Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к системе экологического управления предприятия




Экологическая политика предприятия. Являясь необходимой составной частью СЭУ, она должна, во-первых, соответствовать области производственной деятельности предприятия, характеру и масштабам воздействия на окружающую среду его деятельности, продукции, услуг, а также предусматривать:

положение о предотвращении загрязнения окружающей среды и обязательства непрерывно улучшать экологическую обстановку;

положение об обязательности соответствия требованиям нормативных документов, регламентирующих характер и уровень воздействия на среду, согласованных с государственными, региональными органами контроля и надзора за природоохранной деятельностью, а также выполнение обязательств, соглашений, договоров в области охраны окружающей среды;

для оценки характеристик экологичности предметов поставка-рассмотрение состояния окружающей среды в регионе, оценивание относительного вклада предприятия в состояние окружающей среды, в том числе в результате прошлой деятельности;

оценку интересов населения, общественности, акционеров, органов власти и др. в экологическом оздоровлении предприятия;

оценку потребных ресурсов для реализации мер экологического оздоровления предприятия;

сопоставление фактических показателей воздействия на окружающую среду с их значениями при оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемой деятельности (продукции, услуг);

анализ материалов (заключений) государственной экологической экспертизы по предыдущим проектам предприятия.

возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;

положение о порядке создания, документирования, внедрения и обеспечения функционирования СЭУ;

реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;

открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Очень важно рациональное использование природных ресурсов и его эффективное нормативно-правовое регулирование. Законодательные, нормативно-правовые акты на федеральном, региональном уровнях, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное или временное пользование, лицензирования комплексного природопользования и недропользования, возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде и др., в совокупности с нормативными документами (стандартами), конкретизирующими их положения, являются составной частью управления природопользованием.

кадровое - специалисты различных уровней управления предприятия: инженерно-технические работники, специалисты-экологи, преподаватели, занятые обучением и повышением квалификации специалистов в области охраны окружающей среды (экологии), и др.;

техническое - совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сливов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);

ресурсное - средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СЭУ.

Планирование природоохранной деятельности. Предприятие должно разработать и поддерживать процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции, услуг. Особенное внимание должно быть уделено аспектам, оказывающим наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Это могут быть отдельные технологические процессы, элементы производимой продукции, отходы, сырье, комплектующие и т.п [8].

Предприятие должно быть уверено, что такие аспекты его деятельности учтены. При этом необходима актуализация информации. Должны быть определены показатели (индикаторы), характеризующие уровень воздействия того или иного вида деятельности на окружающую среду. Предприятие должно определить (разработать):

цели и задачи для отдельных уровней управления по реализации экологической политики в части снижения воздействия на окружающую среду, экологического оздоровления, предотвращения загрязнений; аспекты деятельности, наиболее неблагоприятные для окружающей среды. Если цели могут иметь качественный характер, то задачи должны по возможности содержать возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;

положение о порядке создания, документирования, внедрения и обеспечения функционирования СЭУ;

реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;

открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Анализ исходного состояния охраны окружающей среды включает:

идентификацию законодательных актов, нормативно-правовых, нормативно-технических документов, регулирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды;

идентификацию аспектов деятельности предприятия (технологических процессов), в наибольшей степени оказывающих воздействие на окружающую среду (при этом выявляются процессы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу, сливами в воду, производством твердых отходов, загрязнением почвы и др.). Предварительно оценивается продукция предприятия (включая тару и упаковку) по характеру и уровню воздействия на окружающую среду на стадиях ее жизненного цикла. Рассматриваются качественные и количественные характеристики используемых сырьевых материалов, энергетических ресурсов и др.;

оценку соответствия экологических показателей деятельности предприятия требованиям законодательных и других НД. Анализируются причины допущенных отклонений и меры по их предотвращению;

анализ существующей практики управления охраной окружающей среды (включая организацию работ, используемые средства контроля (мониторинга), обработки, связи и передачи данных и др.);

