Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовой деятельности

Понятие «внутренняя среда организации».

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации и оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Руководитель должен решить проблемы:

· обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями;

· существуют ли слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними угрозами.

 

 

Факторы внутренней среды организации (функциональные зоны организации).

Человеческие ресурсы (кадры).

Эта функция внутренней среды охватывает процессы:

· взаимодействие менеджеров и рабочих;

· наём, обучение и продвижение кадров;

· оценка результатов труда и стимулирование;

· создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Причины большинства проблем в организации могут быть обнаружены в людях. Имеется ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации.

В таблице 1 рассматривается ряд проблем, связанных с человеческими ресурсами, с которыми сталкиваются современные организации.

 

Таблица 1. Стратегические проблемы, связанные с человеческими

Ресурсами.

1. Тип сотрудников, работающих в настоящее время в области бизнеса, и что от них потребуется в будущем.

2. Каковы компетентность и подготовка высшего руководства.

3. Существует ли эффективная и конкурентоспособная система вознаграждения.

4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих должностей.

5. Эффективно ли используется подготовка и повышение квалификации руководящих работников.

6. Имеются ли потери ведущих специалистов. Если так, то почему.

7. Когда в последний раз проводился тщательный анализ системы оценки деятельности персонала.

8. Можно ли улучшить качество продукции и качество работы сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении.

 

Путем тщательного рассмотрения каждого из этих вопросов руководство имеет возможность:

· выявить потенциальные слабые стороны;

· предпринять соответствующие корректирующие меры.

Что может произойти, если руководство будет игнорировать один или более из этих вопросов?

Пример.

Фирма «Вометко» представляет собой организованный в Майами конгломерат, который владеет и руководит фабриками по разливке напитков по бутылкам и по доставке их кинотеатрам и туристическим заведениям. В конце 1983г. «Вометко» была куплена инвестиционной фирмой за 1 млрд. долл., что сделало её крупнейшим приобретением в истории корпораций Флорирды. Хотя предположений по поводу причины продажи было много, первостепенным фактором стала смерть Митчелла Вольфсона, основателя и председателя правления «Вометко» в течении более 50 лет. Мистер Вольфсон просто никогда не готовил себе замену, и ни один из сотрудников оказался не в состоянии управлять «империей», которую создал Вольфсон.

Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям.

В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

 

Организация управления.

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.

Основные элементы организации управления .

 

· Организационная структура.

Организационная структура - логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

· Организация системы коммуникаций.

Коммуникация, общение - обмен информацией смыслом информации между двумя и более людьми.

· Распределение прав и ответственности.

· Иерархия подчинения.

Иерархия - греч.- «служебная лестница», ряд должностей, званий в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему.

Производство.

В общем виде производственная функция включает:

· осуществление исследований и разработок;

· изготовление продукта;

· снабжение и ведение складского хозяйства;

· обслуживание технологического парка.

Важными для длительного выживания фирмы являются вопросы:

­ возможность производить товары и услуги по более низкой цене, чем конкуренты (если нет, то почему?);

­ зависимость от единственного поставщика или нескольких, доступ к новым материалам;

­ является ли оборудование современным, хорошо ли оно обслуживается;

­ существуют ли механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями;

­ подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих (если это так, как можно исправить данную ситуацию?);

­ можно ли обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты;

­ обладает ли организация эффективной и результативной системой контроля качества;

­ насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства, может ли он быть улучшен.

Маркетинг.

При обследовании функции маркетинга важно помнить:

· одно из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве- эффективное и доброкачественное обслуживание, которое создает и сохраняет лояльность[1] клиентов;

· самым ценным достоянием фирмы может оказаться компетентная группа сбытовиков;

· хорошим дополнением к ассортименту товаров служит творчески направленная реклама и продвижение товара;

· постоянный контроль над прибылью.

Финансы и учет.

Финансовая функция включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

· поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

· создание инвестиционных возможностей.

Имеются многочисленные «за» и «против» анализа финансовой деятельности.

Таблица 2. «За» и «против» анализа

финансовой деятельности

.

«За» «Против»
Анализ финансовой деятельности выявляет симптом проблем. [симптом- гр.- признак]   Количественная оценка сильных и слабых сторон фирмы имеет существенное значение.   Многие тенденции финансовой деятельности действительно являются устойчивыми.     Цифры часто оказываются более определенными,чем слова   Из прошлого опыта часто оказывается невозможным составить проекцию на будущее.   Финансовые данные подвержены субъективной интерпретации.     Быстрые изменения в технологии, рынках и экономике часто делают текущую финансовую информацию бесполезной.   Анализ финансовой деятельности никогда не проводится на данный момент. Он всегда отражает прошлое.

