Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приграничные российские территории обладают сырьевыми и энергетическими ресурсами, а также мощной промышленной базой, развитой наукой и техникой, способными найти применение в Китае.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью определить тенденции развития российско-китайских отношений не только на общегосударственном уровне, но и на уровне сотрудничества приграничных территорий.

3. Целью данного исследования является рассмотрение состояния и перспектив развития межрегионального приграничного сотрудничества России и КНР.

 

4. Реализация поставленной цели обуславливает решение следующих задач:

· раскрыть понятие и содержание приграничного сотрудничества и его места в региональном развитии;

· осуществить историко-правовой анализ приграничного сотрудничества России и КНР;

· раскрыть проблемы и перспективы российско-китайского приграничного сотрудничества на современном этапе.

5. Объект и предмет исследования. Объектом исследования: межрегиональное сотрудничество приграничных регионов в современном мире. Предметом исследования является специфика, особенности становления, современное состояние, проблематика и перспективы развития межрегионального приграничного сотрудничества России и КНР.

 

6. В качестве рабочей гипотезы данного исследования выдвигается следующее, «Несмотря на существующие проблемы в развитии межрегионального приграничного сотрудничества России и КНР, обе страны стараются найти пути решения этих проблем, создавая многосторонние линий сотрудничества на приграничных территориях. Как межгосударственные, так и приграничные взаимоотношения между Россией и Китаем служат укреплению геополитических позиций, решению внешнеполитических и экономических задач государств, способствуют сближению взглядов по разным аспектам взаимодействия.» « Также на фоне усиливающегося напряжения между Россией и западными странами, двусторонние отношения с Китаем могут стать приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации, в связи с этим российско-китайское приграничное региональное сотрудничество имеет хорошие перспективы в дальнейшем».

7. Для достижения целей и выполнения задач этого исследования была определена следующая структурно-логическая схема исследования: введение, основная часть, состоящая из трех разделов (восьми параграфов), заключения, списка литературы.

8.Во введении поставлены цели работы и задачи, определены объект и предмет исследования, показана актуальность работы, выдвинута гипотеза, перечислены методы исследования. Также в данном разделе представлены источники информации и основные сведения о структуре работы.

Основная часть состоит из трех глав.

В первой главе рассматриваются теоретические и практические основы приграничного сотрудничества, место приграничного сотрудничества в региональном развитии, даются различия между пограничным и трансграничным регионом, содержание и особенности приграничного сотрудничества. Данная глава состоит из трёх параграфов.

В заключение первой главы были сделаны выводы по главе, выделены основные идеи главы. Был сделан вывод, что место приграничного сотрудничества в территориальном развитии определяется его способностью к мобилизации и эффективному использованию существующего потенциала приграничных регионов и территорий, а также связано с сочетанием потенциальных возможностей ресурсов приграничных регионов и территорий двух или более стран, имеющих общую границу, с целью решения задач пространственного развития в пределах приграничных регионов.

Во второй главе рассматривается историческая ретроспектива приграничного сотрудничества между РФ и КНР, рассматривается государственно-правовые и региональные основы российско-китайского приграничного сотрудничества. В процессе расширения межгосударственного взаимодействия между Россией и Китаем постепенно формировалась инфраструктура межрегиональных свя­зей. Ее ключевыми элементами должны были стать нормативно-правовая база и структуры для организации двустороннего сотрудничества. Нормативно-право­вая база регионального взаимодействия создавалась как на межгосударственном уровне (межгосударственные и региональные договоры и соглашения), так и каждой из сторон (нормативно-правовая база РФ и КНР). Также рассматриваются особенности становления и развития сотрудничества Китая и России в постсоветский период, специфика торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем на начальном этапе взаимоотношений между странами в постсоветский период, роль России в экономической жизни трех провинций Северо-Востока КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь и Авто­номный район Внутренней Монголии). Данная глава состоит из двух параграфов.

В заключение второй главы были сделаны выводы по главе, выделены основные идеи главы. Был сделан вывод, чтоторгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем на начальном этапе взаимоотношений между странами в постсоветский период положило надежную основу для улучшения торгово-экономических связей в современный период. Приграничные связи имели преимущественно торгово-экономический характер. Именно экономические мотивы являлись мощной силой, толкавшей к сближению. Территориальные, групповые, индивидуальные экономические интересы определяли выбор направлений и форм региональной политики.

В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы Российско-китайского приграничного сотрудничества на современном этапе. Рассматриваются основные направления, по которым будет развиваться сотрудничество, например, представлены перспективы развития приграничных торгово–экономических отношений и инвестиционного сотрудничества. Данная глава состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе данной главы проводится анализ современного состояния и проблематики сотрудничества с Китаем в рамках внешнеполитической стратегии России. Особое внимание уделяется «Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики», принятой на современном этапе.

Во втором параграфе данной главы рассматривается самоидентификация Китая в глобализированном мире. Также исследуются положительные и отрицательные для КНР аспекты в сотрудничестве с Россией.

