неудачу, поскольку были лишены поддержки со стороны высшего руководства компаний. Изменения, предполагавшиеся в связи с внедрением этих программ, требовали вмешательства и реальной заинтересованности высшего руководства компаний, что на практике наблюдалось крайне редко. Поскольку невозможно рассчитывать на то, что реализация нескольких программ повлечет за собой фундаментальные перемены, нет никаких оснований рассчитывать и на то, что какой-либо конкретный метод будет эффективно использоваться в течение достаточно длительного времени. В большинстве успешных компаний действительно используются системы MBO, в них действительно работают кружки качества, они, по-видимому, действительно научились формировать эффективные бригады и, возможно, в дальнейшем будут с успехом пользоваться всеми этими инструментами. Однако у них имеется и многое другое. В частности, в ходе нашего исследования успешных компаний мы не переставали удивляться количеству программ, ориентированных на людей, и частоте, с которой эти программы обновляются и совершенствуются. К тому же ни одна из этих программ не имеет ничего общего ни с лицемерием руководства, ни с какими-либо "новомодными затеями". Исследуя опыт успешных компаний, мы обнаружили в них развитые системы материального стимулирования работников (впрочем, именно это мы и ожидали там увидеть). Кроме того, мы обнаружили там невероятное разнообразие нематериальных стимулов и огромный массив экспериментальных и недавно разработанных программ. Невозможно рассчитывать, что какой-либо из механизмов — даже если он реализован в лучших учреждениях — будет обеспечивать высокую отдачу до бесконечности. Задача заключается в том, чтобы на месте отживших свой век механизмов появлялись новые, отвечающие требованиям текущего момента. Иными словами, "трубопровод" должен быть заполнен множеством новых программ-кандидатов, большинство которых наверняка окажется неэффективным (как неэффективно и большинство идей, связанных с разработкой новых продуктов). Если программа "насыщения работы" оказывается недееспособной на заводе в Милуоки, испытайте семь других программ, которые доказали свою эффективность на других заводах вашей компании или на предприятиях других компаний.
Истории успеха
Несмотря на то, что руководство большинства компаний утверждает, что их компании проявляют исключительную заботу о своих работниках, наиболее успешные фирмы отличаются масштабами и универсальным, всепроникающим характером этой заботы. Единственный способ адекватно описать эту заботу можно лишь на соответствующих примерах. RMI RMI является, пожалуй, самым подходящим примером, с которого можно начать наши "Истории успеха" 9. RMI, филиал американской компании U.S. Steel and National Distillers, является интегрированным производителем титановой продукции. Многие годы показатели, демонстрируемые RMI (производительность труда, величина прибыли), были ниже всякой критики. Однако последние пять лет RMI добивается впечатляющих успехов, которые объясняются главным образом реализацией программы повышения производительности, ориентированной на людей. Реализация этой программы началась, когда пост главного исполнительного директора RMI занял бывший профессиональный футболист, бывший капитан футбольной команды Cleveland Browns Дэниелл по прозвищу "Большой Джим". Предложенная им программа была описана в газете Wall Street Journal как "нечто вроде рекламной кампании: мешанина сентиментальных лозунгов, обращений и призывов — и улыбки буквально на каждом шагу". Стены его заводов увешаны плакатами, которые гласят: "Если тебе повстречается хмурый человек, подари ему свою улыбку" или "Люди редко добиваются успеха в деле, которое им не по душе" и т. п. На всех этих плакатах красуется подпись: "Большой Джим". Добавить к этому, в общем-то, почти нечего. Эмблема компании — улыбающаяся рожица, которая украшает официальные бланки компании, вход на предприятия компании, указатели, размешенные на территории ее заводов, и комбинезоны рабочих. Штаб-квартира RMI находится в Найлзе, штат Огайо (с некоторых пор адрес этой штаб-квартиры с чьей-то легкой руки называют по-другому: "Улыбка, штат Огайо"). Немалую часть своего времени "Большой Джим" тратит на поездки по своим заводам в электромобильчике (на них обычно перевозят клюшки и прочее оборудование на полях для игры в гольф). Он часто останавливается, приветствует рабочих, обращаясь к каждому из них по имени (между прочим, на его заводах работают около 2000 рабочих), разговаривает с ними и выслушивает их пожелания. Кроме того, немало времени он отводит на работу с профсоюзом. Президент местного профсоюза говорит о "Большом Джиме" следующее: "Он приглашает представителей профсоюза на производственные совещания. Поэтому мы всегда знаем, как обстоят дела в компании. В других компаниях о таком даже не мечтают". К чему же привел такой подход? За последние три года "Большому Джиму" удалось добиться почти 80%-ного повышения производительности труда — и это в условиях практически нулевых инвестиций! Согласно данным, приведенным в последнем отчете, количество жалоб и претензий со стороны профсоюза, по которым руководством заводов RMI не были приняты положительные решения, сократилось примерно с 300 до 20. "Большой