идентификацию возможных аварийных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, анализ мер по их предотвращению и ликвидации последствий;

рассмотрение договоров (контрактов) с поставщиками оборудования, сырья, материалов, комплектующих

планы-графики экологического оздоровления, достижения целей и задач экологической политики. Разработка и использование таких планов - ключевой элемент СЭУ. Планы должны конкретизировать процесс достижения целей в перечне мероприятий, ответственных должностных лиц с указанием сроков проведения работ, предусматривать подготовку необходимых материалов для представления на государственную экологическую экспертизу, проведение ОВОС, выделение необходимых материальных, финансовых, кадровых ресурсов.

В планах должны быть представлены проекты экологического оздоровления, подлежащие внедрению. План может иметь разделы по соответствующим аспектам деятельности предприятия, должен предусматривать возможность уточнения или пересмотра при появлении новых направлений деятельности предприятия. Предприятие может включать рассмотрение процессов экологического оздоровления продукции (услуг) на стадиях жизненного цикла (производство, изготовление, утилизация). Это может быть сделано и для будущих перспективных направлений деятельности, продукции или услуг.

Организация работ. Успешное создание, внедрение и функционирование СЭУ требует соучастия и согласованности действий всех работников предприятия. Ответственность за выполнение намеченных программ несут не только лица, имеющие непосредственное отношение к реализации функций охраны окружающей среды, но и персонал, занятый в других областях деятельности. Такая согласованность должна начинаться с высшего руководства, деятельность же по созданию СЭУ на предприятии - с формирования группы разработчиков системы с непременным привлечением специалистов по промышленной экологии и включать ряд последовательных этапов - от утверждения технического задания до разработки и внедрения пилот-проекта системы (на уровне подсистемы) с последующим развитием, определением руководителей, несущих персональную ответственность за выполнение намеченных программ, планов. При этом предусматриваются необходимый уровень ресурсного обеспечения, адекватность ответственности и полномочий и положения, регламентирующие взаимодействие отдельных служб (подразделений) предприятия при реализации функций управления качеством окружающей среды.

В рамках предприятия может быть создана специальная служба экологического управления, наделенная полномочиями по формированию программ и планов экологического оздоровления, контролю экологических аспектов деятельности, участию в принятии общих управленческих решений.

Подготовка кадров. Предприятие должно определить направление и содержание обучения, обеспечить повышение общей экологической культуры персонала, а также требовать от других предприятий (поставщиков, подрядчиков) необходимого уровня квалификации их работников в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Работники предприятия должны осознавать ответственность и последствия отступлений от требований соответствующих технологических регламентов и производственных инструкций. Персонал, выполняющий производственные функции, связанные с возможностью значительного негативного воздействия на окружающую среду в результате аварии, должен быть соответствующим образом обучен, проинструктирован для выполнения своих функций в аварийной ситуации, а также при ликвидации последствий аварий.

Документирование системы. Целесообразна разработка Руководства по управлению качеством окружающей среды или экологическому управлению, которое бы включало:

положение о структуре управления качеством окружающей среды с функциональными обязанностями элементов структуры;

положение о порядке взаимодействия подразделений предприятия в процессе формирования и реализации планов и программ экологического управления;

порядок ресурсного обеспечения реализации планов экологического управления;

нормативно-техническую документацию (стандарты, нормы, правила, рекомендации) по экологическим аспектам деятельности предприятия;

инструктивно-методические материалы по проведению ОВОС;

экологический паспорт предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04).

В состав документации на систему управления качеством окружающей среды предприятия целесообразно также включить НД:

на средства программно-технического комплекса, используемого для ситуационного экологического моделирования, если таковой имеется;

на средства информационно-измерительного комплекса, используемого для мониторинга производственных процессов, окружающей среды, если таковой имеется;

на базы данных с результатами производственного и экологического мониторинга, со статистическими данными;

инструкции по подготовке материалов для представления на государственную экологическую экспертизу;

программу экологического обучения персонала.