В третьем параграфе данной главы уделяется внимание основным направлениям торгово-экономического сотрудничества между странами в контексте перспективы создания единого экономического пространства. В данном параграфе затрагиваются основные проекты России на Дальнем Востоке и Сибири, такие как строительство нефте- и газопроводов для поставок российских углеводородов в КНР, развитие сотрудничества в области цветной и черной металлургии, энергетической, горнорудной промышленности, повышения уровня сотрудничества с Китаем по линии производственной кооперации.

В заключение третьей главы, были сделаны выводы, что для развития российско-китайского приграничного сотрудничества важное значение имеет максимальное подключение Китая к реализации программы развития российского Дальнего Востока, а России – к программам развития северо-востока Китая и западных районов. Одним из самых выгодных для России направлений может стать создание совместных производственных предприятий на территории России и последующий экспорт продукции на китайский рынок в рамках зон свободной торговли.

Представляется также целесообразным создавать на приграничной с Китаем территории промышленные зоны научно-технического сотрудничества, различные зоны приграничного торгово-экономического сотрудничества, которые могли бы стать своего рода анклавами (кластерами) для отработки новых форм двустороннего торгово-экономического взаимодействия. Впоследствии этот опыт мог бы переноситься на другие регионы Дальнего Востока и Сибири.

 

9. В заключение данной выпускной магистерской работы подводятся итоги исследования, даются выводы по исследуемой проблеме.

Российско-китайские отношения, в том числе - в сфере экономики и торговли с большой долей вероятности будут определяться потребностями наших стран во всесторонней модернизации. Российско-китайское «партнерство для модернизации» позволит Китаю использовать российские ресурсы и лидерство в некоторых областях технологий, в которых Россия имеет конкурентное преимущество. В свою очередь российская модернизация могла бы опереться на финансово-экономическую мощь Китая и использовать современные технологии, разработанные в Китае или импортированные им. Таким образом, модернизация наших стран может стать взаимовыгодным и взаимодополняемым процессом.

Недостаточно развитая инфраструктура российско-китайского приграничного сотрудничества, особенно с российской стороны, может стать наиболее серьезным вызовом для его развития. Следует совместными усилиями решать вопросы, связанные с наличием современных пограничных переходов и пропускных пунктов, дорог и мостов в районе границы.

10. В настоящий момент в основу стратегии взаимодействия приграничных провинций Китая с приграничными областями России положена идея экономической взаимодополняемости соседних территорий.

Основа сотрудничества приграничных территорий двух государств видится в том, что на территории Северо-Восточного Китая производятся продукты питания (зерно, овощи, мясо) и имеется избыточная рабочая сила, в которых нуждается российский Дальний Восток.

Приграничные российские территории обладают сырьевыми и энергетическими ресурсами, а также мощной промышленной базой, развитой наукой и техникой, способными найти применение в Китае.

3)Доступ к богатым природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока рассматривается как фактор стратегического характера, поскольку предназначен он для реализации не столько в интересах Северо­Восточного Китая, сколько в целях удовлетворения растущих потребностей всей страны, прежде всего в нефти, газе, энерго- и гидроресурсах.

Китай нуждается в ослаблении демографического давления и порождаемой им безработицы. Как частичное решение проблемы безработицы рассматривается экспорт рабочей силы в Россию, увеличение количества рабочих мест на предприятиях, ориентированных на производство продукции для России и обслуживание российских туристов и предпринимателей.

 

 

11. В течение последних лет неотъемлемой частью экспертной дискуссии, посвященной российско-китайским отношениям, стал тезис о том, что экономическое сотрудничество двух стран по своей интенсивности значительно отстает от политического диалога.

В сфере политического сотрудничества визиты президента России В.В. Путина в Китай в 2012 г. и в особенности председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в 2013 г. подтвердили высокий статус российско-китайского стратегического партнерства. Визит российского президента в Шанхай, состоявшийся в мае 2014 г., завершился подписанием рекордного пакета двусторонних документов, в том числе тридцатилетнего контракта на поставку газа в Китай

Решения о создании Нового банка развития БРИКС, а также об использовании национальной валюты во взаимных расчетах между странами группы, принятые на саммите БРИКС в Форталезе в июле 2014 г., значительно изменили динамику развития российско-китайских валютно-финансовых отношений. Интенсивность российско-китайского военного сотрудничества подтверждается регулярными совместными военными учениями.

12. Вместе с тем, несмотря на успехи в российско-китайском политическом и стратегическом диалоге, Российско -китайские торгово-экономические отношения пока заметно отстают по темпам, уровню и масштабам своего развития. Для решения комплекса проблем в сфере российско-китайских торгово-экономических, финансовых и приграничных отношений представляется целесообразным:

1)Оптимизация структуры российско-китайской торговли за счет повышения доли продукции машиностроения и товаров с более высокой добавленной стоимостью (например, лес-пиловочник вместо леса-кругляка и т.д.).

