Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Понятие и сущность менеджмента. 2. Цели и задачи менеджмента. 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента. 4. Экономический механизм менеджмента. 5. Эволюция теорий управления: основные этапы становления и развития научного управления. 6. Школа научного управления: особенности методологии. 7. Административная или классическая школа управления: направления развития. 8. Школа человеческих отношений и поведенческих наук: вклад направления. 9. Современная школа управления: ключевые положения «новой школы» управления. 10.Понятие принципов управления, их объективный характер, классификация. 11. Сущность и содержание общих принципов управления. 12. Сущность и содержание специфических принципов управления. 13. Основные принципы менеджмента. 14. Понятие методов управления. 15. Экономические методы управления. 16.Административные методы управления. 17. Социально-психологические методы управления. 18. Понятие, значение и классификация функций управления. 19. Общие функции управления и их характеристика. 20. Состав и содержание конкретных функций управления. 21.Организация, как важная функция управления. 22. Особенности функции прогнозирования и планирования. 23.Сущность и значение функции контроля. 24. Сущность и значение функции координации и регулирования. 25. Мотивация как основная функция менеджмента в современных экономических отношениях.
1. Совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.
2. задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода; цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода
3. Существуют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента. Экономический аспект — это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достижения поставленных целей. К нему относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права, касающиеся вопросов создания предприятий, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса. Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу. Менеджмент в зависимости от видов и последовательности действий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонений прогнозируемых итогов от установленной цели.
Оперативное управление заключается в деятельности по реализации вышеуказанных мер: создание нужной структуры и обеспечение необходимыми ресурсами; руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры. Контроль подразумевает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления. Эффективный менеджмент предполагает единство всех аспектов и стадий процесса управления. 4. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.
5. Развитие науки управления можно разделить на три этапа: На ее основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов организации в управлении, повышению эффективности лидерства. 3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время). В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.
7. Административная школа в управлении преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта:
§ разработку рациональной структуры организации; § построение на ее основе рациональной системы управления персоналом — бюрократической модели. Анри Файоль (1841 — 1925), французский социолог, считается основателем административной школы управления. Заслуга Фай- оля заключалась в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению предприятием. По утверждению Файоля, вначале необходимо создать продуманную структуру, где нет дублирования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивать подходящих работников, т.е. принцип соответствия работников структуре. Классическая модель организации, сформировавшаяся на основе разработок Файоля и его последователей, базируется на четырех принципах: § четком функциональном разделении труда; § передаче команд и распоряжений сверху вниз; § единстве распорядительства («никто не работает более чем на одного начальника»); § соблюдении принципадиапазона контроля (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных), который предполагает, что при арифметическом росте числа подчиненных число возможных связей между ними, которые приходится контролировать руководителю, возрастает в геометрической прогрессии (Л. Урвик). Таким образом, согласно классической теории организации, последнюю нужно строить под работников. Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, примерно в то же время провел анализ деятельности бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая. Бюрократия в организации характеризуется: § быстротой принятия решений; § оперативностью в решении производственных вопросов; § жесткостью связей, что способствует устойчивости бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации. Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. Рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологией, коммуникациями и управлением. Однако для административной школы управления характерно игнорирование человека и его потребностей. Ее сторонники пытались повысить эффективность организации в обход человека, посредством выполнения административных процедур по управлению формальной стороной организации. В итоге административная школа, признавая значение человеческого фактора, не смогла осознать значимость эффективности мотивации труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|