Джим", — говорят те из его клиентов, с которыми нам приходилось общаться (например, представители компании Nortrop), — буквально источает заботу о своих клиентах и работниках". Hewlett-Packard В ходе одного из исследований восемнадцать из двадцати проинтервьюированных руководителей Hewlett-Packard заявили (без каких-либо подсказок со стороны), что успех их компании определяется ее философией, ориентированной на людей. Эта философия у них называется "Особый метод Hewlett-Packard ". Вот как описывает его Билл Хьюлетт. В целом мне представляется, что речь в данном случае идет о политике и действиях, которые проистекают из убежденности в том, что работники хотят выполнять свою работу хорошо, хотят относиться к ней творчески и именно так они и будут поступать, если создать для этого надлежащую обстановку. В нашей компании сложилась традиция относиться к каждому человеку с уважением, бережно относиться к его чувству собственного достоинства и признавать его личные достижения. Наверное, это звучит достаточно банально, но Дэйв (другой основатель компании Hewlett-Packard, Дэйв Паккард) и я искренне верим в эту философию… Таким образом, бережное отношение к чувству собственного достоинства и понимание высокой ценности каждой личности являются важнейшими составляющими "Особого пути Hewlett-Packard ". Памятуя об этом, много лет тому назад мы отказались от работы "строго по звонку", а впоследствии перешли на гибкий график рабочего времени. Это также следует понимать как выражение доверия и уважения к людям, предоставление им возможности приспособить свой график работы к своим индивидуальным особенностям… Многие новые работники Hewlett-Packard указывают нам еще на одну сторону "Особого метода Hewlett-Packard " — царящую у нас атмосферу неформальности и обращение друг к другу по имени. Я мог бы привести и другие примеры, однако проблема заключается в том, что ни один из них, сам по себе, не улавливает сущность "Особого метода Hewlett-Packard " во всей его полноте. Его невозможно описать числами и статистическими показателями. Это особый дух, особая точка зрения. Каждый работник Hewlett-Packard ощущает, что он является частью единого коллектива и что этот коллектив — Hewlett-Packard. Как я уже говорил вначале, это идея, которая базируется на личности. Эта идея живет, потому что люди видят ее жизнеспособность и верят, что это ощущение делает Hewlett-Packard тем, чем она и является 10. Hewlett-Packard начала ориентироваться на людей буквально с первых дней своего основания. В 1940-е годы Хьюлетт и Паккард решили, что их компания ни в коем случае не будет в числе тех, которые обычно называют компаниями типа "принять на работу и уволить". По тем временам (когда электронный бизнес почти полностью находился на содержании государства) это было достаточно смелое решение. Впоследствии, во время экономического спада 1970-х годов, коллективистский характер Hewlett-Packard прошел нелегкое испытание на прочность. Вместо того чтобы прибегнуть к массовым увольнениям, Хьюлетт, Паккард и все остальные сотрудники организации добровольно согласились урезать свою заработную плату на 10%. Рабочее время каждого также сократилось на 10%. И Hewlett-Packard успешно справилась с экономическим спадом, не прибегая к увольнениям работников. Философия ориентации на людей не только была принята на вооружение с момента основания Hewlett-Packard, но и неоднократно обновлялась. Можно сказать, эта философия обладает способностью к самообновлению. Менялись корпоративные цели, менялась и корпоративная философия, самое первое предложение которой гласит: "Достижения организации являются результатом объединенных усилий всех сотрудников, каждого из них…". Несколькими предложениями далее Hewlett-Packard подчеркивает особую ценность работников-новаторов. Этот подход всегда был главной движущей силой успеха Hewlett-Packard. "Во-первых, в нашей организации должно быть достаточное количество высокоодаренных сотрудников-новаторов. Во-вторых, в нашей организации должны быть цели и лидеры, которые служат источником энтузиазма на всех уровнях. Люди, занимающие важные посты в руководстве компании, должны не только быть энтузиастами, но и уметь пробуждать энтузиазм у своих подчиненных". Введение к новому варианту формулировки корпоративных целей завершается следующими словами: " Hewlett-Packard не должна быть жесткой организацией военного типа. Напротив, она должна предоставлять людям определенную свободу выбора конкретных (оптимальных, по их мнению) действий, направленных на достижение общекорпоративных целей". Вера Hewlett-Packard в своих людей очень ярко проявляется в корпоративной политике "открытых складов лабораторий", с которой столкнулись несколько наших студентов в подразделении этой компании, находящемся в Санта-Розе. На складах лабораторий Hewlett-Packard хранятся всевозможные электронные и механические компоненты. Политика "открытых складов лабораторий" означает, что инженерам не только предоставляется свободный доступ к этому оборудованию, но фактически им предлагают брать это оборудование домой для личного использования! Идея такого подхода заключается в следующем: что бы инженеры ни делали с этим оборудованием у себя дома (т. е. будет ли это иметь