2)Поощрение и участие российских предприятий в перестройке старых промышленных баз на северо-востоке КНР и в западных районах, а китайских – в развитии инфраструктуры и реконструкции промышленных предприятий и развитии сельского хозяйства на территории российского Дальнего Востока и Сибири.

3)Повышение статуса и значения, в том числе за счет участия первых лиц государства, торгово-экономических ярмарок в Харбине и Урумчи (КНР) и развитие аналогичных регулярных торгово-экономических ярмарок в азиатской части РФ (например, в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке).

4)Развитие и модернизация трансграничной инфраструктуры, т.е. построить мосты через реки Аргунь, Амур и Уссури, реконструировать существующие и построить новые железнодорожные линии и автомобильные трассы в приграничных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ.

5)Создание российско-китайских транспортных коридоров: водный путь «река – море» по рекам Амур, Сунгари и Уссури до Хабаровска, железнодорожный транспортный коридор «Восточный путь» из Китая через Суй-фэньхэ – Гродеково до Уссурийска.

6)Создание региональных сетей в сфере воздушных перевозок на базе аэродромов Харбина, Чанчуня, Шэньяна, Хух-Хото на территории КНР и Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Якутска на территории РФ.

7)Реконструкция российско-китайских погранпереходов по сухопутной и водной российско-китайской границе.

13. Для развития российско-китайского приграничного сотрудничества важное значение имеет максимальное подключение Китая к реализации программы развития российского Дальнего Востока, а России – к программам развития северо-востока Китая и западных районов. Для достижения этой цели было бы целесообразным создание постоянной российско-китайской комиссии по координации планов социально-экономического развития между северо-востоком Китая и российским Дальним Востоком, и Забайкальем. Целесообразно проводить на Дальнем Востоке России политику «малых шагов», используя опыт КНР 1980–1990-х гг. по осуществлению «открытой внешнеэкономической политики». Эта политика может быть осуществлена в несколько этапов:

1) Создание таможенных зон российско-китайской торговли на пограничных переходах Маньчжурия – Забайкальск, Гродеково – Суйфэньхэ, Благовещенск – Хэйхэ и др.

2) Создание свободных экономических зон в российских городах на границе с Китаем Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск.

3) Разработка и принятие закона о создании совместных предприятий в приграничных районах, в соответствии с которым вновь учрежденным совместным предприятиям предоставляются льготы различного характера.

4) Разработка и принятие закона о зонах технико-экономического развития на базе академгородков во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске и Новосибирске. В Китае это, как правило, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, технопарки и внедренческие лаборатории, а также компании, разрабатывающие и выпускающие высокотехнологичную продукцию, расположенные на единой территории. Субъекты таких зон получают государственное финансирование, приоритет отдается важнейшим направлениям современной науки.

 

14. Являясь членами региональных объединений, ведущими силами и центрами развития для менее развитых стран в своих регионах, Россия и Китай могут формировать инновационную политику в регионе по следующим направлениям:

1)Предоставление свободы перемещения специалистов и ученых (к примеру, введение безвизового режима для высококвалифицированных специалистов и ученых с помощью специальной региональной карты).

2)Формирование общего банка данных изобретений и результатов научно-технических изобретений для стимулирования прорывных научно-технических открытий в странах БРИКС, ШОС и дальнейшей демократизации сферы инноваций.

3)Разработка новых стандартов связи (например, протоколов передачи информации), обмена информацией, ее хранения и вариантов доступа; анализ специфики и преимуществ стран в процессе сотрудничества, направленного на развитие инноваций, и выработка соответствующей инновационной политики на национальном уровне.

4)Усиление взаимообмена студентами и научными работниками для повышения качества человеческого капитала.

5)Создание новых рынков в рамках региональных объединений (например, зон свободной торговли инновациями), рынков интеллектуальной собственности, знаний, управленческой и интеллектуальной рабочей силы и др.

15. Выводы. Российско-китайские отношения, в том числе - в сфере экономики и торговли с большой долей вероятности будут определяться потребностями наших стран во всесторонней модернизации. Российско-китайское «партнерство для модернизации» позволит Китаю использовать российские ресурсы и лидерство в некоторых областях технологий, в которых Россия имеет конкурентное преимущество. В свою очередь российская модернизация могла бы опереться на финансово-экономическую мощь Китая и использовать современные технологии, разработанные в Китае или импортированные им. Таким образом, модернизация наших стран может стать взаимовыгодным и взаимодополняемым процессом.

Представляется также целесообразным создавать на приграничной с Китаем территории промышленные зоны научно-технического сотрудничества, различные зоны приграничного торгово-экономического сотрудничества, которые могли бы стать своего рода анклавами (кластерами) для отработки новых форм двустороннего торгово-экономического взаимодействия.

В разделе «Цели кредитно-денежной политики» Стратегии-2020 России прописана возможность использования сырьевой ренты для стимулирования экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности. Исходя из этого, представляется, что наращивание торговли природными ресурсами с Китаем и последующее использование сырьевой ренты будет полезно для социально-экономического развития нашей страны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...