Восстановительный период в книжном деле страны. Советская книга в 1950-егг.
Урон, который понесло советское книжное дело в годы войны, был очень велик. Чтобы достигнуть довоенного уровня, нужно было увеличить число изданий почти в 2,5 раза, а тираж - почти в 2 раза. Необходимо было заново создавать издательства и полиграфические предприятия на территории Украинской, Белорусской, Молдавской ССР, ряда областей РСФСР, которые были временно оккупированы гитлеровцами. Предстояло обеспечить типографии необходимыми материалами, улучшить технологию производства.
В июле 1945 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О полиграфическом оформлении книг". ЦК партии потребовал от полиграфистов и работников издательств обеспечить удобочитаемость, прочность и улучшить внешний вид книг и журналов.
Организационные основы советской издательской системы претерпели значительные изменения. Существовавший еще до войны ОГИЗ объединял далеко не все издательства и только ведущие полиграфические предприятия Москвы и Ленинграда. В 1946 г. ОГИЗ стал союзным учреждением, а в 1949 г. был преобразован в Главное управление по делам полиграфии, издательств и книжной торговли, на которое было возложено руководство отраслью независимо от ведомственной подчиненности предприятий. Дальнейшая централизации управления народным хозяйством привела к тому, что Главполиграфиздат в 1953 г. вошел в состав Министерства культуры СССР.
Для повышения культуры издательского дела ЦК ВКП (б) признал целесообразным устраивать периодические выставки книг и журналов, широко привлекать литераторов, художников, полиграфистов и издателей к обсуждению качества художественного и полиграфического исполнения литературы. Были определены мероприятия по подготовке кадров оформителей книги и мастеров печатного дела. Полиграфическая промышленность освоила производство различных наборных машин, фотомеханического и формного оборудования, новых типов печатных машин, мощных газетных агрегатов, переплетных автоматов и полуавтоматов. В 1947 г. в СССР начато производство буквоотливных наборных машин. Широкое применение получила поточная организация брошюровочно-переплетных процессов.
Печатные цехи оснащаются более современными, машинами. Широко распространяется многокрасочная печать, в частности офсетная. Во второй половине 50-х гг. введено в строй свыше 100 новых предприятий, в том числе ряд крупных полиграфических комбинатов. К середине 1950-х годов полиграфическая промышленность (без ведомственных типографий) насчитывала 4573 предприятия, в том числе 4282 районных и городских, 155 областных и краевых, 117 республиканских и 19 союзных. Во второй половине 1950-х годов вступают в строй мощные по тем временам полиграфические комбинаты в Калинине, Ярославле, Саратове, Минске, Ташкенте, фабрика красочной печати в Киеве, что позволило увеличить полиграфические мощности к 1960 г. в сравнении с 1955 г.: по книжно-журнальной печати - с 14 до 18 млрд. листов-оттисков, по печати красочно-изобразительной продукции с 4 до 12 млрд. краскопрогонов. Новая волна увеличения количества названий началась после смерти Сталина. В 1954 г. рост составил 22 процента и продолжался далее вплоть до 1962 г., когда вышло более 79 тысяч названий. За десятилетие с 1950 по 1960 г. произошло увеличение числа названий на 77 процентов, общего тиража - на 51 процент, общего объема (листажа) книжной продукции - на 37 процентов. Наряду с увеличением количества типографий увеличивались мощности действовавших.
Расширились существующие книжные фабрики и типографии. Была полностью реконструирована Ленинградская фабрика офсетной печати. Она стала давать в 2,5 раза больше продукции, чем раньше. Завершилась реконструкция Ленинградской типографии имени Ивана Федорова.
Как в 30-е, так и в 50-е годы система книжного дела претерпевала организационные изменения. Сама система существовала и в рамках ОГИЗа (после войны в рамках Министерства печати), затем комитет по Печати (Госкомиздат).
Суть советского книжного дела от всех этих организационных изменений не менялась, потому что по существу было такое же бюрократическое построение, диктовалось из центра и проверялось цензурой все выпускавшееся в советском книжном деле. Уже не было Книгоцентра и КОГИЗа, но была СОюзкнига, Главкнига, которые точно также принимали для распространения продукцию издательств, в общем – вся та же самая система.
Хотя, конечно же, происходил и рост количества издательств, магазинов, росла продукция, но речь о другом.
То, что имелось в те самые годы Застоя – можно назвать не рынком покупателя, а рынком продавца. И это главный отрицательный результат как вообще административной командной экономики, так и книжно дела.
