Особенности античной цивилизации. Крито-микенская культура
Культура Древней Греции является истоком античной культуры Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время \"греческим чудом\" Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих х сторон европейской культуры в самых разных ее сферах Для наших времен греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир Это было обусловлено многими обстоятельствамма обставинами. Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Гре еции, была колонизация и связанная с ней торговля Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни В VIII - VI вв до не относится формирование рабовладельческих государств-полисовГреки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель) Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни Рабы которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считалисься. На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. населения Один из крупнейших поле ИСов афинскойкий. В античном классическом полисе государство является действительным и единственным смыслом жизни и свободы гражданина она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью полисной не жизнь из его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его декабре омадянських прав и имущественных интересов Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и подчинения личных интересов общественным было обязательным Одним из важнейших критериев оцен ювального отношение общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни Это прези рство стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно яки м бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу где ржавые решат другие И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли \"лишением огня и воды\", то есть лишение гражданских прав В г рецьких городах для этого была разработана специальная процедура остракизму - отправление в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влияниемними своїм впливом.
Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости Главным органом управления в полисе было общее собрание В др. шей время руководство осуществляла совет 400, а затем - совет 500 Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусствтво.
Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало \"раскованность\" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм Вам необходимости дно ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж-П Вернана \"Духовный мир полисаховный мир полиса". Дух состязательности полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных изм маганнях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревнование Анне, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок Подробнее состязательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе ФХ Кессиди \"К проблеме греческого чу дакого чуда". С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросс, поведение человека может определяться ее основной мотивацией Это может быть \"культура стыда\" или \"культура вины\" Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суду над собой Культура же сор рома ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы \"Культура стыда\", сложившейся в Греции, включала в себя два момента: представление ов себе два моменти: уявлення про богоривнисть эллина и ощущение состязательности Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество Для греков не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим Дух состязательности господствовал в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании Любой член полиса мог высказать свое мнение в при обсуждении общественных проблем Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельного человека, а поле су Это для греков служило подтверждением их значимости для общества Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизмотизму.
В греческой мифологии боги человечны и человекообразные Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной Греческая олимпийская религияантропоморфная Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки В греческом мире знания перестало быть священным сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь Тем более, что \"культура стыда\" не поощряла невеждами аство, глупость и тщеславие Именно в Греции осуществляетсяздійснюється переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиравшегося на веру, к науке нуждавшейся постановки, формулирования, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемых они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук Истина - не предмет слепой веры, а знания основанное на логике, на разумном (рациональном) понимании Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально иной тип миросозерцания, который базировался на позициях ума и интеллекта Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от рода, вон а впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональному толкованиюення.
Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в до не) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры древнегреческой культуры принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного м искусства, литературы и театра Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации -- демократического гражданского общества в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представление о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и и. В конце IV в до не Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры -эллинистической Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя, Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|