Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции философии в научном познании




Наука и ее классификация

Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. (Новая философская энциклопедия, 2003 г.)

Цель науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов.

Цель, в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

 

Периоды развития науки

1. Древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская):

- непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям.

- кастовость и закрытость научного сообщества.

2. Античная наука:

- теоретичность (источник научного знания – мышления);

- логическая доказательность;

- независимость от практики;

- открытость критике;

- демократизм.

3. Средневековая европейская наука:

- непосредственно обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм.

Научные истины («истины разума») имели подчиненный, более низкий гносеологический статус, чем религиозные истины («истины веры»)

Средневековая наука противоречила как античной науке, так и древней.

4. Новоевропейская классическая наука:

- светский характер;

- практическая полезность;

- создание научных и учебных заведений нового типа;

- усиление связи науки с производством.

5. Неклассическая наука:

- массовость (множество объектов любого рода – статистическая система);

- системность;

- структурность;

- организованность;

- наука – объект экономического, правового, социального и государственного регулирования;

- вероятностный характер научных законов и теорий;

- отсутствие универсального научного метода.

6. Постнеклассическая наука:

- предмет исследования – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

- системность;

- структурность;

- экологическая и гуманистическая ценность научной информации;

- эффективность;

- целесообразность научных решений.

 

Концепция Т. Куна

- «Структура научных революций» опубликована 1962г.

- Развитие идет на путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодическую коренную трансформации и смену ведущих представлений, то есть через периодически происходящие научные революции.

- Научное сообщество выступает как логический субъект научной деятельности.

 

Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций

Майкл Полани (1981-1976)

В самом сердце науки существует области практического знания, которые через формулировки передать невозможно.

Леонардо Пизанский (Фибоначчи. Книга Абака):

- дроби и смешанные числа,

- правила действий над числами и т.д.

 

 

Популяризация науки

Процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.

 

Классификация науки

Аристотель (384-322 до н.э.)

Все знание – а оно в античности совпадало с философией – в зависимости сферы его применения он разделил на три группы:

1. Практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека

2. Творческая

3. Теоретическая

- Философия математика и физика

 

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

 

В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы:

1. История

2. Философия

3. Поэзия и т.д.

Энгельс Фридрих (1820-1895)

Выделил:

1. Механика

2. Техника

3. Физика

 

Классификация направлений специальностей высшего профессионально образовании

1. Естественные науки

2. Гуманитарные и социально-экономические науки.

3. Технические науки

4. Сельскохозяйственные науки

 

Номенклатура специальностей научных работников (физико-химические, биологические, философские и т.д.)

 

 

17.09.2012

Идентификация законодательных требований – СТП

 

Функции философии в научном познании

1. Интегративная – (синтетическая) функция философии – системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры – всего опыта человечества в целом.

Философское обобщение – это качественно новое, всеобщее и знание.

2. Критические функции философии – ориентирована на все сферы человеческой деятельности (не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей).

Основная задача критики – дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны.

 

Формы критики:

а) негативная, разрушительная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся.

б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем.

 

3. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологическая функция).

Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее).

Онтология Учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологическая функция).

Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийно аппарата.

Теория познания, или гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

 

5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий (методологическая функции).

Эти принципы функционируют в науке в виде универсальных норм.

6. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).

Аксиология – теория ценностей, раздел философии.

7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных).

Эта селективная (отборочная) функция наиболее активно проявляется в ходе научных революций.

8. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией.

В рамках философии вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

9. Филосовско-методологические принципы выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины.

Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его – особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...