непосредственное отношение к проектам, над которыми они работают в данный момент, или нет), как бы они ни "забавлялись" с ним (между прочим, они вполне могут "забавляться" с ним и на работе), они все равно чему-то научатся, а это, в свою очередь, будет способствовать стремлению компании к инновациям. Одна из легенд Hewlett-Packard гласит, что однажды в субботу Билл Хьюлетт 15 посетил какой-то из заводов своей компании и увидел, что склад лаборатории закрыт на висячий замок. Он тут же отправился в ремонтную мастерскую, прихватил там кувалду и собственноручно сбил ею замок на двери склада. На двери склада он прикрепил записку, обнаруженную в понедельник кладовщиком. Эта записка гласила: "Никогда больше не закрывайте эту дверь! С уважением, Билл". Примерно на таком же языке велся разговор с двадцатичетырехлетним инженером, работавшим в Hewlett-Packard чуть больше года. Высказываясь по поводу некоторых проблем с процедурой приема на работу новых сотрудников, он сказал: "Я не уверен, что Билл и Дэйв поступили бы именно так". Нелегко найти другой пример, когда новая система ценностей впечаталась бы в сознание людей так быстро и с такой четкостью. Этот молодой человек продолжал описывать неизменное стремление Hewlett-Packard выходить на рынок со все новыми и новыми продуктами во имя неуклонного поступательного движения, стремление добиваться реальных свершений, а не оттачивать мастерство манипулирования бумагами, стремление совершенствоваться в умении говорить с любым человеком, в любой обстановке. Он рассказывал нам о генеральном менеджере своего подразделения и о своих начальниках так, словно они были его близкими друзьями, а он был их единственным работником. Он много рассказывал нам о MBWA. Затем обсуждение перешло к таким широко известным механизмам коммуникаций, как знаменитые еженедельные "кофейные посиделки" в Hewlett-Packard — неформальный способ решения проблем, в котором может принимать участие любой сотрудник компании. Немало доводов привел он в оправдание пиар-кампаний, время от времени проводимых Hewlett-Packard. Коротко говоря, самой необычной особенностью Hewlett-Packard является неуклонное соблюдение ее политики всеми работниками компании, согласованность и последовательность применяемых ею подходов. Как только вы оказываетесь на территории "империи Hewlett-Packard ", вы тотчас же сталкиваетесь с людьми, обсуждающими вопросы качества продукции, людьми, которые гордятся достижениями своего подразделения в этой области. Сотрудники Hewlett-Packard, находящиеся на любых уровнях ее иерархической структуры, демонстрируют поистине безграничную энергию и энтузиазм. Получив возможность встретиться с кем-либо из руководителей, инженеров или рядовых работников Hewlett-Packard, они впоследствии не переставали удивляться: "По-моему, этот парень несколько преувеличивает!" Однако после более тесного знакомства с работой этой компании их скептицизм, каким бы большим он поначалу ни был, неизменно улетучивался. Даже мы, сознательно сдерживая свои восторги и стараясь не допустить даже малейшей необъективности, в конце концов стали горячими поклонниками этой компании. Удержаться от этого оказалось выше наших сил! Wal-Mart Компания Wal-Mart, в которой трудятся более 26 000 работников, в настоящее время является четвертой по величине компанией розничной торговли в Соединенных Штатах 11. В 1970-х годах Wal-Mart демонстрировала впечатляющие темпы роста: объемы ее продаж выросли с 45 миллионов долларов до 1,6 миллиарда долларов, а количество ее магазинов увеличилось с 18 до 330. Главной движущей силой этого успеха является Сэм Уолтон, или просто — мистер Сэм, как его обычно называют в компании. Секрет Сэма Уолтона предельно прост — он заботится о своих работниках. По сути, почти все руководители Wal-Mart, по настоянию Сэма Уолтона, носят значки, на которых написано: "Мы заботимся о наших людях". С искусством работы с людьми Сэм Уолтон впервые познакомился в компании J. С. Penney. Как и в J. С. Penney, работников Wal-Mart принято называть "помощниками", а не служащими. Сэм Уолтон умеет выслушивать своих работников. "От руководителя Wal-Mart много не требуется: он должен прийти в магазин и послушать, что говорят помощники, — говорит Сэм Уолтон. — Очень важно, чтобы каждый человек чувствовал себя причастным к какому-то большому делу. Наши клерки и складские работники высказывают чрезвычайно интересные мысли!" Истории, связанные с Сэмом Уолтоном, стали настоящими легендами. Согласно газете Wall Street Journal: "Однажды ночью пару недель тому назад мистер Уолтон долго не мог уснуть. Он поднялся, вышел из дому и купил в круглосуточно работающей булочной четыре дюжины жареных пончиков. На часах была половина третьего ночи. Прихватив с собой пончики, Уолтон отправился в распределительный центр своей компании и немного поболтал там с рабочими, трудившимися на погрузочно-разгрузочных платформах. Из этого разговора выяснилось, что в этом распределительном центре не хватало двух душевых кабинок". Удивительна не сама по себе эта история — в конце концов, сотрудник практически любой небольшой компании может рассказать два–три подобных случая из собственного опыта. Самым удивительным в этой истории является то, что неподдельную заботу о