Вокально-хоровой анализ произведения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мордовская народная песня «До свидания, гуси-лебеди» написана для детского или женского хора без инструментального сопровождения. Вид хорового исполнительского состава – трехголосный: сопрано (первые и вторые), альт. Обработка мордовской народной песни «До свидания, гуси-лебеди» предназначена для хорового исполнения a’capella. Состав хора детский или однородный женский. Диапазон верхнего голоса в объеме октавы (от «ми» первой октавы до «ми» второй октавы). Диапазон среднего голоса малая септима (от «ре» первой октавы до «до» второй октавы). Диапазон нижнего голоса в объеме октавы (от «ля» малой октавы до «ля» первой октавы). В данном произведении каждый голос играет огромную роль. Нельзя выделить какой-то голос отдельно и тем более убрать один из голосов. Именно трехголосие передает всю полноту и красоту этой песне. Темп песни – adagio, в обработке остается не измененным. Однако в конце всего произведения целесообразно увеличить замедление, чем подчеркнуть финальную эмоцию драматического развития образа. Вся обработка песни исполняется тихо на «р», но небольшое усиление звучности присутствует в четырнадцатом такте, во время кульминации. Оба куплета песни исполняются в неконтрастных, зачастую тихих динамических оттенках, т.к. сочинение по смысловому содержанию искреннее, но сдержанное, чувства не выставляются «напоказ» (что характерно для народного творчества). Начинается произведение со вступления первого и второго сопрано, из-за такта, с третьей доли. Диапазон хоровых партий:
Таким образом диапазон всего хора:
Тесситура всех голосов удобная В целом, в сочетании тембровая окраска голосов светлая, а звук требуется мягкий, насыщенный. При всей близости к народной музыке, манера исполнения произведения подразумевается академическая. В этом произведении используются следующие виды ансамблей:
дикционная – работа над четким произношением слов; штрих – legato что характерно для протяжной лирической песни; атака звука – мягкая; дыхание – цепное; Трудности в исполнении могут возникнуть при скачках на широкие интервалы (например, скачок на квинту в первых голосах: 4,5,6 такты). Также трудность составляет удержание одной ноты в верхнем голосе (14,15,16 такты) Ансамбль естественный. Динамический ансамбль важен в куплетах и в соединениях куплетов, поется спокойно пиано. Жесты дирижера помогают хоровому коллективу проникнуть в замысел произведения и стремиться претворить его в своём исполнении. Необходим гибкий и ясный показ всех средств исполнительской выразительности (динамические нюансировки, метроритма, темпа, агогики и т.д.), что обеспечивает развертывание целостного образно-драматургического плана произведения. Вступление и снятия должны быть четкими. Важны также и показы кульминаций в каждого куплета, приходящиеся в них не только на четырнадцатый такт, что уведет от монотонности исполнения и определит логику драматического развития. В контексте всего произведения должно быть соотношение амплитуды дирижерского жеста и динамики произведения.
Исполнительские трудности При разучивании исполнении обработки мордовской народной песни «До свидания, гуси-лебеди..» можно столкнуться с некоторыми трудностями. Например вступление альтовой партии в третьем такте должно быть интонационно чистым и мягким. Нижний голос должен аккуратно и точно «влиться» в песню. Необходимо также следить за высокой позицией на нисходящих секундных интонациях. В ансамбле важно слушать все партии в целом, а также следить за чистотой, за одинаковым по высоте звучанием выдержанных и повторяющихся звуков в аккордах. Необходимо ритмически ровно исполнять все четверти и восьмые, не растягивать их, распевая с тормозящими движение остановками. Дирижеру следует добиваться от хора соответственно тембровой окраски каждой партии. Сложность представляет произнесения первого слова «до свидания»на пиано, так как слог «до» нужно спеть округло, на опоре, а последующее слово «свида-ания» распеть, точно попадая в каждую ноту. От первой фразы зависит весь последующий строй произведения. Далее надо не менять на протяжении всей песни манеру исполнения. Вся песня исполняется на цепном дыхании, динамически развиваясь в пределах от пиано до меццо форте. Интонационные сложности могут возникнуть в партии первых сопрано в 5,6 тактах, так как там присутствует скачок на квинту, а также в 14,15 и 16 тактах, где происходит удержание одной ноты «ми» второй октавы. Партия второго сопрано более гибкая, нежели партия первого сопрано или альтовой партии. Поэтому здесь важно четко придерживаться руки дирижера и более четко пропевать каждую ноту. Альтам необходимо в четвертом, тринадцатом и семнадцатом тактах перейти на исполнение грудного регистра, не утяжеляя звучания голоса, но сохраняя его мягкость «бархатность». Первым сопрано необходимо использовать мелодическую линию легким, но не звонким звуком.
Дирижерский жест должен быть на legato неторопливым, мягким, плавным, неразмашистым. Необходимо «пропевать» рукой каждый звук, особое внимание обращая на показы распевающихся фигур (восьмые), «кульминации». Не следует перетягивать завершающий аккорд в последних тактах, т.к. это может порвать единство формы. Перед началом второго куплета необходима небольшая цезура, чтобы хор мог взять короткое дыхание. При разучивании обработки песни с хором сначала пройти каждую партию отдельно, затем соединять голоса по два, и далее в трехголосие. Это поможет услышать и затем выразительно, рельефно исполнить каждый хоровой голос в общем звучании партитуры. С точки зрения ритмической организации – важно при ровности развертывания ритма избегать «выталкивания» на каждую долю. Должно быть течение, а не отбивание долей такта. Позволительны некоторые агогические отклонения от темпа, например, «оттяжка», легкое замедление в конце первого куплета.
Сложность при разучивании могут представлять элементы подголосочности альтовой партии. Для преодоления трудности можно применить вокальные упражнения, а также более четкий показ дирижером вступления каждой партии. Нередко бывает сложно избежать, при восходящем движении, выделения последнего слога, как например в восьмом такте в слове «белите». Здесь необходимо смягчить верхний звук и не допускать крикливого исполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|