Необходимость, методы и формы государственного воздействия на экономику. Функции государства
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Государственное воздействие на экономику - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования и многое другое. К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся: 1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка; 2. Существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой; 3. Задачи решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. 4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство и т.д. Существуют методы воздействия государства на экономику: Методы прямого регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Функции Государства в экономике:
38. Государственные финансы. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Государственные финансы. Госбюджет. Бюджетный дефицит: Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций: 1. Контрольная: эта функция является инструментом формирования и использования денежных средств. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием этих фондов по целевому назначения.
2. Распределительная: распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. 3. Регулирующая: эта функция проявляется посредством вмешательства государства через финансы в процесс производства. Госбюджет- это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется государственным устройством. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Главным звеном в финансовой системе является государственный бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс. Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Бюджетный процесс — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. Доходная часть государственного бюджета — формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности. Это и государственные займы, эмиссия бумажных денег. Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), финансирование науки, культуры, обороны и т.д. Государственный бюджет должен быть сбалансирован, т.е. расходы соответствуют доходам.
При условии превышения расходов над доходами наблюдается дефицит бюджета, а обратное явление называется профицитом бюджета. Принято считать, что если объем бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим. Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:
Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг. Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Бывает двух видов: 1. Внутренний - перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцам купившим ценные бумаги внутренних займов. 2. Внешний - перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, представившими деньги в заем на основе правительственных согласований.
39. Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика государства. Налоги. Принципы налогообложения. Фискальная политика гос-ва: Налог -это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую. Принципы налогообложения: • принцип справедливости, подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности. • принцип определенности, налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. • принцип удобства, каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика; • принцип экономии, каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Фискальная политика — правительственнаяполитика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Фискальная политика является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно валового внутреннего продукта. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
40. Кредитно-денежная система государства. Банковская система. Центральный банк и его функции. Кредитно-денежная сис-ма гос-ва. Банковская сис-ма. Центральный банк: Кредитно-денежная политика – это совокупность государственных мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк (ЦБ) страны. Основным объектом кредитно-денежного регулирования со стороны ЦБ выступает наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Основные цели и задачи кредитно-денежной политики: - устойчивый экономический рост; - полная занятость; - обеспечение устойчивой национальной валюты и стабильности цен; - устойчивый платежный баланс; - выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением; - воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег. Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран Центральные банки выполняют следующие основные функции:
Основной источник ресурсов Центрального банка - деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, то есть создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования правительства и коммерческих банков. Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Особенностью Банка России является то, что, с одной стороны, он является органом государственного управления, а с другой стороны, - юридическим лицом, которое может вести предпринимательскую деятельность. Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки. Международная практика знает несколько типов банковских систем:
42. Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Кредитно-денежная политика государства.
Предложение денег в нац. экономике. Структура денежной массы: В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Структура денежной массы характеризуется денежными агрегатами, расположенными по мере их укрупнения (каждый предыдущий агрегат включается в последующий). Для измерения денежной массы используются следующие денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3. Агрегат М0 – это наличные деньги (бумажные и металлические) в обращении. Агрегат М1 включает М0 плюс деньги на текущих счетах населения и на расчетных счетах предприятий, счетах до востребования в банках, дорожные чеки. Под деньгами в узком смысле подразумевается агрегат М1, с помощью которого производится большинство операций обмена. Денежный агрегат М2 включает М1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах в коммерческих банках, депозиты в специализированных финансовых учреждениях и некоторые другие активы. Денежные средства, входящие в данный агрегат, не могут непосредственно переводиться от одного лица к другому и использоваться для совершения сделок. Они выполняют главным образом функцию средства накопления. Агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа, облигации государственного внутреннего валютного займа. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3, включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1. Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность базовой процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики. Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:
43. Неравенство в распределении доходов в рыночной экономике. Роль государства в перераспределении доходов. Система социальной защиты.
Неравенство в распределении доходов в рыночной экономике: Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доходы являются конечной целью и мощным стимулом трудовой и предпринимательской деятельности каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть денежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики. Доходы - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Важной социально-экономической проблемой любого общества является распределение дохода. Распределение национального дохода, формирование личных (семейных) доходов - элемент экономической системы, который непосредственно связан с жизненными интересами каждого. Есть две противоречивые концепции справедливого распределения доходов. Эгалитаристская концепция справедливым считается уравнительное распределение доходов. Такое распр-е, по мнению сторонников этой концепции, обеспечивает доброжелательные отношения между людьми, отсутствие зависти и соц. стабильности общества. Рыночная концепция справедливым считает неравное распределение доходов. Неравные доходы возникают потому, что одни граждане более способны, образованы, опытны и удачливы, чем др. Гос. перераспределение доходов осущ-ся прямым и косвенным способом. Меры прямого регулирования доходов: а) «трансфертные платежи» - это денежные выплаты малообеспеченным группам, пенсионерам и безработным; б) индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при опр-ном законом проценте инфляции; в) обязательный минимум зарплаты, как база оплаты труда во всех сферах экономики. Меры косвенного воздействия на перераспределение доходов: регулирование цен на соц. важную продукцию; прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода Система соц. защиты. Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|