Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА

Физические возможности трехлетнего ребенка

Первые шаги вашего малыша уже позади, теперь он умеет:

§ сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге;

§ самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги;

§ подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия;

§ спрыгивать со ступеньки;

§ достаточно уверенно и быстро бегать;

§ брать и бросать предметы;

§ заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями;

§ самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде;

§ может съехать с горы на санках без помощи взрослых.

Физические возможности трехлетнего Елисея

В общем, это все он умеет. Только с велосипедом у нас не очень получается. Правда, у нас не трехколесный, а маленький двухколесный с еще двумя колесиками, прикрепленными к заднему колесу для устойчивости.

Зато бегает так, что не догонишь. Прыгает, кувыркается, висит на трапеции и раскачивается. Залезает на шведскую стенку и слезает с нее.

Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года

§ самостоятельно мыть лицо и руки;

§ пользоваться носовым платком;

§ раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду;

§ обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место;

§ умеет правильно сидеть за столом;

§ аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения;

§ вытирать губы после еды салфеткой;

§ научился полоскать рот после еды и чистить зубы;

§ знает свое полотенце и его место;

§ освоил пользование горшком;

§ знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви;

§ вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей;

§ замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Елисей конечно, все это вроде знает и умеет (ключевое слово — вроде:))). Начнем по порядку — самостоятельно мыть лицо и руки. Умеет и даже очень любит это делать. Только после него в ванную комнату не зайти — все залито водой, а со стенок бутылочки с жидким мылом грустно стекают последние капли.

Одеваться-раздеваться умеет, но не любит. Можно полчаса его прождать, при этом выслушивая от него, какой он маленький и бедненький. Потом я не выдерживаю и одеваю его. Обувь, правда, он сам одевает и, когда надо снимает. Но вот сложить и повесить одежду…

Со всем остальным все хорошо. Ой, нет. Очень уж у нас, если положить руку на сердце, страдает поведение. И за столом в том числе. Особенно, если сидит вместе с братом. Иногда даже приходится удалять из-за стола. Характерец, я вам скажу, у него еще тот.

3. Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Сюда же можно отнести и развитие речи. Хоть это и обширная тема, которую удобнее рассматривать отдельно, но мы сейчас рассмотрим общие показатели, а о развитии речи потом поговорим в другой статье.

Степень развития психических процессов у трехлетнего ребенка (с 3-х до 4-х) можно оценить по следующим признакам:

§ ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

§ говорит от 300-700 слов, более-менее развернутыми предложениями, пример от Елисея: «Медведь вдруг испугался динозавра, побежал от него, а потом умер. Ну это потому что динозавр его победил» ;

§ усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко), не всегда правильно, но это ему еще простительно. Употребляет слова во множественном числе;

§ задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д. (На эту тему у меня есть большая отдельная статья «Как в одной маленькой головке помещается сто тысяч «Почему»? «В ней я с помощью специалистов ответила на вопросы: почему ребенок говорит почему, какой стадии развития он достиг, как реагировать на вопросы, как отвечать и др.)

§ использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д.

§ знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

§ знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). По некоторым источникам — 4 цвета;

§ знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький», способен научится считать до десяти;

§ понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

§ может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

§ находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку);

§ начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

§ различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»;

§ отгадывает загадки, отвечает на вопросы;

§ слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам, рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;

§ вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то;

§ умеет подобрать антонимы: огонь — горячий, лёд — …?, лошадь — большая, мышь —…?, мама — женщина, папа — …?

§ знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения;

§ рисует (круги, линии, солнышко с лучиками, человечка (схематично, конечно), некоторые детишки больше: домик, машинку и пр.), лепит (простые поделки: гусеницу, снеговика), раскрашивает картинки (разумеется, не идеально), занимается аппликацией (с помощью взрослого), может построить несложное сооружение из конструктора;

§ концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; найти заплатку к коврику (к красному — красную, с круглой дыркой — круглую и т.п.);

§ начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.;

§ отличает и называет 2-3 дерева;

§ знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут;

§ называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела;

§ обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.);

§ понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»;

§ умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, кенгуру прыгает и т.д.

Елисей к своим трем годамбольшинство из перечисленного умеет и делает. Проверяла на нем по мере написания))). Смешно получилось с антонимами.

— Огонь горячий, а лед? — спрашиваю я.

— Холодный, — отвечает испытуемый. Я продолжаю,

— Лошадь большая, а мышка?

— Маленькая!

— Мама женщина, а папа?

— СЛОН!!!

Ну что тут скажешь:). В остальном, что-то больше, что-то меньше, но выполняет. С рисованием у нас только не очень. В приоритете у него примитивный экспрессионизм, каляки-маляки то есть, а еще боди-арт (рисование на себе или на брате). Он, конечно, говорит, что это у него, к примеру, розовый бегемот, но увы и ах, даже человечка рисует мой абстракционист с трудом. Хотя тут, наверное, я сама виновата. Нужно чаще с ребенком заниматься. Надо перечитать свою же статью«10 советов: Как увлечь ребенка рисованием? «

Немного удивилась, что некоторые специалисты утверждают, что в три года ребенок должен знать 4 цвета. Мой старший сын в 1,7 г. знал 11 цветов, а младший в том же возрасте знал 6 цветов. Как я их учила различать цвета, я поделилась в этой статье: «Как научить ребенка различать цвета? «

4. Что еще должен знать и уметь ребенок в 3 года? Общаться!

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Навыки общения с другими людьми приобретают большое значение. Происходит скачок в отношениях со сверстниками. Если раньше дети играли рядом друг с другом, то теперь они начинают играть вместе, осваивают ролевые игры. И теперь

§ ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

§ появляется способность воспринимать некоторые правила игры, подчиняться им;

§ ребенок называет других по имени;

§ ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

§ «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил;

§ малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова.

Елисею в плане общения повезло — у него есть брат, который старше него всего на три года. Общаются по полной программе трех-шестилетнего возраста. Правила игр диктует сам, попробуй не согласись))). При этом безумно вежлив: «Богдан, давай пожалуйста поиграем вот так… Нееет, я сказал ТАК! Кому говорю ТАК!!!» На этом вербальное общение может перейти к тактильному. Характерец, как я уже упомянула, у него не простой. Да еще и кризис трех лет настиг.

5. Ко всему вышесказанному можно добавить, что в 3 года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он вполне может справиться со своим страхом, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.

Три года — очень интересный возраст. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение с родителями, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

Нельзя не сказать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Он не обязан знать и уметь в 3 года все, что здесь написано. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими наклонностями, способностями и интересами. Да-да уже в этом возрасте.

Кстати, некоторые специалисты считают, что к трем годам уже нужно рассмотреть к чему тяготеет ребенок и развивать его в этом направлении. Занимаясь любимым делом, он вырастет гармоничной и счастливой личностью. Если честно, я не могу точно определить, к чему больше тяготеет даже шестилетний Богдан, что там про Елисея говорить.

Но меня это не пугает, потому что я знаю, что с этим делать. Знаю, как легко и точно определить наклонности своих детей. И с удовольствием расскажу вам об этом. Только уже в следующий раз. Подписывайтесь на обновления, если еще не сделали это. Обещаю, что будет интересно!

С уважением и любовью,

Юлия Халова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...