своих подчиненных проявляет руководитель компании, годовой объем продаж которой составляет около 2 миллиардов долларов. Мысль об огромной важности для компании ее рядовых сотрудников отражается практически во всех аспектах ее деятельности. Кабинеты руководителей компании почти всегда пустуют, а штаб-квартира компании напоминает товарный склад. Причина в том, что большую часть своего рабочего времени руководители Wal-Mart проводят "в поле", т. е. в одиннадцати областях, которые обслуживает их компания. Чем они занимаются там? Они возглавляют мероприятия, связанные с открытием новых магазинов своей компании, проводят разведку в магазинах своих основных конкурентов, компании Kmart, а также ведут задушевные беседы с собственными работниками. Каждый год, начиная с 1962 года, Уолтон лично посещает все свои магазины (а их у него, как вы, наверное, помните, 330). Каждый сотрудник Wal-Mart ощущает себя победителем. Регулярные совещания руководства Wal-Mart начинаются каждую субботу в 7:30. "Покупатель месяца" получает памятный значок. Каждую неделю определяются магазины, которые получают право войти в "почетный список". Каждую неделю бригада SWAT разъезжает по магазинам Wal-Mart, скрупулезно оценивая работу каждого из них, а затем докладывает руководству компании о том, какие магазины достойны включения в перечень лучших магазинов компании. По традиции на общем собрании сотрудников мистер Сэм встает с места и спрашивает у присутствующих: "Кто у нас самый лучший?" Все, конечно же, дружно отвечают: " Wal-Mart!" Конечно же, не обходится без громких возгласов "ура" и прочих сценических приемов, рассчитанных на создание мелодраматического дешевого эффекта. Тем не менее, все проходит очень живо и весело. Как отмечает Wall Street Journal: "Самое большое удовольствие от всего этого, по-видимому, получает сам Уолтон. Не так давно он отправился на своем самолете в Маунт-Плезант, штат Техас, и после посадки попросил своего пилота-напарника встретить его на обратном пути примерно за сто миль по дороге от этого места. Затем он "тормознул" какой-то грузовик, принадлежащий его компании, и отправился на нем в конечный пункт своей поездки: "Просто захотелось немного поболтать с водителем — это так здорово!" Тема получения удовольствия в бизнесе достаточно отчетливо выделяется в исследованиях многих преуспевающих компаний. Руководителям этих компаний нравится то, чем они занимаются, а многие из них — подлинные энтузиасты своего дела. Или, как сказал недавно Говард Хед в одной из своих речей: "Мне кажется, каждый человек должен ощущать личную, внутреннюю связь с делом, которым он занимается. Мне, например, нравится заниматься проектированием. Если бы я не получал от этого удовольствия, я ни за что не занимался бы этим". Dana Одной из наиболее впечатляющих историй успеха, касающихся людей и производительности, является история компании Dana Corporation, которую возглавляет Рене Макферсон. Dana представляет собой корпорацию с оборотом около 3 миллиардов долларов, выпускающую столь "неэкзотические" продукты, как латунные лопасти для систем воздушного охлаждения и коробки передач, работая главным образом на малопривлекательном вторичном рынке в отрасли, занимающейся производством легковых и грузовых автомобилей. Если бы вы проанализировали деятельность этой корпорации с точки зрения ее стратегического позиционирования, то, несомненно, отнесли бы ее к числу неудачников. Тем не менее, в 1970-е годы эта несколько старомодная компания со Среднего Запада заняла второе место в списке Fortune 500 по совокупной величине прибыли на инвестиции. В начале 1970-х объем продаж в расчете на одного работника в Dana был примерно таким же, как в среднем по отрасли. К концу 1970-х — в отсутствие массивных капитальных затрат — объем продаж в расчете на одного работника в Dana утроился, тогда как соответствующий среднеотраслевой показатель даже не удвоился (в отраслевом сегменте Dana производительность практически не повысилась) — поистине феноменальный рост производительности для огромной компании, действующей в столь малопривлекательной отрасли. Кроме того, не следует забывать, что в Dana действуют мощные профсоюзы, причем большинство заводов этой корпорации находится под сильным влиянием профсоюза "Объединенные рабочие автомобильной и авиационной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения" (UAW). Впрочем, и течение того же десятилетия "коэффициент трудовых конфликтов" в Dana снизился до ничтожного уровня в сравнении с соответствующим средним показателем для UAW. Важнейшей составляющей успеха Dana является простая и четкая формула: "производительность посредством людей". Как указывалось выше, когда в 1973 году руководителем Dana стал Рене Макферсон, одним из его первых шагов был отказ от целого вороха письменных правил, инструкций и стандартов, вместо которых была принята простая и понятная формулировка философии компании, описание которой заняло одну машинописную страницу. Главные положения этой формулировки сводятся к следующему. Ничто так не служит эффективному вовлечению людей в дела компании, повышению их доверия и энтузиазма, как личное общение. Очень важно, чтобы каждый работник был знаком со всеми показателями деятельности своей