Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовое и нравственное воспитание младших школьников средствами дисциплины «Технология».

Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.

Понятие «безопасность продуктивной деятельности на уроках технологии в младших классах». Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений. Классификация травмоопасных ситуаций. По видам:- падения - ранения (ножницы, игла, нож) - ожоги (электричество) - ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза) - отравления (химические вещества, например клей) - повреждения, вызванные попаданиемвнутрь организма инородных тел (например, пуговицы) - ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновение друг с другом) - занозы (колючие растения, плохообработанные деревянные поверхности)

Приѐмы контроля учителя за соблюдением правил безопасности на уроках, мера ответственности за возможный травматизм на уроках технологии.Учителю следует регламентировать следующие правила на уроке: -Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;-Брать инструменты, использовать их можно только с разрешения учителя;-Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат- «спецодежда» для уроков труда);-Запрещено выполнять задания сломанным или повреждённым инвентарём;-Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;-На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;-Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;-В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;-По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места; -После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Во время уроков учителя несут ответственность за ребёнка, но и родители сами должны ознакомить своего ребёнка с правилами безопасности.Учителям важно быть крайне внимательным к поведению своих подопечных, ведь ребята бывают настолько активны, что не замечают даже серьёзной травмы, которая была причинена по неосторожности. Начинать занятия необходимо с небольшого инструктажа, который содержит в себе методические указания по профилактике травматизма на каждый урок.

Приведите примеры предупреждения травмоопасных ситуаций на уроках технологии. Покажите, как предупреждение травмоопасных ситуаций отражено в учебниках и специальных учебно-наглядных пособиях по технологии, опираясь на безопасность работы с колющими и режущими инструментами.

Правила техники безопасности 
 - при работе с ножницами 

1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей. 
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми. 
3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд. 

- при работе с иглами, булавками, спицами и крючком 

 1. Работать с напёрстком. 
2. Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот и не вкалывать их в одежду. 
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой. 
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 
5. Спицы и крючок хранить в чехле, по окончанию работы убирать их в место, недоступное для маленьких детей. 
6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Приведите примеры организации обсуждения результатов практической деятельности на уроке. Покажите зависимость результатов практической деятельности от принятых критериев оценки, меру ответственности за объективность и обоснованность высказываемых оценочных суждений.

Учитель быстро просматривает в каждой бригаде насколько аккуратно выполнены детали изделия, вслух комментирует свои наблюдения. НАПРИМЕР:- А что могло случиться, если бы мы сначала приклеили листья, а не венчики?- почему в правилах безопасности написано, что кисточку необходимо отмыть от клея?- Что еще мы можем рассмотреть на карточке?- Что на ней изображено?- Какой вид работы использован? Чем отличается от нашего сегодняшнего изделия?- При желании вы можете дома, не торопясь, выполнить эту работу. Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.«5» ставится, если обучаемым: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа.«4» ставится, если обучаемым: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований.

 

Трудовое и нравственное воспитание младших школьников средствами дисциплины «Технология».

Одной из основ, на уроках технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других изделий из различного природного материала, который находят в окрестностях (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, используют различные виды тканей. Совместная деятельность на уроках способствует формированию положительных взаимоотношений друг с другом, умению сотрудничать, обмениваться опытом, полезной информацией. Часто используются совместные проекты. Темы уроков коллективной работы могут быть следующие (по выбору учителя):- Изготовление из бумаги и картона счётного материала для класса. (Можно приготовить грибы, груши, репки, берёзки, геометрические фигуры.) - конвертов для хранения счётного материала. - материалов для дидактических игр (арифметическое лото, лото-загадка и др.). - флажков для украшения класса, детского сада. - ёлочных игрушек для школы, детского сада. Особое место в работе учителя занимает индивидуальная форма обучения. Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

