Функции философии в научном познании
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Наука и ее классификация Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. (Новая философская энциклопедия, 2003 г.) Цель науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов. Цель, в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Периоды развития науки 1. Древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская): - непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям. - кастовость и закрытость научного сообщества. 2. Античная наука: - теоретичность (источник научного знания – мышления); - логическая доказательность; - независимость от практики; - открытость критике; - демократизм. 3. Средневековая европейская наука: - непосредственно обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм. Научные истины («истины разума») имели подчиненный, более низкий гносеологический статус, чем религиозные истины («истины веры») Средневековая наука противоречила как античной науке, так и древней. 4. Новоевропейская классическая наука: - светский характер; - практическая полезность; - создание научных и учебных заведений нового типа; - усиление связи науки с производством. 5. Неклассическая наука: - массовость (множество объектов любого рода – статистическая система); - системность; - структурность; - организованность; - наука – объект экономического, правового, социального и государственного регулирования;
- вероятностный характер научных законов и теорий; - отсутствие универсального научного метода. 6. Постнеклассическая наука: - предмет исследования – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.) - системность; - структурность; - экологическая и гуманистическая ценность научной информации; - эффективность; - целесообразность научных решений.
Концепция Т. Куна - «Структура научных революций» опубликована 1962г. - Развитие идет на путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодическую коренную трансформации и смену ведущих представлений, то есть через периодически происходящие научные революции. - Научное сообщество выступает как логический субъект научной деятельности.
Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций Майкл Полани (1981-1976) В самом сердце науки существует области практического знания, которые через формулировки передать невозможно. Леонардо Пизанский (Фибоначчи. Книга Абака): - дроби и смешанные числа, - правила действий над числами и т.д.
Популяризация науки Процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.
Классификация науки Аристотель (384-322 до н.э.) Все знание – а оно в античности совпадало с философией – в зависимости сферы его применения он разделил на три группы: 1. Практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека 2. Творческая 3. Теоретическая - Философия математика и физика
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы:
1. История 2. Философия 3. Поэзия и т.д. Энгельс Фридрих (1820-1895) Выделил: 1. Механика 2. Техника 3. Физика
Классификация направлений специальностей высшего профессионально образовании 1. Естественные науки 2. Гуманитарные и социально-экономические науки. 3. Технические науки 4. Сельскохозяйственные науки
Номенклатура специальностей научных работников (физико-химические, биологические, философские и т.д.)
17.09.2012 Идентификация законодательных требований – СТП
Функции философии в научном познании 1. Интегративная – (синтетическая) функция философии – системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом. Философское обобщение – это качественно новое, всеобщее и знание. 2. Критические функции философии – ориентирована на все сферы человеческой деятельности (не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей). Основная задача критики – дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны.
Формы критики: а) негативная, разрушительная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся. б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем.
3. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологическая функция). Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Онтология Учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. 4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологическая функция). Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийно аппарата.
Теория познания, или гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий (методологическая функции). Эти принципы функционируют в науке в виде универсальных норм. 6. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция). Аксиология – теория ценностей, раздел философии. 7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Эта селективная (отборочная) функция наиболее активно проявляется в ходе научных революций. 8. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией. В рамках философии вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. 9. Филосовско-методологические принципы выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его – особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|