организации и мог открыто и откровенно обсуждать их. Мы обязаны предоставить всем нашим сотрудникам возможность обучаться и повышать свою квалификацию. Очень важно, чтобы в нашей компании строго соблюдались все нормы охраны труда и техники безопасности. Мы должны создать программы стимулирования и мотивации наших работников. Эти программы должны базироваться на определенных идеях и исходных положениях. Основу этих программ должен составлять добросовестный и честный труд, предполагающий достойное вознаграждение. Говорит Рене Макферсон: "Философия — прежде всего. Почти каждый из руководителей согласен с тем, что люди — главный актив любой компании. Тем не менее, почти никто из них не следует этому правилу на практике" Рене Макферсон быстро сократил свой корпоративный персонал с 500 до 100 человек, а число иерархических уровней в его организации сократилось с одиннадцати до пяти. Директора его заводов — около девяноста человек — стали так называемыми "директорами магазинов". По примеру Delta и Disney они были обязаны изучить все профессии на своих заводах. Кроме того, "директорам магазинов" была предоставлена широкая свобода действий, что позволяло им эффективно выполнять свои функции. Успехи, которых добилась Dana, дали право Рене Макферсону высказать мысль, за которую он наверняка лишился бы своего места в совете директоров любой другой американской компании: "Я не согласен с тем, что все проблемы с повышением производительности труда можно решить, просто ослабив управленческие "вожжи", создав дополнительные стимулы к формированию капитала и активизировав исследовательскую деятельность и новые разработки. Мое предложение, предоставьте возможность людям выполнять порученное им дело". В Dana все действительно начиналось с философии, но затем многое определялось быстротой "диффузии идей". Вопросами повышения производительности труда обязан заниматься каждый сотрудник компании. Рене Макферсон предлагает подходящую отправную точку: "Личная производительность труда высших руководителей компании имеет огромное символическое значение". Но никому не говорят, как это сделать. Единственное, на что можно рассчитывать в таком случае, это на внутренне присущее стремление к эффективности каждого работника-профессионала, начиная с высших руководителей компании и заканчивая ее рядовыми сотрудниками. Вот что говорит по этому поводу Макферсон. До тех пор, пока мы не будем убеждены в том, что лучшим специалистом в любом конкретном деле чаще всего является человек, профессионально занимающийся этим делом, мы всегда будем ограничивать потенциал этого человека — как с точки зрения его личного вклада в успех своей организации, так и с точки зрения его собственного, личного развития. Рассмотрим конкретную ситуацию на участке площадью 25 квадратных футов. Никто не знает лучше, как управлять работой станка, максимизировать его производительность, повысить его качество, оптимизировать поток материалов и обеспечить высокопроизводительную и бесперебойную работу этого станка, чем рабочие-станочники, подносчики материалов и ремонтники, обслуживающие этот станок, — никто, кроме них! 12 Он добавляет: Мы не теряли зря время. Мы не разрабатывали многочисленные процедуры, мы не раздували до бесконечности штаты управленческого персонала. Мы предоставляли возможность каждому выполнять свою работу, как он считает нужным. Мы предоставляли им для этого достаточно времени. Мы с самого начала исходили из того, что самыми важными людьми в организации являются те, кто оказывает конкретную услугу, кто изготавливает конкретный продукт или добавляет его стоимость, а не те, кто занимается администрированием такой деятельности. Иными словами, если я окажусь на вашем участке площадью 25 квадратных футов, я лучше послушаю вас, а не стану указывать, как вам лучше поступить! 13 Забота о людях всегда была и остается в центре внимания Макферсона. В случайном разговоре или во время формальной презентации он всегда остается верным своему главному принципу — заботе о людях. Вот что сказал нам один из его бывших заместителей в компании Dana: "Я никогда не слышал от него ни одного высказывания, которое так или иначе не касалось бы сотрудников компании и в котором не проявлялась бы забота о них". Макферсон говорит: "Обратите внимание на годовые отчеты. За председателя совета директоров волноваться не надо — его фамилия всегда фигурирует в годовых отчетах компании, и можно не сомневаться, что она написана без ошибок. Затем посмотрите, что в этих отчетах говорится о работниках — рядовых сотрудниках компании. Многие ли из них указаны там пофамильно?" Подобно Hewlett-Packard, в компании Dana давно отказались от жесткого контроля за тем, как именно работники тратят каждую минуту своего рабочего времени. "Я помню, — говорит Макферсон, — многие руководители возмущались, когда было принято решение отказаться от такого контроля". "Разве мы сможем обойтись без звонков, возвещающих о начале и конце рабочего дня или о начале и конце обеденного перерыва? — спрашивали они. А я отвечал: "Каким образом вы руководите группой людей, скажем, из десяти человек? Если вы замечаете, что они регулярно опаздывают на работу, вы проводите с ними воспитательную беседу. Так зачем же вам нужны эти