Рост и качественное улучшение книготорговой сети создали материальную основу для увеличения товарооборота, поэтому в 1950-е годы темпы роста продажи книжных товаров населению значительно опережали темпы развития книжных магазинов. Однако уже через несколько лет эта тенденция привела к сдерживанию роста реализации книг населению. В постановлении Совета Министров СССР (1959) "О мерах по улучшению распространения книг" было отмечено, что книжная торговля значительно отстает от книгоиздания. В связи с этим были предприняты меры государственной поддержки книжной торговли, введение льготного тарифа на пересылку книг по почте и др.
Улучшению работы книжных магазинов способствовало введение новой схемы классификации книжной продукции в книготорговой сети (1952). Восстанавливалась система сбора заказов от книготорговых организаций по аннотированным планам выпуска издательств, внедрялись элементы изучения спроса покупателей. Предпринимались шаги по формированию ассортимента розничных книготорговых предприятий с учетом профиля обслуживаемого района (в основном с учетом наличия промышленных и других предприятий).
В связи с тем, что в рассматриваемый период издательства выпускали большое количество собраний сочинений и других подписных изданий, во многих книжных магазинах открываются отделы подписных изданий. Медленнее развивается почтово-пересылочная торговля книгами, хотя ее значение для обслуживания специалистов научной и технической литературой, а также для доведения книг в отдаленные регионы страны трудно переоценить.
Рынок продавца основывался на приоритетном положении производителя (издательства) по отношению к потребителям (покупателям). Сначала решалось что надо издать (по разным идеологическим, культурным соображениям), а затем на этот товар книжная торговля начинала искать продавца. Поэтому по сути дела изучение спроса покупателей, которое имело место в эти годы, было связано с изучение отношения населения к уже изданным книгам, а не к тому, что следует издать. Естественно, что вся эта система была не эффективной.
Перспективным направлением в организации изучения покупательского спроса, книжного рынка стало воссоздание в 1950-х годах деятельности книжных магазинов-опорных пунктов издательств. Именно в этих розничных книготорговых предприятиях прежде всего внедрялись учет неудовлетворенного спроса покупателей, регистрация расходимости книжной продукции. Итоги этой работы доводились до издательств.
В 1953 г. были введены в действие в новой редакции "Особые условия поставки непериодических изданий книготоргующим организациям", которые упорядочили отношения оптовых покупателей книжной продукции с поставщиками, укрепили систему заказооборота.
Важным шагом в улучшении работы книготорговых предприятий с ассортиментом и с покупателями стало Всесоюзное совещание работников книжной торговли (1960), которое приняло рекомендации по изучению спроса и формированию книжных фондов, по пропаганде и рекламе книги, по развитию внемагазинных форм книжной торговли.
Но были и такие ситуации: Издательства «Прогресс» и «Радуга» работали в основном на экспорт. Директор вспоминал: «… мы издавали книги, которые по сути дела направляли в те страны, которые были признаны друзьями (Индия, Африка), все это было очень дорого, дотации были огромными… все это было под наблюдением центрального комитета КПСС, и мы знали, что наша продукция, которая была так дорога (перевозки, транспортные расходы), дальше порта не пойдет, потому что внутри этого государства очень большие пошлины и они просто не принимают, это оставалось там же в порту, а потом просто сжигалось. Но мы выполняли свой интернациональный долг. В одной из южноазиатских стран из наших книг строили хижины…» Так омертвлялись огромные суммы, которые можно было бы потратить на более хорошие вещи.
Стал появляться Самиздат -типичное понятие советского времени и некоторых других стран тоталитарного режима.
Книжный дефицит Книга советская была исключительно дешева и это обычно ставится ей в плюс, но за счет чего и какая книга? Очень дешевы были учебники и политическая литература – по сути дела это было доступно любой семье, но любая неоправданная дешевизна (дотации, несоответствие цен производственным издержкам) идет рука об руку с дефицитом. И книжный дефицит – явление просто легендарное. Уже начиная с 30-х годов (после перепроизводства 20-х) как только отрицаются рыночные механизмы и начинается дотация, так уже на протяжение многих советских десятилетий советская книга становится дефицитом. В рассматриваемый период тематическая структура выпуска издательской продукции характеризовалась доминирующим положением общественно-политической литературы. Перед Госполитиздатом ЦК КПСС поставил задачу выпуска литературы, разрабатывающей марксистско-ленинскую теорию, пропагандирующую политику партии и государства. В соответствии с этим основными разделами общественно-политической литературы были труды классиков марксизма-ленинизма, деятелей коммунистического движения, книги по истории партии, внешней и внутренней политике, экономическим вопросам строительства социалистического общества в СССР и т.п.
В 1950-е годы советская книга получила дальнейшее развитие. Вместе с тем тематический состав книжной продукции не всегда отвечал потребностям населения, что объясняется как жесткой идеологической регламентацией книжного дела со стороны партии и государства, так и недостаточными темпами развития материальной базы книгоиздания и книгораспространения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|