При планировании следует учитывать: 1. Индивидуальные задания должны быть посильны и усложняться от задания к заданию. 2. Постоянный контроль и помощь при выполнении работы. 3. Особое значение имеет проектная деятельность. 4. При индивидуальной форме обучения возрастает опасность получения травм, обязывает усиливать контроль за соблюдением правил техники безопасности. Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности: «С ремеслом не пропадешь», «Уменье везде найдет примененье», «Всякая работа мастера хвалит», «По заслугам и честь».Для сохранности фонда материалов и инструментов необходимо объяснить школьникам, как с ними обращаться (бережно и экономично). В каждом классе должен быть шкаф для их хранения. Пользоваться кол-вом материала надо разумно. Остатки материалов не выбрасываются, хранятся отдельно. Организационные формы работы по ознакомлению учащихся с профессиями:сбор и обсуждение информации, оформление результатов поиска. Для каждой профессии необходимы свои инструменты и материалы. Назовите профессии людей, которые создают различные предметы. Назовите профессии людей, которые используют различные инструменты. Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества

 

3. Воспитание у младших школьников интереса к предмету «Технология», стремления использовать полученные умения в повседневной жизни.

Зависимость повышения эффективности обучения на уроках технологии от учета психофизиологических особенностей ребенка. Сущность применяемых на уроках технологии принципов занимательности, индивидуального подхода. Методы развития образного и логического мышления на уроках технологии.

 

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то,что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе -предметно-практической деятельности,которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного,нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного,конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобазующей творческой деятельности на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации,формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельности создают уникальную основу для самореализации личности.Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество (Примерные программы)

 

Следует подчеркнуть, что уроки технологии, действительно, уникальны и исключительно важны для общего развития младших школьников. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

2) возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития). Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания.

(Конышева Н.М. теория и методика преподавания технологии в начальной школе)

 

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

 

 

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребёнка ещё относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В учебниках Конышевой Н.М. и Геронимус Т.М. довольно часто используются методы и приёмы, побуждающие детей в процессе анализа конструкции образца активно мыслить, пользоваться такими способами познавательной деятельности, как сравнение, мысленное разделение на части или соединение частей, мысленная трансформация объекта и т.д. При разработке уроков следует учитывать тот факт, что механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Поэтому перед учащимися нужно ставить задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки способствовали поиску и стимулировали познание. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания содержали в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения. Много времени должно отводиться анализу конструкции, решению дополнительных задач, обсуждению принципов и приёмов решения. Развитие мышления младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

 

Приведите примеры реализации названных принципов и методов, а также форм и приёмов внеурочной деятельности младших школьников, в которых усиливается интерес к учебному предмету «Технология». Покажите возможность переноса полученных знаний и умений в творческую проектную деятельность на уроке и за его пределами.

 

 

К концу обучения начальной школы учащиеся должны будут авладеть следующими умениями как:

-оценивать потребность в дополнительной информации.

Во внеурочной деятельности для уроков технологии может поисхоить применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации,поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях,при помощи специальных поисковых систем. Анализировать полученные сведения,выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы,схемы)

Во внеурочной деятельности по технологии возможно создание мульфильмов и живых картинок на компьютере.Проектирование доступных по сложности конструкции изделий кульурно-бытового и технического назначения (примерные программы)

 

Для развития логического мышления можно использовать:Загадки, пословицы, «Поиск предмета по заданным признакам»:Цель: развитие логического мышления.Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.«Способы применения предмета»Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, жёлудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

 

Практические задания по ИЗО:

6. Назовите и охарактеризуйте 2-3 современные программы по изобразительному искусству. Приведите примеры реализации названных программ: декларируемые цели, задачи, принципы и возможности их реализации, методы и технологии обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Повторяет теоретический?

«Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) (УМК «Классическая начальная школа») Автор В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

- УМК «Школа России "Изобразительное искусство 1 - 4 классы" (Б.М.Неменский) Цели курса: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); Основные принципы программы1. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

- изобразительная художественная деятельность; - декоративная; - конструктивная.2.Принцип «от жизни через искусство к жизни». 3.Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. 4.Принцип единства восприятия и созидания. 5.Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта 6.Развитие художественно-образного мышления.