 

Постоянный контроль финансового положения, определение сил и выявление возможностей организации перевешивают недостатки и затруднения.

Организационная культура .

С 80-х годов ХХ столетия одной из ключевых в мировой экономике управленческой литературе стала тема организационной (корпоративной) культуры.

Рост интереса менеджеров к проблеме организационной культуры обусловлен :

· динамизмом и неопределенностью внешней среды;

· возрастанием значимости интеллектуального фактора;

· вовлечением сотрудников всех уровней в процесс решения проблем своей организации, что требует особого психологического климата и создания творческой обстановки;

· увеличением роли таких элементов труда, в которых высокие результаты достигаются за счет контактности, творческого подхода, стратегического мышления (наравне с трудолюбием, аккуратностью, надежностью, уверенностью) в принимаемых решениях;

· изменением характера работы вследствие внедрения компьютерных систем, обслуживание которых требует «думающих» сотрудников;

· сменой ценностных ориентаций, при которых административные воздействия (жесткие инструменты) неэффективны.

Организационная культура - совокупность господствующих в данном коллективе ценностей, убеждений, установок, а также моральный климат, помогающие работникам понять назначение организации в целом (смысла их деятельности), механизм ее функционирования и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им.

Определение корпоративной культуры фирмы MсKincey:

Корпоративная культура - это система неофициальных правил,

норм, которые устанавливают, как люди должны вести себя в

большинстве случаев.

Культура компании - это определенный набор ценностей и ожиданий, разделяемых работниками компании и передаваемых от одного поколения к другому. Она создает нормы, определяющие правила поведения персонала на всех уровнях управления, и оказывает влияние на управленческую структуру и кадровую политику компании.

 

Пример корпоративной культуры: «директор новосибирского предприятия «Элсиб» считает важным донести до каждого сотрудника общую миссию предприятия. На «Элсибе» чествуют ветеранов труда, возрождают другие традиции, направленные на создание нормального психологического климата. Многое делается для формирования и поддержания имиджа предприятия, на предприятии выпускается своя газета, имеется еженедельная радиопередача. Предприятие заботится о внешнем облике завода, занимается благоустройством территории, оформлением проходных и остановок общественного транспорта около завода». [2]

Стратегическое значение организационной культуры .

Поскольку культура оказывает значительное влияние на поведение менеджеров, она может также существенно влиять на способность к смене стратегического курса.

Культура предприятия трудно поддается изменению. Развитая сильная корпоративная культура может таить серьезную угрозу в моменты, когда необходимо изменение стратегического курса или при слиянии организаций.

В условиях рыночной экономики требуется гибкость менеджмента и исполнителей. Следовательно, организационная культура должна определять гибкость системы в экстремальных ситуациях и выражать степень подготовленности коллектива к осуществлению преобразований.

Необходима не слепо увековеченная культура, а такая, которая выдвигает новые требования к менеджерам и коллективу и правильно ими воспринимается. В противном случае организация гибнет или требуется изменение самой культуры.

С проблемой может справиться руководитель, способный разрушить «тиранию» старой культуры. Ему должны быть присущи высокий уровень осознания перемен, воля, эмоциональная сила и способность смотреть вперед.

 

Культура предприятия - ключ к реализации стратегии. Отсутствие или низкий уровень организационной культуры могут стать главной причиной разрушения стратегии предприятия.

Контрольные вопросы:

1. Что такое внутренняя среда организации?

2. Что решает руководитель при контроле внутренней среды организации?

3. Охарактеризуйте факторы внутренней среды организации:

· человеческие ресурсы;

· организацию управления;

· производство;

· маркетинг;

· финансы и учет;

· организационную культура.

4. Назовите стратегические проблемы, связанные с человеческими ресурсами.

5. Назвать основные элементы организации управления.

6. Назовите основные вопросы выживания фирмы в среде производства.

7. Что необходимо помнить при обследовании функции маркетинга?

8. Что включает финансовая функция?

9. Почему возрос интерес менеджеров к организационной культуре?

10. Что такое организационная культура?

11. В чем заключается стратегическое значение организационной культуры?

Самостоятельная работа :

1. Управление формированием и развитием организационной культуры.

2. Основные составляющие понятия «культура организации».

3. Влияние национальной культуры на организационную культуру предприятия.

4. Культура бизнеса.

5. Престиж и имидж фирмы.

 

Литература:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 1999.

2. Гительман Л.Д., Преобразующий менеджмент- М. Дело, 1999.

3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А.. Стратегический менеджмент: курс лекций.- М.: ИНФРА; Новосибирск, 2001.

4. Мескон М., Основы менеджмента, М., «Дело», 2000.

5. Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент:Учеб. Пособие.- М.: Изд- во РИОР, 2003

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...