звонки, возвещающие о начале рабочего дня, если ваши подчиненные все равно опаздывают?" Он также подчеркивает, насколько важно для руководителя начать с позитивных предположений о поведении его подчиненных, рассказывая следующую историю: "Наши администраторы говорили мне: "Мы не можем отказаться от четкого хронометража рабочего времени. Государственные органы требуют четкой фиксации появления на работе каждого сотрудника компании и отработанного им времени". "В настоящее время все наши сотрудники приходят на работу вовремя и уходят с работы также вовремя. Если вы проведете хронометраж, то убедитесь в этом лично. Если же вы заметите какие-то серьезные исключения из этого правила, то все подобные случаи мы будем рассматривать в индивидуальном порядке", — ответил я. Макферсон — горячий сторонник личного общения и обсуждения всех результатов со всеми работниками компании. Он требовал проведения ежемесячных личных встреч руководителей подразделений с каждым сотрудником подразделения с целью непосредственного, подробного и конкретного обсуждения всех корпоративных результатов. (Мы наблюдали такой подход во многих преуспевающих компаниях. Они буквально одержимы идеей совместного использования информации как можно большим числом людей и предотвращения любых попыток ее засекречивания. Они готовы смириться с возможной незначительной потерей конкурентной информации, если эта информация может принести пользу собственным сотрудникам.) Макферсон даже подчеркивает важность личных контактов в внутрикорпоративных объявлениях и лозунгах. Он придумывал такие лозунги и призывы, которые, по его собственным словам, "поначалу приводили в ужас руководителей среднего звена". Один из таких призывов гласил: "Не бойся возразить своему начальнику", а другой: "Не бойся задавать глупые вопросы". Макферсон сокрушается в связи с нежеланием руководителей выслушивать своих подчиненных: "Для слайд-презентации мне нужна была фотография, на которой изображен рабочий, о чем-то говорящий своему мастеру. В нашем архиве было свыше четырнадцати тысяч фотографий из жизни завода, среди которых мне не удалось найти ни одной, на которой был бы изображен начальник, слушающий своего подчиненного". От 40 до 50% своего времени Макферсон проводит на ногах, стремясь донести любую важную, по его мнению, информацию до своих работников. Он настоял на проведении так называемых "общегородских митингов", в которых обязаны участвовать все работники компании. Он вспоминает случай, который произошел в Ридинге, штат Пенсильвания: "Я хотел выступить перед всеми работниками. Местный руководитель сказал, что для этого нет подходящего места. Так продолжалось на протяжении трех лет. Наконец я не выдержал и сказал: "Очистите помещение, где находится ваш отдел отгрузки готовой продукции". На собрание пришли около тысячи шестисот работников. За многие годы моих поездок по заводам компании я ни разу не услышал от работников вопроса, который можно было бы назвать бестолковым. Тем не менее, директора заводов и руководители подразделений, которых я приглашал на собрание, никогда не изъявляли такого желания… Посмотрите на эти фотографии, — добавляет он, протягивая стопку фотографий. — Они сделаны во время собраний. Практически на каждой из них вы видите рабочих-станочников, задающих вопросы, — и ни одного руководителя, который спрашивал бы меня о чем-то. Знаете, почему? Вовсе не потому, что у них нет вопросов ко мне. Просто руководители боятся задавать вопросы!" Еще одной страстью Макферсона является обучение, непрерывное самосовершенствование. Предметом особой гордости Макферсона является Университет Dana. В прошлом году несколько тысяч работников компании Dana прошли курс обучения в Университете Dana, занятия в котором максимально приближены к практике. В то же время их целью является формирование у людей определенной философии. Многие занятия проводятся высшими руководителями компании — корпоративными вице-президентами (примерно такой же подход используется в Университете Disney и в Университете гамбургеров McDonald's). Согласно Макферсону, для любого из руководителей его компании нет более почетной и престижной должности, чем член правления Университета Dana. Правление Университета Dana обычно состоит из девяти генеральных менеджеров подразделений. В Dana никому ничего не навязывают. Хорошим примером в этом отношении является Scanlon Profit Plan, благодаря которому Dana получила столь широкую известность. К немалому нашему удивлению, оказалось, что Scanlon Profit Plan используется лишь в семи из сорока подразделений Dana. Макферсон говорит: "Его используют там, где считают нужным. Никого из руководителей подразделений не заставляют использовать Scanlon Profit Plan, если они сами того не желают". Если работник Dana и испытывает на себе какое-то давление, так это давление со стороны его коллег — людей, занимающих такую же должность. Это вполне ощутимое давление, как, впрочем, в большинстве других успешных компаний, охваченных нашим исследованием. Усилия Dana, направленные на культивирование этого давления, венчает так называемая Адская неделя. Дважды в году примерно сто руководителей собираются на пять дней, чтобы обменяться опытом и рассказать друг другу о методах повышения