Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История товарного знака




Понятие товарного знака.

 

Товарный знак (также Товарная марка, англ. Trademark)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Термин «товарный знак», используемый в тексте Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», охватывает две его разновидности: собственно товарные знаки и знаки обслуживания. Строго говоря, услуга является таким же товаром, предметом договоров, как и вещественные объекты. Однако маркировать услугу, которая представляет собой, согласно ГК, определенную деятельность, невозможно. Поэтому говорят о знаках обслуживания, которые, как правило, используются в различного рода рекламных материалах, украшают оборудование и инвентарь, используемые для оказания услуг. Экономическое значение использования знаков обслуживания и коммерческая целесообразность правовой охраны этих знаков, общие начала оценки исключительного права на их использование и предоставление права на такое использование - все эти аспекты знаков обслуживания такие же, как у товарных знаков.


 

История товарного знака

 

История товарного знака как средства индивидуализации имеет многовековую историю. С давних времен люди помечали свои вещи особыми знаками собственности, чтобы их можно было отличить от чужих.

Древний мир

 

Примерно 5000 лет до нашей эры, когда появилось производство глиняной посуды, на ней стали наносить такие обозначения, которые в настоящее время можно отнести к товарным знакам. Одним из тысячи различных гончарных клейм было фабричное клеймо FORTIS. Это клеймо было настолько известным, что часто подвергалось подделыванию.

Рис. 1. Знаки на древней керамике.

Гончары древнего Рима свои изделия помечали особыми знаками, по которым покупатель мог легко отличить их изделие от других. Например, в развалинах древнеримского города Помпеи был обнаружен знак, изображающий ряд свиных окороков, служивший вывеской мясной лавки.

Рис. 2. Знаки на римских кирпичах.

Средние века

 

В средневековье с развитием торговли, товары, производимые гильдиями ремесленников и купцов, помечались специальными клеймами. В дальнейшем это стало гарантией качества. Тогда же торговая гильдия предложила обязательное использование товарных знаков. Это обязывало производителя соответствовать определенным стандартам качества и тем самым защитить свою репутацию.

Рис.3. Верхисетское железо А.Я.Сибирь

Знаменитое на весь мир верхисетское железо так же имело клеймо. В торговом мире это верхисетское железо было известно как «яковлевское» имело заводскую марку «А.Я.Сибирь» с изображением соболя. «А» – означало Алексей, «Я» – Яковлев, а «Сибирь» - означало уральские заводы, так как все уральские заводы входили в Сибирскую губернию

Эпоха промышленной революции

 

До начала промышленной революции товарные знаки имели ограниченное применение. Промышленная революция, которую можно назвать расцветом использования товарных знаков, дала возможность использования товарных знаков как средство рекламы. Промышленный переворот, произошедший сначала в Англии, а потом и в других европейских странах, при переходе от мануфактуры к машинному производству, привел к росту производства товаров. Товары стали перевозить на дальние расстояния, что существенно затрудняло определение производителя. Развитие производства и обострение конкуренции между производителями способствовало резкому увеличению количества товарных знаков и масштабов их использования. Их появление связано с периодом становления товарно-денежных отношений.

 

Рис.3. Знак компании Форд мотор.

90-е годы

 

Возникновение интереса к товарным знакам в начале 90-х годов было вызвано появлением частной собственности, открытием свободного рынка и, как следствие, регистрации большого количества частных предприятий. Возникла необходимость в защите производителей и потребителей от подделок.

 

 

Рис.4. Известные бренды начала 90-х.

 

Современная Россия

С 1 января 2008 года вступила в силу 4-ая часть Гражданского кодекса Российской Федерации – единого законодательного акта, включающего в себя все институты права интеллектуальной собственности, в том числе Гл.76, посвященную средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Большая часть данной главы посвящена товарному знаку, а именно вопросам предоставления правовой охраны, использования, защиты, распоряжения исключительным правом на товарный знак.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...