Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА Физические возможности трехлетнего ребенка Первые шаги вашего малыша уже позади, теперь он умеет: § сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге; § самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги; § подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия; § спрыгивать со ступеньки; § достаточно уверенно и быстро бегать; § брать и бросать предметы; § заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями; § самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде; § может съехать с горы на санках без помощи взрослых. Физические возможности трехлетнего Елисея В общем, это все он умеет. Только с велосипедом у нас не очень получается. Правда, у нас не трехколесный, а маленький двухколесный с еще двумя колесиками, прикрепленными к заднему колесу для устойчивости. Зато бегает так, что не догонишь. Прыгает, кувыркается, висит на трапеции и раскачивается. Залезает на шведскую стенку и слезает с нее. Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года § самостоятельно мыть лицо и руки; § пользоваться носовым платком; § раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду; § обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место; § умеет правильно сидеть за столом; § аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения; § вытирать губы после еды салфеткой;
§ научился полоскать рот после еды и чистить зубы; § знает свое полотенце и его место; § освоил пользование горшком; § знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви; § вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей; § замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи. Елисей конечно, все это вроде знает и умеет (ключевое слово — вроде:))). Начнем по порядку — самостоятельно мыть лицо и руки. Умеет и даже очень любит это делать. Только после него в ванную комнату не зайти — все залито водой, а со стенок бутылочки с жидким мылом грустно стекают последние капли. Одеваться-раздеваться умеет, но не любит. Можно полчаса его прождать, при этом выслушивая от него, какой он маленький и бедненький. Потом я не выдерживаю и одеваю его. Обувь, правда, он сам одевает и, когда надо снимает. Но вот сложить и повесить одежду… Со всем остальным все хорошо. Ой, нет. Очень уж у нас, если положить руку на сердце, страдает поведение. И за столом в том числе. Особенно, если сидит вместе с братом. Иногда даже приходится удалять из-за стола. Характерец, я вам скажу, у него еще тот. 3. Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Сюда же можно отнести и развитие речи. Хоть это и обширная тема, которую удобнее рассматривать отдельно, но мы сейчас рассмотрим общие показатели, а о развитии речи потом поговорим в другой статье. Степень развития психических процессов у трехлетнего ребенка (с 3-х до 4-х) можно оценить по следующим признакам: § ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения; § говорит от 300-700 слов, более-менее развернутыми предложениями, пример от Елисея: «Медведь вдруг испугался динозавра, побежал от него, а потом умер. Ну это потому что динозавр его победил» ;
§ усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко), не всегда правильно, но это ему еще простительно. Употребляет слова во множественном числе; § задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д. (На эту тему у меня есть большая отдельная статья «Как в одной маленькой головке помещается сто тысяч «Почему»? «В ней я с помощью специалистов ответила на вопросы: почему ребенок говорит почему, какой стадии развития он достиг, как реагировать на вопросы, как отвечать и др.) § использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д. § знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник); § знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). По некоторым источникам — 4 цвета; § знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький», способен научится считать до десяти; § понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»; § может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей; § находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку); § начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад); § различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»; § отгадывает загадки, отвечает на вопросы; § слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам, рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам; § вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то; § умеет подобрать антонимы: огонь — горячий, лёд — …?, лошадь — большая, мышь —…?, мама — женщина, папа — …? § знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения; § рисует (круги, линии, солнышко с лучиками, человечка (схематично, конечно), некоторые детишки больше: домик, машинку и пр.), лепит (простые поделки: гусеницу, снеговика), раскрашивает картинки (разумеется, не идеально), занимается аппликацией (с помощью взрослого), может построить несложное сооружение из конструктора;
§ концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; найти заплатку к коврику (к красному — красную, с круглой дыркой — круглую и т.п.); § начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.; § отличает и называет 2-3 дерева; § знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут; § называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела; § обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.); § понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»; § умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, кенгуру прыгает и т.д. Елисей к своим трем годамбольшинство из перечисленного умеет и делает. Проверяла на нем по мере написания))). Смешно получилось с антонимами. — Огонь горячий, а лед? — спрашиваю я. — Холодный, — отвечает испытуемый. Я продолжаю, — Лошадь большая, а мышка? — Маленькая! — Мама женщина, а папа? — СЛОН!!! Ну что тут скажешь:). В остальном, что-то больше, что-то меньше, но выполняет. С рисованием у нас только не очень. В приоритете у него примитивный экспрессионизм, каляки-маляки то есть, а еще боди-арт (рисование на себе или на брате). Он, конечно, говорит, что это у него, к примеру, розовый бегемот, но увы и ах, даже человечка рисует мой абстракционист с трудом. Хотя тут, наверное, я сама виновата. Нужно чаще с ребенком заниматься. Надо перечитать свою же статью«10 советов: Как увлечь ребенка рисованием? « Немного удивилась, что некоторые специалисты утверждают, что в три года ребенок должен знать 4 цвета. Мой старший сын в 1,7 г. знал 11 цветов, а младший в том же возрасте знал 6 цветов. Как я их учила различать цвета, я поделилась в этой статье: «Как научить ребенка различать цвета? «
4. Что еще должен знать и уметь ребенок в 3 года? Общаться! Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Навыки общения с другими людьми приобретают большое значение. Происходит скачок в отношениях со сверстниками. Если раньше дети играли рядом друг с другом, то теперь они начинают играть вместе, осваивают ролевые игры. И теперь § ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр; § появляется способность воспринимать некоторые правила игры, подчиняться им; § ребенок называет других по имени; § ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций; § «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил; § малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова. Елисею в плане общения повезло — у него есть брат, который старше него всего на три года. Общаются по полной программе трех-шестилетнего возраста. Правила игр диктует сам, попробуй не согласись))). При этом безумно вежлив: «Богдан, давай пожалуйста поиграем вот так… Нееет, я сказал ТАК! Кому говорю ТАК!!!» На этом вербальное общение может перейти к тактильному. Характерец, как я уже упомянула, у него не простой. Да еще и кризис трех лет настиг. 5. Ко всему вышесказанному можно добавить, что в 3 года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он вполне может справиться со своим страхом, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой. Три года — очень интересный возраст. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение с родителями, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. Нельзя не сказать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Он не обязан знать и уметь в 3 года все, что здесь написано. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими наклонностями, способностями и интересами. Да-да уже в этом возрасте.
Кстати, некоторые специалисты считают, что к трем годам уже нужно рассмотреть к чему тяготеет ребенок и развивать его в этом направлении. Занимаясь любимым делом, он вырастет гармоничной и счастливой личностью. Если честно, я не могу точно определить, к чему больше тяготеет даже шестилетний Богдан, что там про Елисея говорить. Но меня это не пугает, потому что я знаю, что с этим делать. Знаю, как легко и точно определить наклонности своих детей. И с удовольствием расскажу вам об этом. Только уже в следующий раз. Подписывайтесь на обновления, если еще не сделали это. Обещаю, что будет интересно! С уважением и любовью, Юлия Халова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|