производительности труда. Макферсон активно поощряет этот процесс, поскольку верит, что давление со стороны коллег является одним из самых эффективных способов повышения производительности труда. Макферсон говорит: "Начальника обмануть не так уж трудно. Я сам не раз обманывал своих начальников. Но скрыть что-либо от своих коллег практически невозможно. Они-то знают, как в действительности обстоят дела". И, разумеется, во время Адской недели невозможно обойтись без свободного и открытого общения. "Мы проводим их через семь кругов ада", — добавляет Макферсон. Философия Макферсона, касающаяся гарантий занятости работников, прошла серьезное испытание во время недавнего кризиса в автомобилестроительной промышленности США. Как компания ни старалась избежать увольнений, на эту меру все же пришлось пойти. С другой стороны, даже столь непопулярные меры сопровождались широким общением с работниками компании. Каждому разъясняли, что происходит на самом деле и чем вызвана необходимость увольнений. О практических результатах этой разъяснительной кампании говорит сам Макферсон: "Наш план участия работников в прибылях компании охватывал в 1979 году примерно 80% сотрудников. Затем мы уволили девять тысяч человек. Каков же коэффициент участия наших работников в прибылях компании в настоящее время — включая тех, кто был уволен? Все те же 80%". Кроме того, поистине впечатляющие результаты, продемонстрированные компанией в 1981 году, свидетельствуют о том, что Dana успешно преодолела кризисную ситуацию. Философия Макферсона предполагает не только изучение ситуации на местах, но и ознакомление с ценными идеями, высказываемыми работниками. "Чтобы всегда быть в курсе событий, — подчеркивает Макферсон, — нужно регулярно посещать заводы, выслушивать мнения людей. Нужно постоянно расспрашивать людей, узнавать, что они думают по тому или иному поводу" 14. Сравните это высказывание со следующим мнением работника General Motors, которого недавно уволили после шестнадцати лет работы в подразделении Pontiac: "Я полагаю, меня уволили потому, что собираемые мною автомобили были не самого лучшего качества. Однако за все шестнадцать лет работы мне ни разу — ни разу! — не предложили высказаться по поводу того, что можно было бы сделать для повышения качества продукции" 15. Delta Airlines Delta Airlines оказалась в числе немногих авиакомпаний, которые прошли процедуру дерегулирования в отрасли авиаперевозок с минимальным ущербом для своей безукоризненной репутации компаний, демонстрирующих превосходные финансовые показатели 16. Последняя забастовка служащих Delta Airlines состоялась в 1942 году. Последнее голосование в профсоюзе состоялось в 1955 году. Вот какое мнение о Delta Airlines высказывает Фрэнсис О'Коннелл, глава профсоюза транспортных работников Америки: "В отношения этой авиакомпании со своими служащими очень трудно вклиниться". Delta — это компания людей и для людей. Она активно рекламирует свое "чувство семьи Delta " и живет в соответствии с этой философией. Компания выдвигает на руководящие посты собственных работников. Она оплачивает труд своих работников лучше, чем другие авиакомпании, и делает все от нее зависящее, чтобы избежать массовых увольнений (что не так-то просто в этой традиционно циклической отрасли). Многие из успешных компаний стремятся выявить, насколько их новые работники соответствуют культуре этих компаний. Delta начинает этот процесс с тщательной и длительной процедуры '"просеивания" всех кандидатов на занятие вакантных должностей. Автор статьи в газете Wall Street Journal отмечает: "Например, стюардессы отбираются из тысяч кандидатов. Каждая из кандидаток на занятие вакантного места стюардессы проходит два собеседования, после чего направляется к психологу Delta, д-ру Сидни Янусу. "Я пытаюсь определить их готовность к сотрудничеству, умение работать в коллективе. Поступая на работу в Delta, вы не просто вливаетесь в компанию — вы включаетесь в процесс достижения определенной цели" 17. Успех в Delta является результатом множества мелких факторов. Тон всему задает политика открытых дверей. Бывший президент Delta Том Биби поясняет "Чистка моего ковра должна производиться не реже одного раза в месяц. Механики, пилоты, служащие аэропорта, сопровождающие пассажиров к самолету, — все они часто приходят в мой кабинет. Если у них действительно есть что сказать нам, мы обязательно уделяем им время. Им не нужно обращаться в какие-то промежуточные инстанции. Ни у председателя совета директоров, ни у президента, ни у вице-президента компании — ни у кого из нас нет заместителя по общим вопросам, или "посредника", занимающегося предварительным просеиванием посетителей" 18. Разумеется, если человек приходит на прием к кому-то из высших руководителей компании, это значит, что у него действительно что-то случилось. Delta тратит немало времени и денег (очень много с точки зрения тех, кто не прибегает к подобной практике) на то, чтобы проверить версию события, изложенную работником. Нередко результатом таких посещений становится существенное изменение политики компании, касающейся, например, оплаты труда работников или процедур бухгалтерского учета. Все это, по словам одного из аналитиков, "является результатом проверенной временем