Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послепроизвольное внимание

Проведите ревизию своей истории

Чтобы с полным правом произнести «я», нужно понять и принять прошлое своей семьи, осознанно занять в ней свое место. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас самих. И чтобы стать собой, нужно осознанно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что мучает нас.

Отличайте себя от своей социальной роли

Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, мать семейства, словно заперев себя в одном-единственном образе. Но в течение дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. Эти состояния приходится постоянно согласовывать друг с другом. Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь останусь таким навсегда».

Продолжайте развиваться

«Я таков и ничего с собой поделать не могу», «У меня такой характер» – кто из нас не слышал подобных фраз? Порой мы начинаем верить в то, что мы сформировались окончательно, что все свойства нашей личности и особенности характера неизменны. Но встав на такую позицию, человек ограничивает себя, он не позволяет себе двигаться вперед, развиваться, а потому отгораживается от самого себя. Путь к себе – постоянное развитие и изменение.

Будьте подлинным в общении

Некоторым кажется, что быть собой означает рассказывать о себе буквально все и откровенно говорить другим то, что о них думаешь. На самом деле наша задача – найти соответствие между собственными мыслями, чувствами и тем, что мы высказываем другому человеку. Если, общаясь, я понимаю, что для меня значимо, предполагаю, что важно собеседнику, учитываю место и время общения, я смогу высказать свои мысли и чувства, не нарушая границ другого.

Признавайте негативные чувства

Вытесненные воспоминания, душевные травмы, безотчетные желания мешают нам быть искренними. Мы не признаемся в них себе, потому что бессознательно боимся их разрушительной силы. Но если мы работаем с ними, изучая себя, то мы начинаем и с другими общаться иначе. Это обогащает и упрощает нашу жизнь: дает возможность ярче переживать свои чувства, свободнее говорить о себе и своих желаниях и в то же время снимает с нас тяжкую необходимость притворяться или приукрашивать себя.

Определите границы своих возможностей

Осознавая, что мы чего-то не умеем, не хотим или не успеваем сделать, мы испытываем сильные и не всегда приятные эмоции, но в результате начинаем намного лучше понимать себя.

Смотрите на себя со стороны

Узнать, являемся ли мы в данный момент сами собой, помогает нам «другой-в-нас-самих» – речь о том внутреннем ощущении себя, благодаря которому мы способны заметить и соотнести друг с другом наши чувства, мысли и поступки. Этот другой не надсмотрщик, не оценивающий интеллектуал, скорее его можно сравнить с неким ангелом, который заботливо обращает нас к самим себе.

Виды человеческих ощущений

Дистантные ощущения

Зрение

Слух

Обоняние

Контактные ощущения

Вкус

Тактильные ощущения

Боль

Температурные ощущения

Вибрационные ощущения

Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

Чувствительность от внутренних органов

Мышечная чувствительность

Вестибулярная чувствительность

Головокружение (симптом)

5 Общая характеристика познавательных процессов -Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

3 Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.1. Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.Сравнительный метод — сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.Сравнительно-возрастной метод — сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.Лонгитюдный метод — многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т.п.).2. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т.п.).4. Интерпретационные методы: генетический и структурный.Генетический метод — интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

 

7 Восприятие, перцепция - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Свойства памяти:

Точность

Объём

Скорость процессов запоминания

Скорость процессов воспроизведения

Скорость процессов забывания…..

Модель Ричарда Аткинсона (Richard Atkinson) и Ричарда Шиффрина (Richard Shiffrin) выделяет три структуры памяти: сенсорное хранилище (sensory store), содержащее ограниченный объем информации, сохраняемую на небольшой период; кратковременное хранилище, сохраняющее также небольшой объем информации на более продолжительный срок; долговременная память, сохраняющая значительный объем информации на продолжительный период или постоянно. Аткинсон и Шиффрин рассматривали эти хранилища не в качестве определенных психологических структур, но как гипотетическую, ментальную модель помогающую понять функционирование памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.

Функциями внимания являются:

обнаружение сигнала

бдительность

поиск

избирательное внимание

распределенное внимание

Виды внимания:

Непроизвольное (пассивное) внимание:

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

 

Свойства внимания

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

Объём

Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Согласно Корневой Л.В. объём внимания колеблется от 4 - 7 объектов.

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...