Книга и книжное дело в 13-15вв.
Славянская письменность была создана в середине IX в. греками братьями Константином (Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Азбука, письменность, книга стали для недавно крещенных славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Потому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения. Поэтому тут не было многих светских жанров, характерных и для византийской, и для западноевропейских средневековых литератур: романа, поэмы, драмы, лирики. По крайней мере, в сохранившихся древнерусских рукописях таких сочинений нет.
Большой популярностью пользовались в XI-XV вв. на Руси так называемые «палеи» (от греческого — «палайос» — «древний»): Историческая палея и Толковая палея, в которых содержался более или менее полный пересказ ветхозаветной истории начиная от сотворения мира. Широко переводилась на Руси так называемая «учительная литература» — сочинения христианских писателей и жития святых. Особенной известностью пользовались проповеди и поучения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, «Лествица» Иоанна Синайского. Из поучений «отцов церкви» составлялись различные сборники наиболее популярные из них — «Златоструй», созданный в Болгарии в Х в. при царе Симеоне, «Измарагд» (изумруд), «Пчела».
Обращение к русскому искусству XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры древнерусского искусства свойственна - гармония и человечность. Культура Руси окрашена в мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.
Т атаро-монгольское нашествие (1238- 1480гг.) тяжело отразилось на всей книжной образованности Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность в народе, резко сократилось число самих письменных памятников. Частые пожары, междоусобицы и нашествия кочевников, приводившие к разорению городов и сел, были причинами гибели древних русских книгохранилищ и замечательных памятников письменности. По всем этим причинам немало ценных рукописных книг дошли до нас в испорченном виде и с трудом поддаются реставрации: отсутствуют многие листы, нет начала или конца, пергаменные листы прогнили, выцвели чернила и т.д. Однако каждый сохранившийся древний пергаменный лист рукописи или ветхая рукопись могут представлять собой огромную культурную и научную ценность и требуют самого бережного отношения и внимания. На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.
В феодальных центрах — при княжеских дворах, монастырях и т.д. — существовали местные мастерские для переписки книг. Часто они работали по заказу на основе договора («ряда»). В книжном деле того времени уже возникает разделение труда. Одни исполняли «черное письмо», другие занимались приготовлением бумаги, разлиновкой, художники разрисовывали инициалы, заставки, особые мастера выполняли миниатюры и т.д. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. Среди писцов существовала определенная иерархия — мастера, подмастерья, «робята», «паробки» и т.д. В конце XIV в. наряду со старыми центрами книжного дела — Новгородом и Псковом — появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский. По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а затем многонационального русского государства появляются и растут книжные собрания в Москве — новом центре русской культуры. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширные библиотеки, переписываются и переводятся книги, в которых нуждалось крепнущее централизованное русское государство.
В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков. На рубеже XIV-XV вв. русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянских монастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянское влияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями с южными славянами и монастырскими колониями на Балканах. Следы второго южнославянского влияния прослеживаются на всей русской культуре рубежа XIV-XV вв., но особенно сильно в литературе и письменности; произошли изменения в репертуаре богослужебной литературы, графике, материале и орудиях письма, в характере оформления рукописной книги. Впервые на Руси появляются многие «Слова» и «Поучения» Василия Великого, Исаака Сирина, Григория Синаита, Иоанна Златоуста и др. В новых, более полных и точных переводах распространяются списки библейских книг, житийные тексты. Славянские писцы совершенствуют полуустав, вырабатывают особо изящные и красивые почерки. Большой популярностью пользовались в XIII-XV вв. на Руси так называемые «палеи» (от греческого — «палайос» — «древний»): Историческая палея и Толковая палея, в которых содержался более или менее полный пересказ ветхозаветной истории начиная от сотворения мира. Широко переводилась на Руси так называемая «учительная литература» — сочинения христианских писателей и жития святых. Особенной известностью пользовались проповеди и поучения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, «Лествица» Иоанна Синайского. Из поучений «отцов церкви» составлялись различные сборники наиболее популярные из них — «Златоструй», созданный в Болгарии в Х в. при царе Симеоне, «Измарагд» (изумруд), «Пчела».
Оригинальная русская письменность — это юридические и административные акты, договоры, грамоты и другие виды деловой письменности. Крупнейший памятник этого рода — «Русская правда», важнейший юридический документ Древней Руси.
Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата. Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи (из меди, золота или серебра) — жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады — своего рода футляр. Верхнюю крышку переплета или оклада порою украшали драгоценными камнями, жемчугом. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет. В русских рукописных книгах и в некнижной письменности до XV в. (акты и т.п.) сменилось три типа письма: устав, полуустав и скоропись, вязь: 1. Устав — древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.
2. С середины XIV в. появляется почерк более мелкий и более округлый — полуустав. В полууставе нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу. Нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры).
3. Надстрочные знаки — титла — обозначают сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения — «силы». 4. В деловой переписке получил распространение третий тип письма — скоропись. С середины XIV в. скоропись употребляется все чаще и в XV в. начинает уже вытеснять полуустав. Распространение скорописи было вызвано ростом деловой переписки в условиях образования централизованного русского государства и стремлением к экономии времени. 5. Скоропись отличается многообразными начертаниями одних и тех же букв, связным написанием соседних букв, вытянутостью оконечностей букв за пределами строки, вызванною свободным нажимом и взмахом пера. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой.
6. В XV в. на Руси получило распространение особое декоративное письмо — вязь. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения.
Художественные изображения рукописных книг состояли из украшений и миниатюр. Украшения были орнаментальными (слово «орнамент» происходит от латинского ото — «украшаю») и сюжетно-шрифтовыми. Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки — все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались «лицевыми» или «обряженными», т.е. иллюстрированными. Вносили украшения уже после написания текста. Поэтому часто встречаются рукописные книги с незаполненными местами или черновыми набросками. Оформляли книги замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. — Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV — начала XV в. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова. Влияние Рублева ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.
В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия Изографа. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле. На одной старинной книге есть такая надпись: «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя». Это потому, что ее владелец очень дорожил книгой. На изготовление одной рукописи книги уходило иногда по нескольку лет. Писец должен был обладать четким и красивым подчерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Многие книги заканчивались обычно послесловием — писец просил читателя не осуждать его за ошибки. Также и различные приписки свидетельствуют о большой любви к книгам и содержат наставления, как с ними обращаться. Некоторые книги сохранили приписки на полях, сделанные либо самими писцами, либо читателями книги. Эти приписки содержат сведения о владельцах книг, о покупателях, о цене и т.п. Особенно важны те из них, в которых встречаются сведения об исторических событиях.
К середине XV века русские земли объединились вокруг Москвы. Русское государство быстро развивалось в культурном отношении. Увеличился спрос на книгу. На юге славянское общество ощущало огромный недостаток в книгах, уничтоженных завоевателями-турками. На западе развитию славянской письменности препятствовала католическая Церковь. Для католической Церкви славянская письменность была связана с Православием, которое она на подвластных ей землях всячески притесняла. Из-за этих притеснений было немного писцов, владевших славянской грамотой. Спасением положения могло быть только книгопечатание. Печатанием можно было получить книг гораздо больше и быстрее, чем переписыванием, поэтому книгопечатание сразу стало востребовано в южных и западных славянских землях. Но скоро и на Руси появилась потребность в книгопечатании. Во второй половине XV века оно уже получило значительное распространение в славянских землях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|