 

7. Приведите примеры и раскройте содержание и методы формирования художественной культуры учащихся в урочной и во внеурочной деятельности. Покажите значение досуговой деятельности в развитии изобразительного творчества младших школьников.

 

В урочной деятельности учитель обращается к следующим методам формирования художественной культуры учащихся: совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы; использование интерактивных форм и методов обучения; творческие проекты (метод проектов); проблемно-диалогические уроки; использование игровых ситуаций, деловых игр,художественно-дидактических игр.

Покажите значение досуговой деятельности в развитии изобразительного творчества младших школьников.

«Досуг» с точки зрения А.В.Каменец – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

 

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого

 

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был активно вовлечен в досуговую деятельность, так как наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у школьников аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.

 

Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является художественная коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в художественной деятельности может быть как индивидуальной, так и коллективной, проходит на уроках, во внеурочное время и во время досуга. Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.

Благодаря досуговой деятельности, учащийся может посвятить больше времени изобразительному искусству если у него есть в этом потребность.

 

Источник: http://refleader.ru/qasmer.html

8.Приведите примеры использования учебно-методических комплексов, раскройте их роль в учебно-воспитательном процессе (программа, учебник, тетрадь). Раскройте условия и методы развития образного и логического мышления, пространственных представлений, использования учащимися в повседневной жизни приобретенных на уроках изобразительного искусства умений и навыков.

«Изобразительное искусство. Разноцветный мир.» О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская обеспечен программой «Изобразительное искусство», учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») и рабочими тетрадями с аналогичным названием для 1-4 классов (авторы О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями. В процессе реализации программы по желанию учителя возможно использование учебников «Технология» (1-4 классов) (авторы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева), в которых содержится материал обще эстетической направленности. Вместе с тем комплект «Изобразительное искусство» может быть использован самостоятельно.

В ходе реализации учебных задач в соответствии с программой по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности (авторы О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская) учащиеся получают необходимые знания в области изобразительных искусств, знакомятся со специфическими выразительными средствами языка живописи, скульптуры, архитектуры, а также декоративного направления и дизайна. Полученные знания и представления учащиеся реализуют в репродуктивной и продуктивной деятельности, выполняя творческие задания и проекты, предложенные в рабочих тетрадях.

Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребёнка, если они апеллируют к его субъектному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям. Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Уровень развития образного мышления у большинства учащихся недостаточен для полноценного усвоения ими знаний в их предметном содержании. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности. Цель выполнения таких заданий – научиться решать задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей: «Найдите общие и различные черты у предметов.»Целью изобразительного искусства в начальных классах является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем

Первое упражнение: на развитие внимательности, когда дети учатся срисовывать с картинок, репродукций, соблюдая пропорции.Второе упражнение: дорисовывание картинок по шаблонам или по точкам. Оно способствует знакомству детей с симметрией. Дети должны дорисовать половинку изображения предмета или узора.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений,так как в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза,сравнения, абстрагирования, обобщения. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение, в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с оновами симметрии,конструкции, пропорциями, цветом, формой предметов, их пространственным расположением, эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствует их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.

Например: На уроках 1-2 кл. широко использовали игровой приём «вхождение в иллюстрацию». Учащимся задавали вопросы: «Если бы ты вошел в картинку,огляделся и прислушался,чтобы ты увидел и услышал?», «Что бы ты увидел впереди себя или позади себя?» и т.д. Такие вопросы активизуруют воображение, вовлекают в игру,через неё лучше осваивают художественно-вырзаительные средства.

Часто используется игра «Посещение выставки художника». Учитель выступает в роли экскурсовода, рассказывает об особенностях художественного стиля каждого художника. (

Н. М. СОКОЛЬНИКОВА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...