Раса и этническая идентичность
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В чем разница между расой и этнической принадлежностью? Многие люди склонны думать о расовой и этнической принадлежности как об одном и том же. Часто эти слова используются для обозначения одних и тех же явлений, оказываются взаимозаменяемы в нашем обыденном языке. Более того, даже для профессиональных антропологов и этнологов однозначное объяснение различий между данными понятиями является проблематичным. Однако, при всех неясностях эти два термина имеют отдельные значения. Понимание этих различий приобретает все большую важность, поскольку разнообразие человеческих сообществ в мире продолжает расти. Что такое раса?Говоря просто, «раса» – это слово, используемое для описания физических характеристик человека. Эти характеристики могут включать в себя все: от цвета кожи до цвета глаз, от структуры лица до цвета волос. Термин «раса» носит физиологический характер и описывает различные крупные популяции человечества как биологического вида. Однако сегодня в западной науке возникла тенденция отрицания генетических различий между расами, которая, вместе с тем, не имеет достаточного обоснования. Что такое этническая принадлежность? В отличие от термина «раса», «этническая принадлежность» – это термин, используемый для описания культурной самобытности человека (языка, религии, происхождения, одежды и обычаев), которая также во многом обусловлена биологическими и географическими факторами. Члены определенной этнической группы склонны идентифицировать друг друга на основе этих общих культурных особенностей. Данный термин считается антропо-культурологическим по своей сути, поскольку он основан на изучении не физических параметров, а, прежде всего, поведения человека.
Разница между этими двумя терминами хорошо видна на примере изучения людей, которые имеют одну и ту же этническую принадлежность. Два человека могут определять свою этничность как американец, но их расовая принадлежность может быть разной: в одном случае, негроидная, в другом – европеоидная. С другой стороны, люди, разделяющие одну и ту же расу, могут относиться к разным этническим группам. Например, люди, идентифицирующие себя как белые, могут иметь немецкую, ирландскую или британскую этническую принадлежность. Некоторые исследователи считают, что как расы, так и этнические общности возникли не биологическим путем, а в ходе социально-исторического развития человечества. Это связано с тем, что каждая эпоха и каждое общество вкладывает свое содержание в те или иные понятия, исходя из собственных интересов (политических, идеологических и т.д.) и представлений о мире. Например, когда в XX веке итальянские иммигранты начали прибывать в Соединенные Штаты, они не считались частью «белой расы». То же самое относится к ирландским и восточноевропейским иммигрантам. Выходцы из этих стран считались представителями «альпийской» или «средиземноморской» рас. Широко распространенное мнение о том, что эти люди не были белыми, противоречит всем научным классификациям, и, вместе с тем, оно привело к ограничениям иммиграционной политики и появлению так называемых «небелых» иммигрантов. Сегодня же, напротив, антропологическая наука в западных странах пытается отказаться от термина «раса», поскольку это слово в сознании обывателя тесно срослось с расизмом, идеей расового превосходства и неполноценности и, таким образом, оказалось дискредитировано. Дурную репутацию, в западных обществах, также приобрели слова «этнос» и «этничность». Считается, что этническая идентичность способствует сплоченности и непроницаемости иммигрантских групп в странах Западной Европы и США, что ведет к нарастанию агрессии внутри этих сообществ по отношению к местному населению. В тоже время, этнические отличия, которые лежат в основе обособленности переселенцев, становятся причиной отторжения и расистского поведения со стороны граждан западных государств.
4. Почему для нас так важна национальная идентичность? В настоящее время национальная идентичность является одной из самых мощных форм коллективного сознания. Национальная идентичность основана на чувстве принадлежности к конкретной нации. Это чувство выражается в эмоционально-возвышенном отношении к определенному набору символов, традиций, святых мест, церемоний, культурных героев, исторических событий, которые представители нации воспринимают как неотъемлемые части самих себя. Отсюда вытекает два основных следствия. Во-первых, общая национальная идентичность способствует созданию солидарности между членами данного сообщества и позволяет им считать свое сообщество уникальным и отличным от других. Во-вторых, существует политическое измерение национальной идентичности. По сути дела национальное чувство и является той болевой точкой, благодаря наличию которой политики могут каким-либо образом воздействовать на общественное сознание для решения крупных государственных задач. И они делают это как во благо, так и в ущерб самому обществу. Национальная идентичность становится основным способом идентификации человека в период формирования мира национальных государств. Начало этому процессу положил Вестфальский мирный договор 1648 года, подведший итоги Тридцатилетней войны между европейскими державами. Согласно результатам этого договора, складывается система международных отношений, которая в том или ином виде сохранилась до начала XXI века. В основу этого миропорядка был положен принцип национального суверенитета, и национальное государство становится основным актором (действующей силой) мировой политики. И если люди Средневековья отождествляли себя, главным образом, с каким-либо вероисповеданием (православные христиане или правоверные мусульмане), то в Новое время главным фактором в идентификации человека выступает принадлежность к национальному государству (французы, русские, китайцы и пр.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|