готовности служащих использовать политику открытых дверей, предложенную руководством компании, а также результатом проверенной временем готовности высшего руководства компании проводить политику открытых дверей". Приведем весьма показательный пример такой политики в действии, изложенный в газете Wall Street Journal. В феврале 1979 года механик Delta Airlines Джеймс Барнетт обнаружил, что компания не доплатила ему 38 долларов за сверхурочную работу, выполненную Джеймсом в день, когда ему позвонили в 2 часа ночи и попросили срочно выйти на работу, чтобы отремонтировать двигатель L-1011. После того как оказалось, что непосредственный начальник Джеймса Барнетта не может решить этот вопрос, он написал письмо президенту Delta Airlines Дэвиду К. Гарретту-младшему. Он пожаловался, что "в компании существует проблема оплаты сверхурочных работ" и что "многие хорошие работники недовольны тем, как решается эта проблема". Через три дня Джеймс Барнетт получил свои деньги и извинения от высшего руководства компании. Более того, это письмо заставило компанию изменить свою политику оплаты сверхурочных работ, повысив уровень оплаты сверхурочных для механиков, которым нередко приходится заниматься такими работами даже в ночное время 19. Одной из наиболее интересных особенностей организации труда в Delta Airlines является взаимозаменяемость отдельных руководителей компании. Председатель совета директоров настаивает, например, чтобы все вице-президенты умели, если потребуется, занять любую должность в своей компании (разумеется, за исключением места за штурвалом самолета). В частности, предполагается, что вице-президенты должны знать функции друг друга настолько хорошо, чтобы в случаях необходимости заменить своих коллег. Между прочим, в Delta Airlines существует традиция, в соответствии с которой высшие руководители компании время от времени (особенно в периоды пиковой нагрузки, например во время рождественских праздников) помогают работникам багажного отделения аэропортов управляться с багажом авиапассажиров. Как и в Dana, руководство Delta Airlines тратит немалую часть своего рабочего времени на общение с сотрудниками компании. Высшие руководители компании встречаются со всеми ее служащими по меньшей мере раз в году в ходе так называемого "открытого форума". Во время "открытого форума" высшие руководители компании непосредственно общаются с рядовыми сотрудниками. Количество времени, затрачиваемого руководством на общение с ее рядовыми сотрудниками, вызывает неподдельное изумление у представителей тех компаний, которые не прибегают к подобной практике. Например, каждый год высшие руководители компании затрачивают четыре полных рабочих дня лишь на то, чтобы пообщаться со служащими аэропорта в Атланте, сопровождающими пассажиров к самолету. Вице-президенты Delta Airlines обычно проводят в командировках больше ста дней в году. Между прочим, эти командировки трудно назвать легкой прогулкой, обычно они связаны с проверкой работы ночных смен сотрудников в аэропортах. Интенсивные коммуникации начинаются с самых верхних ступеней иерархической лестницы Delta Airlines. Каждый понедельник начинается в компании с привычного утреннего совещания руководителей, во время которого подробно обсуждаются различные программы, проблемы и состояние финансов компании. Затем вице-президенты компании встречаются во время второго завтрака с главами курируемых ими отделов, чтобы ввести их, так сказать, в курс текущих событий. Именно таким образом свежие новости быстро доводятся до сведения всех работников компании. К выслушиванию проблем рядовых сотрудников компании в Delia Airlines относятся чрезвычайно серьезно. Например, в компании создан специальный комитет, в обязанности которого, в частности, входит выбор униформы для 6000 стюардесс и стюардов Delta Airlines. "Это очень важно, ведь мы фактически полжизни проводим в этой униформе", — говорит одна из стюардесс компании 20. Механикам даже предоставлено право выбирать своего непосредственного начальника. McDonald's По-видимому, нет ничего удивительного в том, что Фред Тернер, нынешний председатель совета директоров McDonald's, начинал свою трудовую деятельность продавцом обуви. Именно этим способом лидеры многих организаций, занимающихся обслуживанием огромного количества людей, учатся постигать основы такого обслуживания — встречать клиентов, мгновенно обслуживать их, гордиться своей повседневной деятельностью и нести за нее ответственность. McDonald's является одной из лучших компаний именно в силу того, что она постигла это. Фред Тернер говорит: "История свидетельствует о том, что внимание руководства наших конкурентов к этим вопросам весьма недолговечно. Кроме того, они не уделяют достаточного внимания всевозможным деталям" 21. McDonald's полагает, что высшие руководители компании должны как можно чаше уделять внимание рядовым работникам компании, выяснять их проблемы и заниматься вопросами их обучения. Вот что говорит по этому поводу основатель McDonald's Рэй Крок: "Я придерживаюсь того мнения, что чем меньше, тем больше, — по крайней мере в том, что касается корпоративного руководства. Что же касается размеров нашей компании, то на сего
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|