Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Предложения объединены общей темой.) — Какое название подойдёт к этому тексту? III. Актуализация знаний Словарный диктант Праздник, вместе, орех, овёс, метро, класс, ягода, ученица, быстро, суббота, хорошо, вдруг. IV. Самоопределение к деятельности — Составьте из слов предложение и запишите его. рос, на, могучий, поляне, дуб — Какое это предложение? — Найдите основу предложения. Какие члены предложения составляют его основу? — Назовите второстепенные члены предложения. Какие члены предложения они поясняют? — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа с предложениями (Запись предложений под диктовку.) Лучи солнца заиграли на зелёных полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. По Д. Зуеву — Найдите главные члены в каждом предложении, подчеркните их. — Назовите слова, которые поясняют главные члены. — Поставьте к ним вопросы. — Составьте схему второго предложения. 2. Работа по учебнику Упр. 42 (с. 29). (Работа в парах. Взаимопроверка.) Упр. 43 (с. 29). (Самостоятельное выполнение.) Упр.44 (с. 29). — Прочитайте текст. — Какие орфограммы вам встретились? — Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Проверка.) 3. Работа со словом из словаря — Встроках стихотворения встретилось слово восток. Найдите это слово в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом восток, запишите.
— Запомните написание этого слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 45 (с. 30). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) Упр.47 (с. 30). (Работа в парах. Проверка.) — Какое предложение вы записали к первой схеме? (В огороде созрели красные помидоры.) — А ко второй схеме? (Ворона громко каркнула.) VIII. Рефлексия — Какие члены предложения вы знаете? — Какие члены предложения называются главными? — Какие члены предложения называются второстепенными? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? Домашнее задание Упр. 46(с. 30). Тема: Простое и сложное предложения Цели: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу. — Объясните написание слов с орфограммами. — Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу. — Объясните написание слов с орфограммами. III. Актуализация знаний (Работа в парах) — Добавьте в предложения второстепенные члены и запишите их. Зайцы питаются. Солнце светит. Ребята пришли. Набежала туча. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложение. Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. А. Пушкин — Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? (Две основы.) — На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.) — Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом предложении? — Такие предложения называются сложными. Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 48 (с. 31). — Прочитайте предложения. Сравните их. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок.) — Прочитайте предложения, в которых основа состоит из одного главного члена. (Осень. Подморозило.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какое предложение называется простым? — Какой может быть основа простого предложения? Приведите примеры. VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 49 (с. 31). — Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это простое предложение.) — Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.) — Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.) — Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.) — Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.) — Прочитайте сведения о языке на с. 32. — Какое предложение называется сложным? — Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? — Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? Упр. 50 (с. 32). — Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.) — Докажите. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимопроверка.) VIII. Рефлексия — Прочитайте. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. А. Пушкин Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. К. Чуковский Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. К. Чуковский — Какие из данных предложений являются сложными? Докажите. — Чем отличается простое предложение от сложного? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 51 (с. 32).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|