Руководство может быть оформлено в виде стандарта предприятия.

Документация должна периодически актуализироваться.

Средства связи и передачи данных. Предприятие должно разрабатывать и поддерживать коммуникации (средства связи и передачи данных) для:

обеспечения связи и обмена информацией различных служб и подразделений предприятия, уровня оперативности. Информационная емкость средств хранения и передачи данных должна обеспечивать выполнение их функций в СЭУ;

обмена информацией (получения и посылки сообщений и документов) с внешними поставщиками/потребителями информации, заинтересованными сторонами. Предприятие должно рассмотреть эффективность имеющихся аварийных, предупредительных, сигнальных средств связи и оповещения о возможных природных, природно-тех-ногенных авариях, катастрофах, которые могут произойти вне предприятия. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение устойчивой работы средств связи в условиях экологических катастроф и введения чрезвычайного экологического положения.

Промышленные предприятия должны декларировать свою промышленную безопасность в соответствии с требованиями нормативных документов.

Функциональный контроль. Предприятие должно обеспечить систематический контроль тех аспектов своей деятельности, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду:

обеспеченность соответствующими нормативно-техническими документами, инструкциями, технологическими регламентами и т.п.;

обеспеченность квалифицированным персоналом;

экологический управление сертификация

наличие показателей (индикаторов), свидетельствующих о нормальном или аномальном функционировании оборудования, технологического процесса;

наличие средств оперативного контроля и управления, в том числе автоматического, позволяющих принять превентивные меры по предупреждению аварий и катастроф.

Управление экологическим риском. Предприятие должно выявлять источники экологической опасности, связанные с повышенным риском отказа (аварии, катастрофы). Такие источники должны быть идентифицированы, для чего могут быть использованы методы анализа "дерева отказов", анализа возможных отказов и их последствий и др.

После идентификации возможных источников отказов могут быть проанализированы меры снижения риска путем проведения соответствующих организационно-технических мер, технических и технологических усовершенствований, создания систем технической диагностики и т.п.

Оставшаяся величина риска должна быть оценена по вероятности аварийной ситуации и величине возможного ущерба. Ущерб может быть оценен как качественно, так и количественно. Должен быть разработан комплекс мер превентивного характера с целью минимизации величины возможного ущерба, а также план действий в условиях экологической катастрофы для ликвидации ее последствий.

Процедуры управления экологическим риском включают также использование экономического механизма перераспределения риска путем его страхования.

Мониторинг и оценка характеристик экологичности. Предприятие должно разработать и поддерживать документированные процедуры мониторинга и измерения на основе характеристик производственных процессов, их экологических аспектов. Процедуры включают регистрацию параметров: контроля функциональных систем, оказывающих воздействие на окружающую среду, окружающей среды и системы управления качеством окружающей среды. Контрольно-измерительное оборудование для мониторинга должно быть аттестовано и калибровано с занесением соответствующих записей в технический паспорт-формуляр на оборудование. Измерения должны проводиться по аттестованным методикам ведения измерений.

Результаты мониторинга сопоставляются с соответствующими нормативными показателями. При этом необходимо:

идентифицировать случаи отклонений от нормального хода работы оборудования (технологического процесса);

выполнить необходимые корректирующие действия, в том числе в средствах управления процессами;

провести необходимые изменения в документации для исключения повторения подобных случаев.

Ведение протоколов (записей). Протоколы (записи) на обычных или магнитных носителях по системе экологического управления могут включать:

статистическую информацию о воздействиях на окружающую среду, платежах (штрафах) за выбросы,

сбросы, размещение твердых отходов и т.п.;

информацию об используемом производственном оборудовании и технологических процессах, производимой продукции, калибровке средств мониторинга, поставщиках и потребителях продукции, аварийных ситуациях и мероприятиях по их ликвидации;

исходную информацию для заполнения экологического паспорта предприятия, статистическую информацию о ранее проведенных экологических аудитах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...